Новые болиды «Формулы-1» станут еще агрессивнее. Их проектируют под обгоны
Технологии машин сильно упростят.
Главный гоночный чемпионат мира завис в неопределенности: дедлайн по объявлению правил, регламента и коммерческих условий выступления в 2021 году должен наступить уже в июне, а переговоры между командами, ФИА и владельцами серии «Либерти Медиа» все еще ведутся. Последний раунд обсуждений прошел в Бахрейне 26 марта: на нем чиновники, участники и бизнесмены якобы пришли, наконец, к общим знаменателям по потолку бюджетов, распределению доходов и базовым положениям по двигателю и шасси, однако пока что в медиа ни одна договоренность так и не утекла. Опубликовать все своды новых законов полностью стороны намерены как раз в июле, а до тех пор собираются держать общество в полном неведении, рассказывая о желаемых переменах лишь в общих словах.
С другой стороны, болельщиков больше волнует не закрытость и тайна переговоров: все-таки команды участвуют в «Формуле-1» на свои деньги и имеют право на некоторую приватность. Зрители переживают за внешний вид и параметры новых машин: после не самого красивого периода с 2010 по 2016 годы облик болидов стал более агрессивным и привлекательным, и постоянным фанатам не хотелось бы снова терять восхищение самой мощной техникой планеты. Официально ФИА и «Либерти Медиа» пока что ни о чем не рассказывали, но в сети уже появились несколько весьма интригующих концептов.
Первые версии показали полгода назад
Перед Гран-при Сингапура спортивный директор «Формулы-1» Росс Браун провел презентацию возможного аэродинамического регламента для команд, на котором показал два направления работы его команды.
«Первый концепт показывает эстетический и аэродинамический потенциал гало», – описал изображение Браун.
«Здесь мы принялись за разработку деталей, призванных стабилизировать проходящий через колеса поток, – пояснил радикальное изменение антикрыльев и днища Росс. – Когда мы начали работать над проектом 2021 года, главная цель заключалась в создании условий борьбы между пилотами. – Мы установили, что нынешние машины очень плохи при движении друг за другом: когда они оказываются на расстоянии в нескольких корпусов друг от друга, то теряют половину своей прижимной силы. Сейчас мы добились сохранения 80 процентов прижимной силы. С течением времени еще одной важной целью стало сделать машины красивыми. Нам нужны болиды красивее тех, которые рисуют в видеоиграх. Машины, плакаты с которыми дети захотят видеть на своих стенах».
Новым концептом поделились команды
По результатам презентации в Сингапуре все участники чемпионата получили данные для работы над проектом и возможность предложить свои изменения.
«Теперь у каждой команды есть наши модели, – подтвердил Браун. – Все десять конюшен работают над поиском наилучшего решения для 2021 года. ФИА предоставила им дополнительное время для работы в аэротрубе над этим проектом».
В результате команды поделились обновленным и улучшенным аэродинамическим проектом под кодовым названием «ИНДИЯ» с журналом Racecar Engineering – вот какой свежий концепт опубликовал в твиттере автор издания Сэм Коллинс.
На его основе гоночный дизайнер Марк Антар сделал самый свежий концепт.
Если верить инсайду журнала, «Формула-1» в 2021-м будет выглядеть именно так. В глаза сразу бросается полное отсутствие дефлекторов (деталей болида между колесами и боковыми понтонами), а также заимствованием других дизайнерских решений из нового болида японской «Супер-Формулы».
Дизайн же боковых воздухозаборников и днища явно слегка вдохновлен современной машиной молодежной «Формулы-Рено 2.0».
А агрессивная форма входных отверстий вместе с некоторыми линиями пришла из A1GP.
Все ради обгонов
Помимо привлекательных черт и отсутствия дефлекторов, особо заметны и 18-дюймовые колеса, задранный кверху нос, три пластины «оперения» переднего антикрыла вместо пяти, огромный диффузор и новый профиль заднего антикрыла. Все изменения внесены для снижения эффекта «грязного воздуха» – турбулентных возмущений потока, вызываемых контактом с большим количеством деталей в зонах антикрыльев, дефлекторов и днища. Снизить постарались даже «грязный воздух», вызванный шинами — для этого над передними колесами установили небольшой рассекатель, призванный «сглаживать» поток
Однако прижимную силу болидам планирую вернуть как раз с помощью увеличенного диффузора: как пишет Сэм Коллинс, так в болиде воспроизведут «граунд-эффект», фактически запрещенный в «Ф-1» еще в 1981 году из соображений безопасности. Так под днищем машины создадут область еще более сниженного давления, и аэродинамическое сцепление останется прежним даже несмотря на все упрощения.
