10 невероятных возвращений гонщиков за руль после аварий
Ники Лауда
Кровь от ран все еще пропитывала подшлемник Ники Лауды, когда он вернулся за руль в Монце через шесть недель после своей почти смертельной аварии на Гран-при Германии. Лауда ехал через быстрый левый поворот Bergwerk, когда его Ferrari дернулась влево, а затем вправо и вонзилась прямо в барьер, что привело к разрыву топливных баков автомобиля. В конечном счете, Лауду вытащили из пылающей Ferrari, к тому моменту он успел получить серьезнейшие ожоги и надышался ядовитым дымом. Австриец провел следующие дни, излечиваясь от ожогов и проводя процедуры очистки легких - процедура, которая, столь же страшна по сути, как и по названию.
Слушая воодушевляющего Боба Марли во время реабилитации, Лауда объявил, что планирует вернуться в гонки, вопреки желанию Энцо Феррари, на Гран-при Италии. Во время пятничных тренировок в Монце Лауда был охвачен страхом, отказавшись от заездов и отправившись обратно в свой отель - он проехал всего один круг на своей 312T. Но затем, в субботу, он решил постепенно наращивать скорость, а в воскресенье Лауда в итоге опередил обоих своих партнеров по команде (Карлос Ройтеманн был приглашен Энцо Феррари в качестве замены для австрийца) и финишировал четвертым. Ники мог финишировать выше, если бы не откатился на 12-е место на первом круге. Видимо, никто не подумал сказать ему, что процедура старта была изменена, пока он отсутствовал...
Резюме: Одна из выдающихся историй возвращения атлета в спорт вообще. Неудивительно, что Рон Ховард решил снять фильм «Гонка» («Rush», 2013) именно по этой истории.
Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер проехал только около 40 секунд в Гран При Великобритании 1999 года, когда и его надежды на чемпионство, и его правая нога были сломаны. При прохождении поворота Stowe задние тормоза Шумахера вышли из строя, в результате чего он врезался в барьеры со скоростью более 160 км/ч. В результате аварии у Шумахера была сломана голень и малая берцовая кость правой ноги. Из-за травм он пропустил шесть Гран При, его место занял Мика Сало.
Михаэль вернулся за руль во время первого в истории Гран При Малайзии, а весь гоночный мир внимательно следил за тем, сохранилась ли после аварии магия Шумахера. И она, действительно, никуда не делась. Он был быстрейшим во второй тренировке, а в квалификации Шумахер просто заставил своих соперников выглядеть смешно, завоевав на его F399 поул с преимуществом 0,947 секунды над товарищем по команде, Эдди Ирвайном, и на секунду быстрее следующего за Ferrari соперника. Кайзер вернулся. И, как будто он недостаточно сделал для Ferrari в квалификации, Шумахер тогда покорно пропустил напарника в гонке, чтобы позволить Ирвину, который все еще боролся за чемпионство, одержать победу. В следующем сезоне, когда Ирвайн будет заменен Руббенсом Баррикелло, Шумахер выиграет первый из пяти чемпионатов с Ferrari.
Резюме: Шумахер продемонстрировал свои невероятные способности к восстановлению (прямо как Терминатор), вернулся за руль и «уничтожил» своих соперников.
Мика Хаккинен
Когда Мика Хаккинен направлялся к восьмому повороту в Аделаиде во время квалификации на Гран-при Австралии 1995 года, спущенная задняя левая шина Goodyear привела к потере контроля над его McLaren MP4/10. Он серьезно ударился о бетонную стену, защищенную всего одним слоем шин, его голова болталась по кокпиту, ударяясь об руль. Хаккинен потерял сознание. Когда челюсть финна сжалась, а его лицо стало окрашиваться в цвета финского флага, врачи скорой помощи во главе с профессором Сидом Уоткинсом провели трахеотомию прямо на трассе, которая, несомненно, спасла ему жизнь.
