Глава 12. Фотосъёмка кузовных гоночных серий. Часть 1: «FIA GT1 World Championship»
«FIA GT1 World Championship»
Осенью 2012 года на автодроме «Moscow Raceway» прошли российские этапы международной гоночной серии «FIA GT1 World Championship» и «FIA GT3 World Championship». В этом чемпионате принимают участие специально подготовленные для гонок спорткары: «Ferrari», «Audi», «BMW», «McLaren», «Ford», «Lamborghini», «Porsche». Это было моё первое знакомство с миром кузовных гонок изнутри, то есть в качестве спортивного фотокорреспондента.
До 2010 года достаточно успешно существовал чемпионат «FIA GT Championship», наибольший успех которого пришёлся на начало и середину двухтысячных годов. Автомобили были поделены на специальные классы, в зависимости от мощности двигателя и других характеристик – «GT1», «GT3», «NGT». Множество классов давало возможность принять участие в гонках даже не профессиональным гонщикам. Так, в середине 2000-х годов российские пилоты-любители - шоумен Николай Фоменко и гонщик Алексей Васильев принимали участие в соревнованиях в классе «NGT» на автомобилях марки «Porsche». Однако из-за финансовых проблем чемпионат был реорганизован в две серии и количество его участников значительно сократилось. Вдохновителем и организатором этих гонок уже долгие годы выступает француз Стефан Ратель.
Соревнования состоят из двух полных дней. В субботу днём проводятся тестовые заезды, а к вечеру настает черед квалификационной сессии. В воскресенье утром короткая свободная практика. Днём проходит первая квалификационная гонка. После неё, как сами гонщики, так и зрители в течение нескольких часов могут перевести дух и прогуляться по паддоку. В это время инженеры уточняют настройки машин, проверяют все их системы. В три часа дня стартует основная часовая гонка, которая и завершает гоночный уик-энд.
Приезд этих гонок на «Moscow Raceway» был для меня интересен не только как фотографу, но и как обывателю, зрителю. Гоночные машины класса «GT» невероятно мощные, скоростные и… красивые! Рассматривать такие болиды можно долгое время, словно полотна именитых художников в музее искусств. Поэтому впервые я уделил больше времени детальной фотосъёмке болидов. Кроме того, в этот уик-энд состоялось моё очное знакомство с фотосъёмкой в тяжёлых дождевых условиях.
В воскресенье заезды начались с оглушительного рёва мотора «BMW». Уже через несколько мгновений грозный, словно раскат грома, звук баварца начал перекликаться с не менее внушающим страх звуком мотора «Mercedes». Гораздо более тонко и изящно звучат двигатели «Ferrari» и «McLaren». Старт гонок «FIA GT1 World Championship» по правилам даётся с ходу. С поул-позиции стартовали два «McLaren». Однако уже к первому повороту «Mercedes», «Audi» и «Ferrari» навязывают борьбу британскому экипажу. Из-за такого натиска соперников пилот «McLaren» ошибается и теряет несколько позиций. Понемногу машины растягиваются по длине трассы. Наступает время локальных сражений с соперниками.
На гоночной трассе в последних четырёх поворотах, перед выходом на километровые прямые трассы разворачиваются многие интересные сражения между пилотами. Во второй части первой субботней гонки выходят в лидеры два экипажа «Audi». Машиной под номером 32 по ходу гонки управляет экипаж С. Ортелли и Л. Вантхора, а под номером 33 - экипаж Ф. Стиплера и О. Джарвиса. Во время заезда в боксы на пит-стоп пилоты меняют друг друга. Мимо проносятся два ревущих что есть мощи снаряда с четырьмя кольцами на решетке радиатора. Борьба между партнёрами по команде разворачивается бескомпромиссная. Несмотря на постоянные атаки и поздние торможения перед поворотами, «Audi» номер 32 не позволял совершить обгон и выйти в лидеры гонки. Однако спустя пару кругов в этой связке поворотов все же состоялся вожделенный обгон.
Во время первого заезда было прохладно даже для сентября, облачность была переменной, но погодные условия сухие. Спортивный репортаж я снимал на любительскую фотокамеру Canon EOS 600D с установленным длиннофокусным объективом низшего класса Canon EF-S 55-250 mm f/4-5/6 IS. Это было моё третье международное соревнование, которое я фотографировал. Учитывая условия в которых проходила первая гонка, я использовал для фотосъёмки средние и короткие выдержки – от 1/250 до 1/800 с диафрагмой от f5:6 и до f8. Показатель ISO не превышал отметки в 200 единиц. Съёмка велась в однокадровом формате в формате RAW.
В перерыве между гонками погода резко испортилась и полил сильный дождь. К началу основной гонки на трассе оказалось много воды, а температура воздуха стала такой, что руки стали замерзать. Старт второй гонки и первые круги прошли за машиной безопасности. Дождевые заезды - это всегда особенное событие как для гонщиков, так и для механиков, а также для штаба любой из команд.
Зрители могут оценить мастерство и отвагу пилота именно в дождевых условиях. В такую погоду многое решают грамотно подобранные «дождевые» настройки спортивной машины. В сырых погодных условиях победу праздновал экипаж Ф. Маковетцки и С. Дуселдорпа на «McLaren».
Крупные планы машин я фотографировал с короткими выдержками - 1/640 и 1/800. К сожалению фотосъёмку с проводкой я еще в необходимой степени не освоил, потому кадры, снятые на длительных выдержках от 1/50 до 1/100, получились с дефектами и большим количеством барка. Ошибка заключалась ещё в том, что, работая на таких длинных выдержках я недостаточно закрывал диафрагму. Хотя это следовало делать вплоть до f12. В условиях плохой видимости и ливня показатель ISO составил от 500 до 1000 единиц.
Canon EOS 600D с высокой чувствительностью справился не самым лучшим образом. Цифровые шумы заметны на фотоснимках. Однако на тот момент качество съёмки меня вполне устроило.
Фотографируя в экстремальных дождевых условиях достаточно сложно перемещаться вдоль трассы. Всегда надо следить за стоянием фотокамеры, чтобы вода не проникла внутрь фотоаппарата. При сильном дожде и ветре удаётся выполнить фотосъёмку в не таком большом количестве точек для съёмки, как при нормальных, сухих условиях. Позиции для фотографирования таких соревнований определяет по сути сам фотограф.
На этапе «FIA GT1 World Championship» обострилось ощущение недостаточности имеющейся фототехники. Анализ фотоснимков показал, что ресурсы Canon EOS 600D себя исчерпали. Там, где фотография могла бы получиться качественной, пригодной для печати, моя текущая камера и объектив не справлялись. Для примера я сравнивал работы коллег-репортёров, снимавших на Canon EOS 1D Mark IV. Казалось настройки были почти идентичны, также, как и точки съёмки, но итоговые картинки совершенно разные, по резкости, цветопередачи, детализации.
Несмотря на это, я сделал вывод, что удалось выжать из любительской по своей сути камеры наиболее возможные результаты.
Photographer Aleksandr B. Seregin, Russia, Serpukhov, Moscow Region
https://www.facebook.com/asppaimages/
Instagram ASppaImages.COM: @asppaimages
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/asppaimages/
https://asppaimages.livejournal.com
https://zen.yandex.ru/media/id/5a5deef3248090e7632fe716
E-Mail: