«Большая голова». История Хосе Фройлана Гонсалеса, принесшего Ferrari первую победу в Формуле 1
Рассказывает Найджел Робак.
Я встретил Хосе Фройлана Гонсалеса лишь однажды, в 2002 году. Гран-При Бельгии тогда выиграл Михаэль Шумахер, и это была 100-ая победа Ferrari вместе с их топливным поставщиком: счастливый случай был в том, что компания пригласили на гонку того, кто добыл для них самую первую. На самом деле, победа Гонсалеса на Гран-При Великобритании 1951 была первой и для Ferrari, с тех пор как официально появился Чемпионат мира.
В Южной Америке любят придумывать прозвища для своих героев: Хуана-Мануэля Фанхио звали El Chueco («кривоножка»), а Гонсалеса – El Cabezon. «Большая голова», - со смехом пояснил он. Это прозвище не несло какого-то эгоизма в себе, это было буквальное описание. Во времена своей гоночной карьеры Гонсалес был довольно крепким мужчиной, но Стирлинг Мосс говорил, что в его фигуре не было ничего нелепого: «Это были только мышцы, уж поверь мне». Теперь, будучи уже немолодым, Хосе Фройлан казался вполовину меньше, чем раньше.
Хосе Фройлан Гонсалес, Ferrari 625, Гран-При Великобритании 1954
Вспоминая свою гоночную карьеру, Гонсалес говорил очень оживленно, быстро, часто смеялся, его рассказ о прорыве в высшую серию автоспорта звучал обманчиво прямолинейным: «Фанхио приехал в Европу в 1949, я последовал за ним на следующий год, выступая за команду автомобильного клуба Аргентины. Мы гоняли на Maserati, раскрашенные в национальные цвета, но они не были шибко надежными или быстрыми».
Так случилось, что Гонсалес управлял и Ferrari той же команды, и для гонок Formule Libre Temporada в Южной Америке машина была подготовлена особым образом. В начале 1951 пара гонок должна была пройти в Буэнос-Айресе, и это было критически важно. Именно там Mercedes ненадолго вернулись в гонки на W139, которые доминировали в 1939. За рулем одной из них был Фанхио. За рулем Ferrari Гонсалес объехал обе немецкие машины в обеих гонках и получил приглашение в Маранелло. «Вернувшись в Европу, я отправился к Коммендаторе и сказал, что, если он нуждается во мне, я буду рад гоняться за него. Когда Серафини сломал ногу во время гонки Mille Miglia, Феррари попросил меня гоняться в Реймсе».
Хосе Фройлан Гонсалес, Ferrari 553, Гран-При Франции 1954 в Реймсе
Хосе Фройлан быстро адаптировался к 4.5 литровому 375 сильному двигателю и квалифицировался шестым. В гонке ему пришлось передать свою машину Альберто Аскари, который сошел: «Когда я заехал в боксы на дозаправку, руководитель команды сказал, что Аскари необходимо отдать машину, так что я мало, что мог сделать – у меня даже не было контракта! Альберто финишировал вторым, очки были поделены». После Реймса Феррари позвонил Гонсалесу: «Он сказал, что, если я хочу ездить вместо Серафини весь сезон, то, пожалуйста. Тогда мы подписали контракт. Честно, я даже не знал, что там написано! Я просто спросил его, застрахованы ли гонщики. Он сказал, что да, и тогда я подписал. У меня была зарплата плюс мне давали деньги на разные расходы».