Финн встретил зимний перерыв с переломом черепа и повреждением внутреннего уха. Из-за повреждения нерва его глаза были закрыты повязкой, чтобы он мог заснуть. В то время, как позже он признал, его единственной радостью в первые несколько недель реабилитации был момент, когда медсестры поворачивали клапан, который обеспечивал новой дозой обезболивающих его страдающее тело. Однако, к февралю 1996 года Хаккинен чувствовал себя достаточно сильным, чтобы сесть за руль, и McLaren устроил для него тесты нового MP4/11 в Поль-Рикаре. Несмотря на то, что он мог улыбаться только половиной рта (опять же, в результате повреждения нерва), через 87 дней после аварии Хаккинен проехал 63 круга на французской трассе и был на полсекунды быстрее, чем Михаэль Шумахер на своей новой Ferrari F310 накануне. Финн был признан полностью готовым к сезону 1996 года и, успешно избежав аварии с участием Мартина Брандла на первом круге в дебюте сезона в Мельбурне, он финишировал пятым в первой гонке после возвращения.
Резюме: Травмы, полученные другими гонщиками в историях выше и ниже, все ужасные, но те травмы мозга, которые мог получить Хаккинен из-за перелома черепа, и психологический удар по финну, могли разрушить всю его жизнь. Хаккинен проявил истинную смелость, чтобы пережить зиму 1995-96 годов, и его пара титулов два года спустя была ему наградой.
Хуан-Мануэль Фанхио
Хуан-Мануэль Фанхио был очень вынослив – он научился этому, управляя автомобилем во время гонок, подобных ралли Дакар, гонок через Южную Америку в 30-х и 40-х годах за рулем Chevrolet. Но задача добраться из Лиона в Милан для участия в внезачетном Гран-при в Монце, спустя всего несколько часов после участия в гонке в Северной Ирландии, оказалась слишком серьезной задачей даже для Фанхио. Не спав 48 часов, Фанхио прибыл в Монцу за 30 минут до начала гонки. Он проехал два круга и совершил 15 обгонов, прежде чем он выключился во время прохождения второго поворота Lesmo. Его Maserati попала на внутренний бордюр, а затем сорвалась в парковую зону.
Шея и спина у Фанхио были сломаны, и его сезон 1952 года закончился. Но после выздоровления дома, в Аргентине, укрепляя свою физическую форму благодаря домашней маминой еде и марафонским играм в футбол на пляже, Фанхио вернулся в гонки в 1953 году. Он занял второе место и отстал от Ferrari Альберто Аскари на 0,7 секунды в первой гонке сезона в Буэнос Айресе. Он завершил свой год победой в Монце, его единственной победой в сезоне, и занял в итоге впечатляющее второе место в чемпионате позади Аскари. С тех пор никто не мог остановить Фанхио, который выиграл четыре чемпионата подряд с 1954 по 1957 год, прежде чем он ушел из гонок конце 1958 года.
Резюме: Фанхио так и не смог восстановить полную подвижность в верхней части тела. И все же, несмотря на то, что авария произошла с ним в возрасте 41 года, лучшие дни Маэстро в Формуле-1 были еще впереди.
Фелипе Масса
Чудовищные несчастные случаи не бывают более странными, чем тот, который случился с Фелипе Массой на Гран При Венгрии 2009 года. Находясь на трассе сразу за своим соотечественником Руббенсом Баррикелло во время квалификации, Массу ударила по шлему пружина, отскочившая от задней подвески Brawn. Металлическая пружина, вращавшаяся со скоростью около 250 км/ч, угодила в шлем Фелипе, проломив ему череп. Масса потерял сознание, и его F2009 врезалась прямо в стену из шин. После проведения экстренной операции по устранению потенциально опасных для жизни травм, в конце концов, Масса был доставлен обратно в Бразилию, где в его череп вставили стальную пластину.
После его реабилитации Ferrari организовала для бразильца тесты на Ferrari 2007 года на шинах GP2 в Фьорано, где Масса заявил прессе, что он чувствует себя так же хорошо, «как будто инцидента и не было...Я тот же засранец, что и раньше». Просидев остаток 2009 года вне трассы, Масса вернулся за руль в начале сезона 2010 года. Несмотря на его убедительные предсезонные заявления, были те, кто сомневался в том, сможет ли Масса когда-либо полностью восстановиться после травмы. Им не стоило беспокоиться. В первой гонке сезона в Бахрейне, в своей первой квалификационной сессии, Масса опередил нового напарника Фернандо Алонсо более чем на три десятых секунды и занял второе место на стартовой решетке, которую он сохранил и на финише. Кажется, это был все тот же засранец.
