7 мин.

«Феррари» пыталась скрыть проблемы с двигателем. Но болельщики их обнаружили

Разбор падения скорости Скудерии.

Самая титулованная команда истории «Формулы-1» поразила всех скоростью на тестах и накатала без серьезных технических проблем больше тысячи кругов — в результате все болельщики ожидали мощного рывка к титулу с первого же Гран-при чемпионата. Но в Австралии все пошло совершенно не по плану: оба пилота «Феррари» уступили «Мерседесу» 0,6 секунды в квалификации, а в гонке вовсе провалились, заняв лишь четвертое и пятое места и отстав от победителя заезда на минуту.

Боттас стал настоящим львом. Вынес Хэмилтона и «Феррари» в Австралии

Причинами сокрушительного поражения команда назвала неверные настройки и работу шин.

«С первой практики в пятницу мы так и не нашли нужный баланс и испытывали проблемы с шинами, – объяснил руководитель команды Маттиа Бинотто. – За время уик-энда мы попробовали разные подходы, но это не помогло с балансом».

«Мне не хватало сцепления с трассой, чтобы ехать быстрее. У меня были большие проблемы с шинами. Можно было подумать, что мы рано сменили резину, чтобы обойти «Мерседес», но на самом деле у нас возникли проблемы с резиной», – добавил Себастьян Феттель.

«Феррари» отрицает проблему с мотором

Беглое изучение статистики и хронометража по ходу гонки показало: медленный темп связан с необычно низкой эффективностью мотора. Отставание от «Мерседеса» и «Хонды» составляло 13-20 км/ч на отдельных отрезках и в районе 8-10 км/ч на большей части «Альберт-парка» – причем примерно с 22 круга ситуация лишь ухудшалась (особенно на машине Феттеля).

«Феррари» рвала всех на тестах, но в гонке провалилась. Похоже, виноват двигатель

Но при ответе на вопросы немецкой прессы Себ опроверг предположения о неполадках силовой установки.

«Был ли в порядке двигатель? Да, вполне», – сказал четырехкратный чемпион мира.

«Понимаем ли мы, в чем дело? Наверное, еще нет, – дипломатичнее выразился Маттиа Бинотто. – Нам нужно проанализировать данные и понять, что произошло. Очевидно, что этот уик-энд не показал реальный потенциал машины. Мы уверены, что болид способен на гораздо большее».

Однако в гонке Феттель вполне себе запрашивал обновления по ситуации с мотором, но ответом ему было лишь молчание.

Заметили проблему и в некоторых английских изданиях — например, Марк Хьюз на сайте Motor Sport Magazine написал: «данные GPS подтвердили потерю времени в быстрых поворотах, на прямых и в их конце».

Болельщики расследовали и доказали неполадки

Понятное дело, фанатов игра в молчанку при наличии очевидных доказательств не устроила. Они углубились в проблему, раскопали множество неопровержимых улик, отсылающих к проблемам с красными моторами, и выложили все на реддит.

Из расследования можно почерпнуть отсутствие темпа и проблем не только у «Феррари», но и у их клиентов. Например, в решающей квалификационной попытке третьего сегмента у Кими Райкконена на «Альфа Ромео» произошел внезапный скачок мощности между десятым и одиннадцатым поворотами, а после финиша финн пожаловался на недостаток мощности, предположив неполадки с гибридным рекуператором кинетической энергии MGU-K.

Похожие проблемы возникли и у еще одного клиента «Феррари» – Ромена Грожана на «Хаасе». После финиша своей квалификационной попытки в последнем сегменте он пожаловался на накопитель энергии.

«У меня опустел аккумулятор дважды, – сказал француз сразу после пересечения финишной прямой. – Очень раздражает».

В гонке западения мощности продолжились: например, на болиде Феттеля лимитатор обрубал обороты задолго до достижения обычного топового уровня и намного консервативнее, чем у соперников.

ВИДЕО

То же самое наблюдалось и на болиде Леклера.

