Вечный рекорд. История единственного гонщика, выигравшего дебютный Гран-При
Достижение на века.
Как ни посмотри, дебютный уик-энд Жака Вильнева в Формуле 1 в Мельбурне был впечатляющим. Будучи лишь третьим гонщиком (после Марио Андретти и Карлоса Ройтемана), стартовавшим с поула в первой гонке в карьере, Вильнев мог стать всего вторым гонщиком в истории, кто мог ее выиграть. Но в какой-то момент команда сообщила Жаку о падении давлении масла, и ему пришлось отступить.
В тех обстоятельствах Жак проявил невероятную дисциплину, и его напарник, Деймон Хилл, обогнал его и выиграл гонку. Таким образом, уникальное достижение Джанкарло Багетти устояло, и вряд ли когда-либо падет.
В 1961 начало карьеры этого итальянца было невероятным: сначала он выиграл две внезачетных гонки, а затем одержал победу в своем первом же Гран-При Формулы 1 в Реймсе. Когда он попал в аварию в Эйнтри две недели спустя, комментатор не мог скрыть своей радости: «Багетти. Наконец-то он оступился!»
Позже, уже за рулем Porsche, Багетти выиграл внезачетную гонку в Валлелунге, так что счет его побед уже равнялся четырем. Но больше он не выигрывал. Как он сам сказал, улыбаясь, его карьера была как будто развернута в другую сторону. И из различных наших бесед мне казалось, что его это никак не беспокоит. Для Джанкарло, который родился в обеспеченной семье, гонки были просто еще одной приятной частью его жизни, как опера или виски.
Лоренцо Бандини и Джанкарло Багетти.
Багетти родился в Рождество 1934 года, когда он вырос, его быстро включили в семейный литейный бизнес. Но тогда он заключил, что это не то, чем он хотел бы заниматься. Вместо этого он стал гоняться на Alfa Romeo и Abarth, и у него были успехи.
Для итальянского автоспорта это был трагичный период. В 1955 Альберто Аскари погиб во время тестов в Монце, а в течение трех лет ушли «слишком смелые» Эудженио Кастелотти и Луиджи Муссо. Все погибли за рулем Ferrari, и Энцо, которого вся пресса поголовно обвинила в создании «машин-убийц», потерял желание нанимать на работу сынов Италии.
Нужно сказать, что вариантов было немного, и поэтому граф Джонни Лурани задумал после смерти Муссо в 1958 создать Formula Junior, чтобы дать возможность вырасти новому поколению итальянских гонщиков. В 1960 Багетти и его Dagrada-Lancia выиграли итальянский чемпионат.
Нет ничего удивительного, что Багетти хотел однажды сесть за руль Ferrari, но, учитывая нежелание Коммендаторе брать в команду итальянцев, это было маловероятно. В то же время, как часто бывает с непредсказуемыми людьми, он был в конфликте с самим собой: в душе он хотел больше всего на свете, чтобы его соотечественники побеждали за рулем его машин.
Джанкарло Багетти и Дэн Герни на Гран-При Франции 1961.
И не в первый раз решение было принято в стиле Маранелло. В 1961 за Ferrari должны были гоняться Фил Хилл, Вольфганг фон Трипс и Ричи Гинтер, но Эудженио Драгони (позже он стал противоречивым руководителем команды Ferrari, а тогда он лишь заправлял маленькой Scuderia Sant Ambroeus) было предложено выставить третью машину, если найдется перспективный итальянец.
Фаворитом на это место сразу же стал Лоренцо Бандини, который ярко проявил себя в Formula Junior, но в итоге оно досталось Багетти. Вступал в силу новый регламент с 1,5 литровыми моторами, а Феррари была готова к этому лучше, чем кто-либо. На Сицилии, в Сиракузах, не допускались к участию заводские команды, но машина «частника» была тут как тут с Багетти за рулем.
Для итальянской прессы это был знаменательный день – с неизвестным новичком за рулем машина с «акульим носом» одержала победу с первой попытки. Только Дэн Герни на Porsche мог составить хоть какую-то конкуренцию. Газеты писали, что Ferrari будет фаворитом предстоящего сезона, и они были правы, вот только дважды машины заводской команды были биты гением Стирлинга Мосса.
Стирлинг одержал свою величайшую победу в Монако, а в тот же день Багетти без особых проблем и с минимальной конкуренцией выиграл Гран-При Неаполя. Надвигалась первая гонка чемпионата мира для Багетти, где ему впервые пришлось бы столкнуться с суровой реальностью.
Финиш победителя Гран-При Франции 1961, Джанкарло Багетти.
Ну, не совсем. Хотя Джанкарло квалифицировался только 12-м в Реймсе, он хорошо прорвался на первых кругах, а когда заводские Ferrari одновременно сошли, Гран-При Франции стал противостоянием Багетти и Герни.
Как обычно в Реймсе большую роль играла мощность, и у Багетти ее было больше, чем у Герни, но на стороне Дэна были опыт и хитрость – всю дорогу до финишного флага он помещал свой Porsche посередине трассы и не уступал. Сместившись влево, Багетти увидел, как Герни глянул в зеркало заднего вида, и тут же рванул вправо, совершив маневр в нужное время.
Дэн мог его заблокировать, но не стал: «Должен признать, эта мысль мелькнула у меня, но…вы не поступали так в те дни. И, все равно, Багетти сделал все верно и заслужил победу».
На следующий год Багетти иногда гонялся за Ferrari, но теперь двигатели V6 уступали новым V8 на Climax и BRM, и после ужасного сезона 1963 года в неопытной команде ATS, его карьера начала клониться к закату. После мучений в команде Scuderia Centro Sud, выступавшей на устаревших BRM в 1964 году, он иногда появлялся в Монце то за рулем Brabham, то Ferrari, а потом Lotus. В 1968 он ушел навсегда.
Джанкарло Багетти на Lotus, Гран-При Италии 1967.
Возможно, из-за своего богатства, стремления к красивой жизни Багетти никогда и не стремился к величию, может, у него и не было выдающихся способностей, но свое место в истории Формулы 1 у него есть – он единственный выиграл свой дебютный Гран-При (если исключить первую гонку 1950 года и этапы Ф1 в Инди-500 в 1950-60х), и этого никто не отнимет.
Багетти позже работал модным фотографом и умер от рака в возрасте всего лишь 60 лет. Он был приятным человеком с хорошим характером. До самого конца жизни он появлялся в Монце в сентябре – там я и познакомился с ним. Я спросил у него однажды, были ли у него сожаления о его гоночной карьере. Он улыбнулся: «Только одно – мне следовало уйти в конце 1961-го».
Перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing за февраль 2019 года.
Фото: Motorsportimages.com