«Я готовился к экзаменам, когда меня попросили проехать гонку». Стоматолог, который чуть не стал чемпионом «Формулы-1»
История Тони Брукса.
Когда Джанкарло Багетти развернуло во время Гран-При Великобритании 1961 года, его магическая серия из трех побед в трех первых гонках «Формулы-1» прервалась. До этого он выиграл на «Феррари» в Реймсе, став первым и единственным человеком, одержавшим победу в своей дебютной гонке в Больших призах. А еще раньше он был лучшим во внезачетных гонках в Неаполе и Сиракузах.
За шесть лет до этого еще один новичок победил именно там. Но, в отличие от Багетти, который погас так же быстро, как вспыхнул, победа Тони Брукса стала началом его большой карьеры. До гонки на Сицилии он никогда не садился за руль машины «Формулы-1».
И даже не помышлял о карьере профессионального гонщика. В течение трех лет он успешно выступал в британских клубных гонках, а также в Ле-Мане за «Астон Мартин» в 1955 году, но в свои 23 Брукс был больше сосредоточен на учебе на стоматолога в Манчестерском университете, где ему вскоре предстояли выпускные экзамены.
«Я готовился к экзаменам, делал записи, когда раздался звонок от «Коннот»: меня спросили, хотел бы я проехать за них гонку в Сиракузах? По правде говоря, они больше никого не могли найти! Я рассеянно сказал «да» и положил трубку».
«Коннот» Тони Брукса 1955 года
Возможно, хорошо, что голова Брукса была занята подготовкой к экзаменам и он не слишком много переживал о гонке. «Когда я туда прибыл, грузовик с машиной еще не приехал, так что мы пропустили первый день тренировок, и я взял мопед, чтобы вечером изучить трассу…»
Явными фаворитами гонки были заводские «Мазерати» 250F, но вскоре Брукс начал проезжать круги с сравнимым временем. «Коннот» хорошо управлялся, но ему недоставало мощности. И надежности. Они говорили: тренируйся не слишком много. Они боялись не выйти на старт и лишиться денег за участие. К моменту гонки я проехал не больше дюжины кругов».
Хотя Луиджи Муссо сразу захватил лидерство, после десятого круга Брукс уже был впереди, а на финише опередил Муссо на 51 секунду. Победитель был удивлен не меньше зрителей.
«Конечно, я был очень доволен, но я не мог насладиться моментом, потому что, честно говоря, думал об экзаменах! Всю дорогу домой я тоже готовился…»
Хоть это была и внезачетная гонка, победа Брукса стала первой для британских машин за полвека, и молодой гонщик продолжил начатое. Да, он закончил университет и получил степень, но никогда не работал стоматологом.
После потерянного сезона в «БРМ» Брукс в 1957-м стал вторым номером рядом с Стирлингом Моссом в «Вануолле». И хотя побед в том сезоне фактически он не одержал, на Гран-при Великобритании все же разделил первое место с Моссом (они управляли одной машиной по очереди, это третий и последний случай в истории «Формулы-1», когда победителями гонки стали двое гонщиков, управлявших одним автомобилем, и это была первая в истории победа британского автомобиля, заработанная двумя британскими пилотами в домашнем Гран-при – прим. переводчика).
Тони Брукс и Стирлинг Мосс празднуют общую победу на Гран-при Великобритании, 1957 год
Месяцем ранее Тони попал в аварию в Ле-Мане, и был выписан из больницы за день до начала тренировок в Эйнтри: «Я ничего не сломал, но у меня была дыра в бедре, я мог туда кулак просунуть…»
Брукс неожиданно квалифицировался третьим, хотя все еще был слаб, и существовала договоренность, что, если Моссу понадобится машина, то Тони ее предоставит. Во время гонки так и получилось: после отказа своей машины Стирлинг взял машину напарника и прорвался в блестящем стиле с конца на самый верх.
В 1958-м Мосс выиграл на «Вануолле» четырежды, Брукс одержал три победы, но из-за необычной системы подсчета очков оба были биты в чемпионате Майком Хоторном, который выиграл один раз за сезон. Не слишком честно.
Тони Брукс (50), Гран-при Монако, 1959 год
Надо сказать, победы Брукса пришлись на классические трассы: Спа, «Нюрбургринг» и Монца. А ведь там просто не приходилось никому. Он мало говорил, был худощаво сложен и всегда пилотировал с легкостью: он совершенно не потел, проходя круг в Спа со скоростью больше 200 км/ч на машине с передним расположением двигателя и на узких шинах. Для него это было естественно.
«Я особенно любил Спа. Это был настоящий гоночный трек, очень быстрый, требующий невероятной точности, не дающий право на ошибку – если ты вылетал, ты мог выжить, а мог и погибнуть. Когда осознаешь, что ошибка может привести к вылету, а за полоской травы только деревья, стены и канава, это очень дисциплинирует, поверьте…»
После смерти третьего гонщика «Вануолла» Стюарта Льюиса-Эванса Тони Вандервелл снял свою команду с чемпионата, так что на сезон-1959 Брукс перешел в «Феррари». В это время машины «Ф-1» с передним двигателем регулярно «убивали» гонщиков. Но Брукс победил в Реймсе и на «АФУС», и на финальную гонку в Себринге прибыл в качестве претендента на чемпионский титул наряду с Моссом и Джеком Брэбэмом.
Две самых больших аварии Брукса – на «БРМ» в Сильверстоуне и на «Астон Мартин» в Ле-Мане – произошли из-за механических проблем, о которых он знал. Это очень глубоко повлияло на его мышление. Будучи верующим католиком, он пообещал никогда больше не рисковать жизнью за рулем машины, которая не была полностью готова к гонке.
«БРМ» Тони Брукса, Сильверстоун, 1956 год
«Возможно, именно этот подход и лишил меня титула чемпиона мира. На первом круге гонки в Себринге в меня врезался фон Трипс, мои гоночные инстинкты говорили: вперед, все нормально, и это было бы самым простым решением. Но я заехал в боксы, чтобы машину проверили. Я потерял полкруга на этом, но смог финишировать третьим, причем, в день, когда Стирлинг сошел, а у Джека закончилось топливо! Но все равно я считаю, что поступил правильно».
После этого Брукс провел в гонках еще два года, но его мысли все больше были о будущем: он женился, у него появились дети, а сам он никогда не думал о долгой карьере в гонках. В 29 он ушел из гонок, забрав с собой один из величайших талантов, которые когда-либо были. Брукс занялся процветающим гаражным бизнесом.
Мосс сказал как то, что, если бы он возглавлял гоночную команду и мог бы выбрать любых двух гонщиков, то это были бы Джим Кларк и Тони Брукс.
Это перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing за октябрь 2018 года.
Фото: Gettyimages.ru/Keystone (1,4); globallookpress.com/NMSI/Science Museum (2,3), National Motor Museum/Heritage-Images (5,6); Gettyimages.ru/Keystone/Hulton Archive
Пост написали прямо перед Гран-при Азербайджана, никакой в нем срочности не было - какой смысл был его куда-то поднимать, когда людям интересны результаты, а не ретроистории?
Но конечно, зачем вообще думать над чем-то, если можно тупо скандалить под каждым постом:)