Руслан Сабитов: “Думал, что после скелетона для меня уже ничто не покажется страшным”
"Попал в скелетон благодаря комментатору"
- У твоих увлечений есть одно общее – скорость. Откуда взялась эта любовь к скорости?
- Мой отец – кандидат в мастера спорта по мотокроссу. Это гонка на мотоциклах по длинной трассе с поворотами, типа Формулы-1. Года четыре он этим занимался, покупал чешский мотоцикл за свой счет. Потом закончил, летчиком стал. Но автоспорт не разлюбил. У кого-то отцы смотрят футбол, а мой смотрел Формулу-1. Ну и я смотрел, куда деваться? Михаэль Шумахер, «Феррари»… Отсюда и началась любовь к гонкам.
- Сам пробовал ездить?
- Года в 4 первый раз проехал на картинге. Помню, у меня еще ноги до педалей не доставали, мне сидушку специальную подкладывали. Прикольно было, что едешь сам. Но постоянным занятием это не стало – так, 2-3 раза в год. Ведь как можно стать гонщиком? Купить свой карт, оплатить сезон. Другие страны, перелеты, соревнования. Кто это оплатит? Только твой папа из кармана. Это потом уже только спонсоры находятся. Если углубиться в Википедию, можно прочитать, что у 90% гонщиков отцы – олигархи и бизнесмены. Потому что начинать надо в 5-6 лет. Сейчас уже 16-17 летние ребята попадают в Формулу-1, как, например, Макс Ферстаппен.
- В футбол попасть проще?
- В России многое решают связи, я вот благодаря знакомым попал в детскую школу «Спартака». Прозанимался там полтора года. Однажды сломал руку, и после переклинило – началась боязнь мяча. Все на мяч – я от него. Потом это прошло, играл в школе, отыграл два года в команде МСХА – Московской сельскохозяйственной академии. Но в «Спартак» вернуться уже не было возможности. А в 15 лет я пошел в скелетон.
- Как узнал об этом виде спорта?
- Смотрел по телевизору зимнюю Олимпиаду в Турине. Бобслей комментировал Алексей Попов. Я узнал голос, услышал, что он называет бобслей зимней Формулой-1, и подумал, почему бы не реализоваться там? Нашел телефон федерации, позвонил. Сказали, что в бобслей в 15 лет мне идти рано, и чтобы я обратился к команде по скелетону. Связался с Александром Николаевичем Зайцевым. Поехали, помню, вместе с бабушкой на Воробьевы горы. Я пухлый такой был, 83 килограмма весил, и рост тогда был меньше. Но меня взяли – главным было желание. Уже на следующий день представили тренеру – Денису Равильевичу Алимову, который занимался с молодежью. Так все и началось.
"Страх скорости никогда не пропадет"
- Сколько проходит времени с момента начала занятий до первого заезда по трассе?
- Пять месяцев. Главное – нас готовили психологически. Чтобы мы заранее изучали трассы. Не боялись. Трус отсеивался сразу, после первых сборов. Это надо было проверить тренерам. А дальше уже пошла работа – бег и физподготовка.
- Что почувствовал, впервые проехав по желобу? Ту самую скорость, которую любишь с детства?
- Куда там, о скорости вообще не думал. Земля крутилась вокруг меня, искры летели из глаз, я ничего не понял. Просто куда-то там вперед ехал, думал, как бы с трассы не вылететь. Как овощи в миксере крутятся – вот так я себя чувствовал. Полный сумбур. Первые разы едешь – главное выжить. Потом уже, заезда с десятого, начинаешь что-то понимать. Как ехать прямо, без бортов, как поддерживать скорость.
- А страх со временем уходит?
- Кто бы ни говорил, что он бесстрашный и ничего не боится, на самом деле все чуточку внутри переживают. Перед заездом потрясывает или возникает ощущение, как будто в туалет хочешь. Со временем это притупляется, но в подсознании все равно сидит, что это небезопасно, что может что-то случится. Страх скорости никогда не пропадет. Об этом в интервью говорят даже гонщики-ветераны Формулы-1.
- То есть в автогонках так же?
- Я катался на спортивном картинге, где с нуля до сотни разгоняешься за 4 секунды. Честно говоря, после скелетона я думал, что для меня уже ничего страшного не будет. Но оказалось, что есть вещи пострашнее. Давно таких сильных ощущений не испытывал – первые минут 5 было прямо не по себе.
- Киберспорт хорош как раз тем, что тут нет страха?
- Точно – разобьешься, нажимаешь Escape и поехал дальше! Вообще, симуляторы используются для того, чтобы пилоты изучали трассу, а инженеры смотрели, какие тактики можно попробовать, не тратя при этом деньги на реальный выезд. Это значительная экономия бюджета. Ощущения, конечно, другие, своей пятой точкой трассу не чувствуешь, даже если симулятор двигается. Но когда после симулятора ты выезжаешь на реальную трассу, ты уже на 50% готов. Знаешь, куда поворачивать, когда тормозить, какая будет связка поворотов.