Резюме: Шокирующие кадры аварии Массы заставили радоваться фанатов Формулы 1 тому, что бразилец просто выжил после этого. То, что он продолжал гоняться еще восемь сезонов, что он все еще был быстрым гонщиком, было вишенкой на торте.
Мартин Брандл
Гран-при Далласа 1984 года для Мартина Брандла прошел под знаком аварии, которая могла стоить гонщику Tyrrell его гоночной карьеры. После потрясающего второго места в Детройте, в квалификации перед гонкой в Далласе (лишь имитации трассы, по словам Брандла) прокол на 012 англичанина привел к столкновению с бетонной стеной в шикане. После удара оторвалась передняя часть автомобиля, Брандл получил переломы ног. Профессор Сид Уоткинс вынужден был стремительно действовать, чтобы остановить американских хирургов, готовившихся ампутировать гонщику ноги. Брандл, в конце концов, был доставлен в клинику на Харли-стрит в Лондоне и поправлялся, когда узнал, что его команда Tyrrell исключена из чемпионата 1984 года, после того, как свинцовые грузы были обнаружены в резервуарах для воды их автомобилей. Двойной удар.
Тем не менее, Брандл поправился и был в строю, чтобы снова подписать контракт с Tyrrell на 1985 год. Хотя результаты команды уже шли преимущественно по нисходящей траектории, Брандл финишировал восьмым в своей первой гонке в Бразилии. И несмотря на то, что травмы, которые он получил в Далласе, все еще причиняют ему боль и по сей день, Брандл провел долгие годы в Формуле 1, гоняясь за Benetton, Ligier, McLaren, а также выиграв чемпионат мира WSC 1988 года с Jaguar.
Резюме: Брандлу, без сомнения, его авария стоила борьбы в первых рядах Формулы-1. Но тот факт, что ему все-таки удалось добиться результатов в спорте, свидетельствует о том, насколько он хорош.
Джонни Херберт
Джонни Херберт был Максом Ферстаппеном конца 80-х годов, заслужив интерес таких гигантов, как Ferrari, Williams и Benetton. Но затем, в августе 1988 года, стремительная линия его карьеры была резко остановлена в ужасной аварии Формулы 3000 в Брэндс-Хэтче. Вытолкнутый соперником, Грегором Фойтеком, с трассы, Херберт ударился о бетонную опору моста, после чего машина вылетела назад на трассу, пересекла ее и врезалась в барьеры Armco. После того, как передняя часть машины Херберта была оторвана при первом ударе, его ноги приняли на себя целиком второй удар, в результате чего у него были множественные переломы голеней, лодыжек и ступней.
Потребовались месяцы мучительно болезненной реабилитации, чтобы состояние Херберта снова позволило ему вести машину. Но Питер Коллинз из Benetton сохранил веру в отличие от других, подписав отважного англичанина, который должен был выйти на старт сезона 1989 года в Рио. Там, всего через семь месяцев после аварии, и несмотря на то, что ему все еще нужны были костыли, чтобы ходить (хотя ему запретил привозить их в Бразилию новый коммерческий директор Benetton, Флавио Бриаторе), Херберт поразил паддок Формулы 1, заняв невероятное четвертое место в своей дебютной гонке. Он пересек линию финиша менее чем в трех секундах позади пришедшего вторым Алена Проста на McLaren.
Резюме: Гонщик, переживший аварию, настолько ужасную, что у одного из присутствовавших на месте маршалов была рвота, затем продолжил выступать в гонках и так сильно дебютировал в Бразилии...ну, вам стоит снять шляпу.
Грэм Хилл
На Гран-при США 1969 года Грэм Хилл использовал экспериментальные шины, и это чуть было не стало фатальным для него. На 89-м круге Гран-При резине на колесе пришел конец, и когда Хилл проехал мимо боксов Lotus, чтобы начать 90-й круг, он дал понять команде, что на следующем круге он заедет за новыми шинами. Через несколько секунд правая задняя шина лопнула. Lotus 49B Хилла вылетела с трассы, и Хилл, которому ранее пришлось отстегнуть ремни безопасности, чтобы растолкать свою машину после разворота на масляном пятне, вылетел из машины на траву. В результате аварии было сломано правое колено, вывихнуто левое и повреждены связки в ногах.