Преимущество такого решения заключается в отсутствии ключевого влияния «грязного воздуха» от едущей впереди машины на эффективность диффузора: в нынешнем болиде его намного сильнее снижает необходимость генерировать прижимную силу в передних частях шасси на дефлекторах. Потери же прижимной силы вызывают неспособность атаковать и обгонять соперника в любых поворотах: у машины увеличивается тормозной путь и проявляется недостаточная поворачиваемость. Они повышают износ покрышек и мешают завершать маневр, буквально заставляя гонщиков опережать соперников исключительно на прямых с помощью ДРС.
По информации немецкого издания Auto Motor und Sport, «ИНДИЯ» стала уже девятым концептом, опробованным ФИА и менеджментом «Формулы-1» – все они прошли тесты на симуляторах вычислительной гидродинамики и в аэродинамической трубе команды «Альфа Ромео». Именно опубликованная версия машины показала себя лучше всех: преследователь «ИНДИИ» потеряет только 20 процентов прижимной силы из-за «грязного воздуха». Для сравнения: современные машины уничтожают до 70 процентов прижимной силы преследователей — совсем неудивительно, что на них постоянно жалуются.
Тем не менее, нашлись и минусы: поскольку в новом регламенте предполагается введение некоторого количества стандартных деталей для всех болидов, машина рискует прибавить в весе еще на 50 кг. Правда, судя по инсайдам AMuS, «ИНДИЯ» все еще может претерпеть изменения к концу апреля — именно о таком дедлайне на полное формирование аэродинамического регламента договорились представители ФИА и «Либерти» на встрече с командами.
С двигателями ясности нет
Современные моторы уже достигли отметки в 1000 л.с. и тепловой эффективности в 50 процентов, а ситуация с конкуренцией почти выровнялась: «Феррари» и «Мерседес» считаются равноценными, а «Хонда» отстает от лидеров всего на 10-20 л.с. На нынешних гибридах установлен последний рекорд скорости в 372,5 км/ч, а стоимость в процентном соотношении к бюджету упала ниже уровня 90-х, но ими все равно недовольны.
Уже не первый месяц Росс Браун воюет за упрощение силовых установок с 2021 года: по общему мнению, дорогая система рекуперации тепловой энергии MGU-H мешает новым производителям входить в «Формулу-1». С данным тезисом трудно спорить из-за примера «Хонды»: для конкурентоспособного уровня японцам потребовалось 4 года и сотни миллионов долларов вложений. Разработчики нового регламента уже пытались уговорить нынешних мотористом «Феррари», «Мерседес» и «Рено» отказаться от дорогого агрегата и снизить стоимость продукции, но заводы благополучно затормозили и заблокировали изменения.
«Мы движемся в выбранном нами направлении, – описал ситуацию Браун. – На данном этапе мотористы предоставили нам убедительные аргументы с примерами и моделями в пользу своей точки зрения. Мы не можем не прислушаться к четырем компаниям, ведь не хотим терять ни одной команды. Потеря одного из мотористов скажется сразу на нескольких командах, потребуются большие усилия, чтобы закрыть эту нишу. Потенциальные новые игроки – это хорошо, но они ничем не рискуют».
Тем не менее, Росс надеется все-таки достичь перемен.
«Было правильно немного попугать их и посмотреть, насколько далеко мы можем продвинуться, – объяснил он свои действия. – И заметные изменения все-таки будут. Это будут широкие шаги в нужном направлении. Мы озвучим их в течение ближайших месяцев».
Кажется, в «Формулу-1» все-таки придет хоть один из желаемых моторных параметров «дешевле, проще, громче». Фанатов для полного восторга хватит и последнего.
Владельцы «Формулы-1» в тупике. Играют в видеоигры на совещаниях вместо решения проблем
В «Формуле-1» изменили правила начисления очков. Теперь вознаградят обладателей лучших кругов
Для «Формулы-1» разработают уникальные «умные» шины. За ними будущее
Фото: formula1.com; instagram.com/mark.antardesign; twitter.com/NorthHertsSam; renaultsport.com; Gettyimages.ru/David Ramos; globallookpress.com/Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com
Приход Порше мог бы поспособствовать повышению конкуренции.
Как по мне, так самое важное в данной концепции это возможный отказ от плоского днища и возвращение граунд-эффекта. Я уже как-то писал, что по мне это один из простейших и очевидных способов облегчить борьбу пилотов. Комбинация "граунд-эффект + активная подвеска + современные ровные трассы" позволит по сути отказаться от антикрыльев и прочих верхних аэродинамических элементов, уменьшив на порядок возмущение воздушного потока. А это в свою очередь позволит пилотам вплотную преследовать впередиидущие болиды даже в быстрых поворотах без потери прижимной силы.
Добавлю, что если концепция с граунд-эффектом заработает как надо, то это позволит отказаться от DRS, так как в целом роль антикрыльев станет по сути декоративной - их оставят на первое время для более привычного внешнего вида и для сохранения рекламных площадей.
Из-за того, что достаточно было малейшего контакта/зацепа/подскока на неровности - под днище заходил воздух и машина взлетала в воздух. Доходило и до смертельных случаев....