- А в скелетоне есть симуляторы трасс?
- А как же! Ложишься на стол. Говоришь: «Лево, право». Тренер записывает и проверяет, правильно ли ты сказал. Симуляторов нет, и деньги на это никто выделять не будет. Хотя сделать это нетрудно, и было бы полезно для молодых ребят.
"В бобслее звезды не сошлись"
- Сколько лет ты занимался скелетоном?
- Около 10. На молодежном уровне добился практически всего, кроме звания чемпиона мира по юниорам: выполнил мастера спорта международного класса, выиграл Кубок Европы. Почему не стал продолжать? И травмы были, и сам не смог конкурировать. Я сам с большими амбициями, потому для меня было – или все, или ничего. Потом провел еще сезон в бобслее, стал призером кубка России. Но в целом сезон сложился сумбурно. Мне много чего пообещали и ничего не выполнили. На сборы я ездил за свой счет. А смысл заниматься, если ездить за свой счет? Так и закончил.
- Понравилось пилотировать боб?
- Ощутимая разница со скелетоном. Реально приближено к автогонкам. В бобслее намного интереснее в плане пилотажа: чувствуешь педали, куда ноги ставишь, видишь перед собой нос болида. Мне очень нравилось. Я сделал 50 заездов, ни разу не упал, неплохо получалось. Но звезды не сошлись. Вернуться? Не думаю. Там такое болото… Мне говорили, что в бобслее все плохо, но оказалось, что еще хуже. Ну, хоть попробовал…
- Какие были планы на жизнь после спорта?
- Думал, что меня ждут тренером в скелетоне. Оказалось, нет. Поработал тренером полгода бесплатно. Ставок не было. Спортсменов я собрал сам по школам, набрал 7 человек. Один парень остался до сих пор в команде, надеюсь, напишете о нем. Кристиан Белинский – будущее российского скелетона, говорю с большой надеждой на это. Он приходил - спина колесом, вообще не спортсмен. Но у него есть желание, упорство, он ходил, тренировался – и преобразился. Бежит на эстакаде он очень неплохо, обыгрывает старших по возрасту. Верю, что у него все получится. Что до меня, то я недавно закончил РГУФК, получил степень бакалавра как педагог по физкультуре (легкая атлетика). Планирую получить еще одну специализацию – лечебная физкультура.
- У тебя было и другое увлечение – одно время вы с Невеном Митевым вели видеоблог.
- Начали делать блог «В завязке» вместе с тренером Денисом Алимовым. Были интересные вещи. Была и скандальная ситуация. Приехали в расположение команды год назад на сборы с целью снять позитивный ролик. Спортсмены стали подходить и спрашивать: «А можете вот это сказать, а можете то?». Мы говорим, давайте, раз уж пошло. Сделали выпуск. И начался скандал: “Что они себе позволяют?”... Ну, наверное, не впустую наши труды прошли…
"Защиту диплома можно перенести, а Ле-Ман нет"
- В этом году твоя фамилия засветилась в связи с киберспортивными событиями.
- Летом я участвовал в Москве в отборе на гранд-финал чемпионата России по Forza Motorsport 7, стал вторым. Там присутствовали представители SMP Racing и РСКГ – российской серии кольцевых гонок. Сказали, что открывают киберотделение, предложили позвонить. Там я тоже прошел отбор, и мне и еще троим ребятам предложили поехать в Ле-Ман и выступать за команду SMP в виртуальном зачете.
- Ого!
- Я тоже решил, что это круто. У меня в Москве в эти дни была защита диплома, но я рассчитал, что вроде возвращаюсь как раз день в день. В 4 часа ночи прилетел, в 7 поехал на защиту, защитился! Вот, делюсь лайфхаком, как надо готовиться к экзаменам. Конечно, я бы поехал в любом случае. Диплом можно перенести, а Ле-Ман нет.
- Как вас отбирали?
- Надо было проехать трассу за определенное время. Кто уложился и у кого была виза – те и поехали. Трое из Москвы, один из Санкт-Петербурга. Возраст от 22 до 29. Три основных пилота и один запасной. Нам оплатили все переезды, выдали экипировку. С нами был менеджер – пилот SMP Racing Матевос Исаакян, который сейчас выступает в Формуле-2, заменяет там одного гонщика. Слышали, была страшная авария? Антуан Юбер, к сожалению, погиб, а второй, Хуан Корреа, травмировался. Вот Матевос заменял его на этапах в Сочи и Абу-Даби. А во Франции Матевос был нашим менеджером, везде с нами носился, помогал, рассказывал. Вообще красавчик.
- Как провели время?
- Круто было. Много масс-медиа мероприятий: интервью, фотографии. По музеям возили. Проехали свою 24-часовую виртуальную гонку, через два часа реальная началась. Благодаря Матевосу попали в боксы команды перед самым стартом. В общем, до приезда в Москву я не спал 32 часа.