Дальше по плану был Сильверстоун, новый трек для Гонсалеса. Но он всех удивил, взяв поул с преимуществом в секунду! «Ааа…Сильверстоун 1951…тогда на первом ряду было четыре машины: Фанхио, Фарина, Аскари и я. На брифинге сказали, что тот, кто допустит фальстарт, получит минуту штрафного времени, так что мы все нервничали никто не посмел двинуться раньше времени – три машины из второго ряда обошли нас всех! В первом повороте я был пятым, но на втором круге я прошел Бонетто в борьбе за лидерство, Фанхио вышел на второе место. Мы боролись всю дорогу». Фотографии Гонсалеса с той гонки запечатлели его машину в скольжении. Это напомнило Фанхио на Maserati 250F в Руане 1957. «Конечно, барьеров тогда не было, так что зрителям было хорошо видно гонщиков…»
Хосе Фройлан Гонсалес (Ferrari 375) финиширует первым на Гран-При Великобритании 1951 - первая победа Ferrari
В конце 1951 Alfa Romeo отказалась от участия в чемпионате, Фанхио подписал контракт с Maserati, и он хотел, чтобы Хосе Фройлан присоединился к нему. «Я не хотел покидать Ferrari, но в Maserati были готовы больше заплатить, а это в те дни было важно». Следующие два сезона были не слишком удачные для тех, кто не гонялся за Ferrari. Гонсалес же гонялся дополнительно за BRM в отдельных гонках. «BRM дали Фанхио и мне по 1000 фунтов, чтобы мы тестировали машину в течение года, мы поделили эту сумму. С машиной было много проблем – когда вы тормозили и поворачивали…машина направлялась в другую сторону! В Алби в 1953 я приехал вторым, но с шинами постоянно были проблемы. Мы могли объехать Ferrari на прямой как стоячих, но мы должны были быть очень аккуратными, так как шины готовы были соскочить с дисков. Я помню, как однажды ошметок резины врезался в бок моего шлема. Ох, много чего можно было бы рассказать о той машине…»
Хосе Фройлан Гонсалес и Морис Тринтиньян
В 1954 Гонсалес вернулся в Ferrari, выиграл в Сильверстоуне (и Гран-При, и International Trophy), а также одержал великолепную победу в Ле-Мане на пару с Морисом Тринтиньяном. «Возможно, это моя самая яркая гонка. Дождь шел 17 из 24 часов, я проехал около 4000 км. Мы боролись с Jaguar. В дождь Jaguar были быстрее Ferrari, но у нас было больше мощности, и мы были впереди ближе к концу, перед тем как начался шторм. За полчаса до конца мы совершили последнюю дозаправку, и двигатель не хотел запускаться, потому что залило свечи зажигания! Наконец, после семи минут он запустился, и мы смогли выиграть с преимуществом менее четырех километров!»
А через несколько недель произошла трагедия, которая положила конец гоночной карьере Гонсалеса в Европе. На тренировке к Гран-При Германии его близкий друг и соотечественник Онофре Маримон попал в аварию на Maserati и погиб. «Мы тогда не думали о безопасности. Сейчас, если гонщик погибает, это трагедия, но тогда шанс выжить был 50%. На таких треках, как Нюрбургринг, понятия безопасности не было вовсе. Онофре вылетел, врезался в деревья, и все кончилось. Его родители были там, мои тоже. Это был кошмар…»
Хосе Фройлан Гонсалес, 2011 год
Убитый горем Гонсалес проехал гонку, лидировал какое-то время, но его обошел Майк Хоторн. «Я закончил сезон, но из-за того, что случилось с Маримоном, у меня начались проблемы с женой, и мои родители тоже просили меня закончить. После того, как я покинул Европу, я перебрался в Южную Америку и выиграл с Ferrari два чемпионата. Машину предоставил Коммендаторе – да, я купил ее, но довольно дешево. У моего друга была Ferrari, но он загнал двигатель, так что я отдал ему свою, а ту оставил и даже поместил в нее двигатель Chevrolet! Тогда мы использовали все, что было доступно, и это даже неплохо работало».
После последнего появления в Формуле 1 на Гран-При Аргентины 1960 за рулем Ferrari Гонсалес прекратил свою карьеру, и прожил долгую и счастливую жизнь. Он умер в Буэнос-Айресе в 2013 году на 91-м году жизни.
Это перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing UK за декабрь 2019 года.
Фото: MotorsportImages.com.
Статьи этого блога: