«Он был любим всеми: очаровательный, смешной, верный». Фрэнк Уильямс вспоминает Пирса Кариджа
Фрэнк Уильямс: «Когда я говорю о Пирсе, мне следует быть аккуратным и не начать чересчур восхвалять его. На него все смотрели с изумлением – он всегда был душой компании, потому что мог сидеть рядом с совершенно незнакомыми людьми и говорить с ними о чем угодно. В те дни я всегда путешествовал с томиком стихов из-за Пирса (мы с ним соревновались), но, несмотря на это, он всегда мог перебить меня, процитировав что-нибудь еще – меня это страшно бесило! Он был замечательным гонщиком, с каждым днем он управлял машиной все лучше, но при этом он был любим всеми: очаровательный, смешной, верный. Таких людей, как Пирс, больше нет, говорят, потому что мир уже не тот. В современном гоночном мире нет никого, похожего на него, совсем».
Я не знал Пирса Кариджа, и чем больше я о нем узнаю из разговоров, например, с Фрэнком, тем больше я хотел бы встретиться с ним лично. Он был старшим сыном председателя совета директоров Courage Breweries (английская пивоварня, ведущая свою историю с 1787 года – прим. переводчика), так что перспективы у него были замечательные, он не знал нужды, пока не решил начать карьеру гонщика после прочтения книги Рэкса Хэйса об автоспорте.
Пирс Каридж, Жаки Икс, Джеки Стюарт, Гран-При Нидерландов 1970, Зандворт
«У него было чувство юмора, он был совсем не против шуток и историй о нем самом», - вспоминает Фрэнк Уильямс. «Я вышел из бедной семьи, и я никогда не был так уверен в себе, как Пирс. Я был загипнотизирован им. Он очень хотел стать успешным гонщиком, и его положение, вообще говоря, скорее мешало ему. Люди считали, что у него недостаточно сильный характер, а также вменяли ему, что у него есть доступ к деньгам семьи. Но его родители не хотели, чтобы Пирс гонялся и денег ему не давали. Он был точь-в-точь, как мы».
Каридж начал гоняться в 1963 году на Lotus 7, он был быстрым, но немного сумасбродным: «В Эйнтри трасса местами идет параллельно ипподрому, так уж вышло, что я ненароком поездил и там, и там…»
Пирс Каридж и Фрэнк Уильямс
В следующем году он перебрался в Формулу 3. Уильямс называл те времена «жизнью впроголодь»: «Выглядело это так: его машина буксировалась позади его Ford Zephyr куда бы мы ни ехали – на Сицилию, в Восточную Германию или куда-то еще. Пирс бил машины довольно регулярно в 1964 году. Вряд ли вы мне поверите, но мы выпрямляли шасси толкая его машину об стену другой машиной. Так и было! Но даже когда у него не было ни цента, он оставался настоящим английским джентльменом. Мы вели машину по очереди, и, когда он спал на заднем сидении, на нем всегда была пижама! Мы останавливались в точке отдыха на автобане с первым лучом солнца, Пирс шел в мужскую комнату с зубной щеткой и все еще одетый в пижаму – местные считали его чудаковатым».
По описанию можно подумать, что Пирс был дилетантом, но он был настроен серьезно относительно своей карьеры автогонщика. Зимой 1967/68 он собрал команду для участия в Tasman series за рулем машины Формулы 2 от McLaren. Обычно ему было сложно тягаться с Lotus Джима Кларка или Ferrari Криса Эймона, но в Лонгфорде во время проливного дождя он был быстрее всех, хотя эта трасса была смертельно опасна и в сухих условиях. Эймон говорил, что Пирс был «ненормально храбрым».
Попав в Формулу 1, Пирс управлял BRM команды Parnell в 1968 году, а затем присоединился к молодой команде Фрэнка. Уильямс вспоминает: «Тот год был хорошим: шасси Brabham, мотор Cosworth, шины Dunlop. Учитывая слабое соперничество в том сезоне, очки можно было получить, просто финишировав. Мы были вторыми в Монако и Уоткинс-Глен, ну и так далее. В 1969 были только я, он и трое механиков, тогда он и почувствовал себя настоящим гонщиком».
Фрэнк Уильямс, Джампаоло Даллара, Пирс Каридж, Гран-При Южной Африки 1970, Кьялами
В 1970 Уильямс достиг договоренности с де Томасо выпустить на старт машину дизайна Dallara: «Сейчас гонщики более…расчетливые, что ли. Пирс видел гонки по-другому. На сезон 1970 у него было предложение от Ferrari, но он уже до этого согласился остаться со мной и никогда не думал изменить решение. Сейчас такое сложно представить».
В начале машина de Tomaso была довольно медленной, но вторая итерация шасси была куда более успешной. На гонке BRDC International Trophy в Сильверстоуне Каридж финишировал третьим позади Эймона и Джеки Стюарта. К середине сезона он был уже вполне конкурентоспособен.
Уильямс: «Тогда гонки были веселыми. Все шло хорошо, Ford выкупили de Tomaso, поэтому мы рассчитывали на финансовую и техническую помощь. И за рулем был один из лучших гонщиков: прекрасно выглядящий, невероятно очаровательный, жена-красавица. Салли была как Пирс – сладкая, как фруктовый пирог! Я помню, как провел с ними одно утро в Монако в 1970 году. Мы сидели в маленькой кафешке, каждый останавливался, чтобы поздороваться, и мне казалось, что их жизнь слишком хороша, чтобы быть правдой, что это не вечно…»
Гран-При Нидерландов 1970, Зандворт, авария Пирса Кариджа
Через месяц после гибели Брюса Макларена в Гудвуде de Tomaso Кариджа вылетела с трассы на Гран-При Голландии и загорелась. Я был тогда в Зандворте, и мы все выдохнули, когда комментатор сказал, что все хорошо, хотя даже издалека были видны клубы дыма. Через полчаса комментатор сообщил, что произошла ошибка: «Мы вынуждены сообщить, что Пирс Каридж погиб за рулем своей машины».
Фрэнк Уильямс: «В тот день жизнь многих сильно изменилась, как ни посмотри. По правде говоря, я не собирался заканчивать с гонками, но я стал в них участвовать по другим причинам после смерти Пирса. Я был опустошен. Все его товарищи были на похоронах, что говорит о многом. Все эти годы я вспоминаю его. Когда я слышу Шестую симфонию Бетховена – его любимую – я думаю о Пирсе. В 60-х и 70-х мы похоронили так много гонщиков, не так ли?»
Это перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing UK за сентябрь 2019 года.
Фото: MotorsportImages.com
Этот блог в соцсетях:
https://twitter.com/OnMaxSpeed
https://t.me/onmaxspeed