8 мин.

Погибший будущий чемпион? Джеки Стюарт рассказывает про своего протеже, Франсуа Севера

Это перевод статьи Грега Стюарта. Оригинал статьи на сайте Formula1.com в разделе Archive.

Классический, стереотипный образ гонщика Формулы 1 - это, в общем, миф. Модельная внешность, скромность, очарование, способность сесть в гоночный автомобиль и выжимать из него все до предела, разбрызгивать шампанское на подиуме, а затем заканчивать вечер за фортепиано в баре, играя воздушного Шопена.

Лишь некоторые приближались к этому идеалу. Жан Алези до сих пор для многих идол, потому что был максимально близок к такому образу, так же, как и Питер Коллинз, Элио де Анджелис, Альфонсо де Портаго и Питер Ревсон. Но Франсуа Север исполнил эту роль блестяще.

Север дебютировал в Формуле 1 в середине сезона 1970 в команде Tyrrell рядом с Джеки Стюартом. Идеальный для спонсоров Север отличался внешностью, харизмой, юмором и скромностью. И как человек, прошедший классическую школу игры на фортепиано, он мог сыграть Шопена…

«Он невероятно хорошо выглядел», вспоминает Стюарт. «Очень атлетичный, прекрасно играл в большой и настольный теннис…Очаровательный человек с безупречными манерами. Он бил в самое сердце!»

Но, хотя в младших формульных сериях он всегда был на первых ролях, возможно, единственное, чего ему не хватало, так это настоящего, природного дара гонщика – и вот здесь появился Стюарт.

«Он попал в Формулу 1 совсем новичком, и я решил взять над ним шефство», говорит Стюарт.

Учитель/ученик.

Стюарт первым заметил навыки Севера во время наблюдения за гонщиками в Поль Рикаре в 1967 в школе вождения Renault Elf Winfield вместе с Кеном Тирреллом.

«Франсуа был, возможно, лучшим из учеников, мы отметили его, как потенциальную звезду будущего, но не для Формулы 1. По крайней мере, в тот момент».

Стюарт и Север позже гонялись друг с другом в Формуле 2 в Реймсе в 1969. Север выиграл ту гонку, Стюарт финишировал четвертым. А перед сезоном 1970 Севера просматривали в Tyrrell на место боевого гонщика.

«Кен позвонил мне, и сказал, что Франсуа гоняется в Кристал Пэлас и что я должен посмотреть на него. Я жил в Швейцарии в то время, поэтому мне пришлось специально приехать для этого. И это был тот день, когда мы решили, что он будет нашим вторым гонщиком.

Север, с яркими глазами, стремящийся учиться, но уж точно не претендовавший на чемпионский титул в будущем, был передан под крыло Стюарта. Сначала это произошло по просьбе Тиррелла, но потом эти двое образовали такой союз учителя и ученика, который Формула 1 не видела с тех пор больше никогда. «Дитер Квестер назвал это союзом профессора и студента, и так оно и было», говорит Стюарт. «Я рассказывал ему все, что знаю…Никогда не было такого, чтобы я ему говорил: а вот это я тебе говорить не собираюсь».

В начале их партнерства часто бывало так, что Стюарт ехал на тренировках прямо перед Севером, а тот следовал по его траектории, чтобы показать правильное прохождение трассы и помочь ему квалифицироваться к гонке.

Со своей стороны, Север никогда не уклонялся от своего статуса ученика или чувствовал себя беззащитным. «Все просто. Джеки полностью отвечает за мое обучение», говорил француз в интервью в то время.

«Я ездил как ненормальный и не вникал в то, что делаю. Джеки прекратил это и рассказал мне, как анализировать то, что происходит с машиной, как нужно думать во время вождения, какое должно быть видение ситуации. Он обучил меня всему…Для меня он все еще маэстро».

Авария.

Отношения учитель/ученик длились с середины 1970 до 1973, Север задавал вопросы, Стюарт на них отвечал, открывая сокровищницу знаний того, как он стал лучшим гонщиком того времени.

Север не выиграл в 1973, его единственная победа случилась на Гран-При США в 1971, но вместе с Стюартом они оформили 3 победных дубля, пытаясь вместе справиться с нервной, сложной в управлении короткобазной Tyrrell 005s, а потом и 006s. Потом, после того как Джеки был коронован в третий раз, на этапе в Уоткинс-Глене проходил финал сезона. Это была 100-ая гонка Стюарта и последняя для не знавшего еще об этом Севера.

Север выехал на квалификацию в субботу. Проходя через скоростную связку s-образных поворотов, его машина вылетела с трассы и ударилась в барьер с правой стороны, потом вылетела обратно, проскользила по треку и, перевернувшись, ударилась о барьер с левой стороны. Остатки машины Севера заблокировали трассу, и шедшие за ним гонщики остановились, чтобы выяснить, могут ли они чем-нибудь помочь. Их ужаснуло то, что они увидели.