- Как ваша гонка проходила?
- По правилам можно ехать не больше 2,5 часов, потом смена. У нас было не 24 часа по одной и той же трассе, а разные гонки, просто на протяжении суток. Ездили по разным конфигурациям трасс Ле-Мана и на прототипах разных лет: от более старых, как у Джеймса Бонда, к более новым, а также по другим трассам. Машины нам попались ни рыба ни мясо, бывало, по 20-30 километров в час проигрывали. Чувствовал себя Фернандо Алонсо за рулем Макларена! Ездили в среднем по часу-полтора, смотря по тому, какая у кого любимая трасса и кто где быстрее едет. Спали в гоночном трейлере, но я может чуть больше часа поспал за все время. На подготовку к гонке у нас была неделя – я в Москве готовился 5 дней по 12 часов. Заняли предпоследнее место, 11-е, обыграв команду из Китая. Конкурентами были лучшие гонщики мира на этом симуляторе. Они разыграли призовой фонд в размере 100 тысяч долларов. А мы получили впечатления, эмоции и опыт.
- Реальную гонку потом смотрели?
- Да, конечно. Сначала отъездили свои 24 часа, потом посмотрели старт реальной гонки, поспали и дальше ночную часть уже смотрели до конца. Начало всей суеты вообще удалось посмотреть из боксов, где готовят машины. Были в специальном помещении с монитором вместе с пилотом SMP Racing Сергеем Сироткиным и его девушкой. Он ожидал своей очереди. Через пару часов поехал.
- Общались?
- Сироткина не стали напрягать. Неплохо пообщались с Михаилом Алешиным, который раньше выступал в Индикаре, с нашим менеджером Матевосом Исаакяном. Пересекались со Штофелем Вандорном, бывшим партнером Фернандо Алонсо. С Алексеем Поповым и Натальей Фабричновой сфотографировались. Было круто их всех увидеть. Нереально. Мечта детства сбылась.
"В IRacing можно посоперничать с Ферстаппеном"
- А в сентябре ты участвовал в финале чемпионата России по Forza Motorsport 7.
- Да, как раз отобрался туда, когда познакомился с представителями SMP Racing. Были отборочные турниры в трех городах – Москве, Нижнем Новгороде и Казани. В гранд-финал выходило по 3 человека из каждого города. Я выиграл, неожиданно для себя. Конечно, готовился, но от силы часа по 2-3 в день, это не очень много. Рассчитывал на 3-е место. На самом деле, по факту я стал вторым, но парня, занимавшего 1-е место, Егора Огородникова, после судейского разбирательства наказали 5 штрафными баллами. Я уступал 1 очко. Знал, где ошибся. А в итоге благодаря своему стабильному выступлению и его штрафу победил с преимуществом в 4 очка.
- На виртуальных гонках тоже есть судейство?
- Конечно, гонка заканчивается, сохраняются повторы. Потом судьи разбирают, смотрят все протесты, кто на кого подавал. Протестов было много. Все-таки призовые хорошие – 100 тысяч рублей за победу. Егор выбил с трассы машину парня из Казани, получается, испортил ему гонку. Вот и сняли очки. А так, считаю, что в споре за 1-е место мы с Егором были равны.
- Будешь участвовать в чемпионате и в следующем году?
- В новом году в два раза увеличивается призовой фонд, отборочные турниры будут не в трех городах, а в 10. По 200-250 участников в каждом городе, представляете, какая конкуренция? И так же тройка сильнейших выйдет в финал. Финал снова будет в Сочи, приуроченный к гонкам РСКГ, которые спонсирует SMP.
- И кстати, как SMP понравилось сотрудничество с тобой?
- Они были довольны, что мы за маленький срок смогли собраться, подготовиться и принять участие. Был невысокий результат, но реально мало времени на подготовку. Надеюсь, продолжим сотрудничество и в следующем сезоне поборемся за топ-3. Авто-мото направление киберспорта заметно прогрессирует. Кибергонщики подписывают контракты с реальными командами. И наоборот. Я вот, например, выступаю за испанскую команду в симуляторе IRacing, где на трассах можно встретить гонщиков из Формулы-1 – Макса Ферстаппена и Ландо Норриса. Они гоняются, стримят, выигрывают. Это еще один факт в пользу того, что реальные и виртуальные гонки очень близки. У Ферстаппена нет времени постоянно практиковаться за симулятором, но он садится и едет как один из лучших симрейсеров. А самые большие деньги крутятся в виртуальной Формуле-1 Esports. Там миллионы игроков, миллионы просмотров. Но отбор открытый. Вот думаю, почему бы и там не поучаствовать?
- По тебе и не скажешь, что спортивная карьера уже позади. Будем следить за твоими успехами!
___________________________________________________________
Мария Прияткина, Bobskesan.ru
Фото предоставлено Русланом Сабитовым