Косвенно подтверждает теорию и предложение в сторону Шарля включить ГОНОЧНЫЙ режим мотора на один следующий круг ближе к концу заезда.

ВИДЕО

Если присмотреться к рулю обоих пилотов, можно заметить, как зеленые лампочки на руле демонстрируют момент для снятия ноги с педали газа для минимизации потребления топлива сразу перед срезкой оборотов. Особенно видны последствия, когда Феттель продолжал разгон: световое уведомление на панели, демонстрирующей лимитатор передачи, начинали уменьшаться вместе со звуком рева мотора.

ВИДЕО

Очевиднее всего разница в работе моторов «Феррари» и «Хонды» проявилась в моменте атаки Ферстаппена на Феттеля. Себ не включал восьмую передачу на первой прямой перед обгоном несмотря на висящего на хвосте Макса, вообще постоянно находился на передачу ниже и медленнее разгонялся. А перед третьим, девятым и тринадцатым поворотами на видео снова можно заметить западения оборотов — хоть Феттель и включил нормальный режим мотора и сумел выжать больше 300 км/ч вопреки обычной статистике с тайминга.

Что же происходило с итальянским мотором?

Больше всего ситуация напоминает неполадки в гибридной системе ERS вроде поломки на болиде Даниэля Риккардо на Гран-при Монако 2018 года. По видимому, почти все моторы «Феррари» столкнулись с одной и той же неполадкой силовой установки — слишком быстрого разряда или недозаряда аккумулятора. Именно из-за нее в обычном режиме происходит резкое падение мощности: гибридный мотор рассчитан на постоянный разгон с помощью бензиновой и электрической составляющих (MGU-H), но когда батареи пустеют, один лишь ДВС не может моментально перехватить тот же уровень оборотов. Резкое падение, кстати говоря, не особо благотворно влияет на шины (особенно задние) — они воспринимают такой трюк как очень резкое торможение, перегреваются, получают проплешины и очень быстро теряют в сцеплении. Видимо, отсюда и произошли проблемы Феттеля с резиной.

Лучше всего бороться с проблемой именно ограничением оборотов путем расчетов точного момента опустошения аккумулятора. Если прекращать разгон в то самое мгновение и включать торможение двигателем, то теоретически даже неисправный ERS способен успеть накопить нужное количество энергии для преодоления следующей прямой и так далее. Полный отказ от гибридной системы стал бы слишком радикальным и агрессивным вариантом: топлива на борту «Феррари» вряд ли хватило бы на всю гонку с использованием лишь одного ДВС, и физический износ данного компонента оказался бы слишком — с учетом всего трех разрешенных на сезон и очевидной нужде в замене MGU-H это было бы необдуманной расточительностью.

Проблема в общем-то не новая: за последние годы от нее больше всех страдали «Рено» и «Ред Булл» (как клиент французов). Сама по себе она не является катастрофой и приговором всему сезону, однако ее массовость беспокоит намного сильнее: разного рода неполадки случились как минимум на четырех машинах, а если учесть слабые показатели «Хааса» Кевина Магнуссена, то даже на пяти. Подобное никак не может быть досадным совпадением — похоже, при разработке или производстве партии силовых установок «Феррари» сделала что-то не так или допустила критический брак, похоронив надежды на триумф в первой трети сезона.

Время на исправление ситуации до Гран-при Бахрейна пока есть, но Скудерии светит смена большого числа компонентов и риск штрафов за перерасход в конце сезона. Теперь борьба за титул даже с доминирующей машиной превратится в настоящее испытание.

Гонщики «Формулы-1» жмут по кнопке в секунду на руле. Параллельно с обгонами на огромной скорости

Эксперт собрал лучшие технические решения болидов «Формулы-1». И объяснил, чем они хороши

Сравнили лучшие тестовые круги «Феррари» и «Мерседеса». Выяснили, кто быстрее в поворотах и на прямых

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com