«Ту гонку за нас ехал Крис Эймон», вспоминает Стюарт. «Я увидел синие обломки и затем я увидел Криса, идущего по трассе. Я поднял большой палец вверх и спросил: Ты в порядке? Он лишь поднял свой палец и потряс им, показав, что это не он. В таком случае, это мог быть только один человек».

Север погиб в 29 лет. И, хотя ничто его не могло спасти после такой жестокой аварии, в течение многих лет Стюарта преследовало его решение медленно вернуться в боксы, а не остаться рядом с другом. Примирился ли он с тем, что произошло после аварии в тот день? Его голос обрывается.

«Не до конца. Я хотел бы в тот день остаться с ним рядом подольше. Но он был мертв. Это был ужасающий случай, намного превосходящий все то, что было в гонках Формулы 1. Это было просто ужасно. И это до сих пор беспокоит меня».

И не его одного.

«Джоди Шектер по сей день мучается от этого, по сей день. Это было ужасное зрелище, и самое худшее, что могло случиться...и, конечно, это худший эпизод моей карьеры».

Стюарт все еще считает, что Север проходил поворот на меньше передаче, чем до этого в тот же день, и, возможно, именно это вкупе с нервным характером короткобазной Tyrrell 006 стоило французу жизни.

«Не думаю, что я когда-либо управлял более сложной машиной. Она была очень быстрой, но ей было очень тяжело управлять. Вряд ли многие могли бы побеждать на этой машине».

«Я выяснил, что мог пройти этот поворот [на четвертой передаче] немного медленнее, но все равно мог выиграть квалификацию. Но на третьей передаче машина становилась такой нервной. И в случае Франсуа я абсолютно уверен…эта нервозность, короткая база машины, его скорость на этом участке…машина подскочила и ударилась о барьер справа…это почти произошло со мной, поэтому я проезжал на четвертой передаче».

Во время сезона 1973 Стюарт был занят доводкой машины для следующего года, Tyrrell 007. Более длинная колесная база должна была ликвидировать нестабильность 006 и сделать ее более постоянной, не такой сложной машиной. Считает ли Стюарт, что этой аварии можно было бы избежать, если бы Север был на 007?

 «Я абсолютно уверен», ответил Стюарт.

Наследие.

45 лет спустя, Север и его три с половиной сезона в спорте все еще памятны сквозь годы как для Стюарта, его семьи, так и для поклонников Формулы 1 по всему миру (в 2013 году Жан-Эрик Вернь из Toro Rosso даже одевал шлем в цветах Севера на Гран-при Монако).

Основная причина, наверное, в его необыкновенной внешности, его таланте и потенциале, его молодости. И все это вместе с той жестокой аварией, которая погубила его, и которая сделала его Джеймсом Дином от Формулы 1. Но есть еще кое-что: то качество Севера, о котором говорят люди, но которое не было на поверхности. Как говорит Стюарт: «Он просто был очаровательным человеком».

Вот пример. За неделю до аварии Джеки и Хелен Стюарт позвали Севера на отдых с ними. Они были на Бермудах, в отеле с преимущественно пожилым контингентом. «Мы были единственными молодыми людьми там», говорил Стюарт. Но Север полностью заслужил внимание и уважение стариков своим удивительным музыкальным талантом.

Стюарт рассказывает: «На фортепиано было покрывало. Он его снял, сел и начал играть. Он был прекрасным классическим пианистом, он начал играть сонату номер 8 Бетховена. И знаете, что я вам скажу: в тот момент все люди вокруг были за пределами его мира – никто из них не получал такой кайф от вечера, как он. (Смеется) И вдруг, каждый вечер, он приходил и играл. Бабушки души в нем не чаяли!»

Так считает ли человек, который, пожалуй, знал его больше всех, учил его, делился всеми своими секретами, что Франсуа Север подходит на роль единственного воплощения стереотипного гонщика Формулы 1?

«Очень немногие гонщики Формулы 1 могут считаться равными Франсуа Северу», говорит Стюарт, у которого в доме до сих пор хранятся фотографии его друга. «Не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь был равным ему. Во всем: в манерах, в его способности преподнести себя, его внешности, его гоночных навыков».

«Он стал прекрасным другом для всей семьи. Он был с нами довольно долго, мы вместе много путешествовали, и мы просто были прекрасными друзьями. И мне кажется, что такие вещи очень редки».

И последний, непростой вопрос: Насколько был хорош Франсуа Север-гонщик?

«Я думаю, я сделал из считавшегося другими просто еще одного обычного гонщика возможного будущего чемпиона мира», говорит Стюарт. «И которым бы я очень гордился».