Типичная небрежность Хилла – находясь в больнице, он скрыл от врача, насколько тяжелая была авария на мотоцикле 21 год назад, в которой он повредил левое колено, и попросил того просто вправить его обратно. Но присущая ему твердость характера позволила Хиллу восстановиться, чтобы начать сезон 1970 года в Южной Африке. Там 41-летний Хилл храбро сражался, стартовав с 19-го места на частном Lotus 49C Роба Уокера. Он тогда закончил гонку шестым.
Резюме: Будучи уже двукратным чемпионом мира с пятью победами в Гран-при Монако, Хилл, которого в конце гонки механикам пришлось вытаскивать из машины, назвал свое возвращение в Гран-при Южной Африки 1970 года одной из его лучших гонок за все время.
Джон Сертис
Несмотря на то, что Сертис провел многие годы за рулем мотоцикла, его худшая авария случилась именно за рулем четырехколесной гоночной техники. В 1965 году в Канаде, чтобы принять участие в гонке на машине Lola с 7,0-литровым двигателем V8, Сёртис вежливо предложил товарищу по команде Джеки Стюарту взять его машину, так как шотландец был недоволен ее управляемостью. Затем, когда Сертис мчал по главной прямой Моспорта, передняя стойка подвески машины развалилась. Лола ударилась об ограждение, перевернулась и приземлилась на своего гонщика, раздробив бедро Сертиса и повредив его почки. Сертис был доставлен в Лондон, где, после того, как знаменитый хирург доктор Уркхарт и его архивариус, играющий в регби, буквально возвращали «форму» его телу - двое мужчин буквально растягивали чемпиона 1964 года, пока разница в длине его ног в четыре дюйма не была уменьшена до трех четвертей дюйма - Сертис начал долгий путь к восстановлению.
У Феррари, который оплатил медицинские счета Сертизс, не имевшего страховки, была небольшая машина с двигателем V6, предназначенная для его лучшего гонщика. Сертис потратил несколько недель, наворачивая круги по автодрому в Модене, прежде чем вернуться за руль основной машины к началу сезона 1966 года. После того, как он лидировал в своей первой после возвращения гонке Формулы 1 в Монако, но был вынужден сойти (вы можете заметить, как он едет впереди Стюарта в легендарном фильме Джона Франкенхаймера «Гран-при»), Сертис одержал одну из своих лучших побед в карьере на мокрой трассе в Спа, выиграв у Йохена Риндта целых 42 секунды.
Резюме: Пройти за девять месяцев путь от самой тяжелой аварии до лучшей гонки на четырех колесах в карьере, особенно после такого хирургического вмешательства…это требует многого.
Герхард Бергер
Если вы собираетесь разбить свою машину на отдаленной австрийской проселочной дороге, постарайтесь убедиться, что у вас за спиной в машине едет пара врачей. Герхард Бергер получил этот ценный жизненный урок зимой 1984 года, после своего первого сезона гонок в Ф1 с ATS. Однажды ночью, возвращаясь после семейных дел, Бергер пытался увернуться от столкновения с выезжающей с заправки машины. Он съехал с дороги и был выброшен через окно своей машины, приземлившись в речку. По иронии судьбы, в машине позади Бергера действительно были два врача, которые правильно диагностировали перелом шеи у Бергера и смогли оказать ему первую помощь медикаментами, которые были у них с собой.
После рискованной инновационной операции Бергер полностью восстановился и, доказав свою профпригодность боссу команды Arrows Джеки Оливеру в лондонском ресторане, подписал контракт на сезон 1985. Очевидно, Герхард убрал шейную поддержку до прибытия Оливера и ел, подперев голову руками, чтобы замаскировать недостаток силы мышц шеи. Хотя Arrows не была топовой командой, Бергер ехал седьмым во время гонки в Рио, прежде чем у него сломалась подвеска. Он закончил год двумя очковыми финишами в Южной Африке и Австралии, в то время как первая из десяти побед Бергера в Формуле 1 случилась в следующем сезоне, после того как австриец перешел в Benetton.
Резюме: Это была первая из нескольких серьезных аварий, которые угрожали оборвать карьеру Бергера в Формуле-1, но не оборвали. Неудивительно, что австриец искренне верит, что за ним присматривает божественная сила...
Это перевод статьи Грега Стюарта "10 of the best injury comebacks in F1 history" на сайте Formula1.com
Фото: MotorsportImages.com