В «Макларене» 20 лет спорят о том, кто же построил лучший болид в истории «Ф-1». Не могут поделить лавры
«Макларен МР4/4» 1988 года – самый доминирующий болид в истории Гран-при: он выиграл 15 гонок из 16-ти (94 процента!). Именно на нем бразильский Волшебник Айртон Сенна завоевал свой первый титул.
Однако инженеры «Макларена» до сих пор спорят о том, кто же его придумал — технический директор Гордон Марри или главный инженер Стив Николс.
Марри пришел в команды в 1987 году после работы над инновационным «Брэбэм ВТ55», уничтожившим собственную конюшню, и собрался развивать придуманную концепцию. Он попытался применить философию из ВТ55 в МР4/4 — и преуспел. Марри запросил у «Хонды» как можно более низко посаженный мотор и полностью переделанное сцепление — благодаря чему машину опустили на 29 миллиметров. В результате стандартная двухваловая коробка передач перестала подходить конструкции, поэтому Гордон заказал инновационную трехваловую.
«Это был огромный риск — выступать с вертикальной трехваловой коробкой, – признавал позже Марри. – Она запросто могла стать настоящей ахиллесовой пятой».
Тогда же ФИА снизила предел потребления топлива со 195 кг до 150 кг, позволив командам создать меньшие по объему бензобаки и благодаря этому еще сильнее занизить профиль машины. Пилот тоже сидел теперь не под углом в 45 градусов, а в районе 30-ти. Так у машины понизился центр тяжести и улучшилась управляемость. Также передняя поверхность машины снизилась на 10 процентов, благодаря чему снизилось и лобовое сопротивление, повысив эффективность заднего антикрыла.
После успеха в 1988-м Марри громко заявил о своих заслугах.
«Я собрал всех инженеров и показал им эскизы «Брэбэма», – сказал Гордон. – И объяснил Стиву с ребятами, что именно в этом направлении мы и будем двигаться».
И это не совпадает с тем, что Николс сказал годы спустя.
«У нас не было цели создать самую низкопрофильную машину из всех возможных, – опроверг слова Марри он. – МР4/4 был всего лишь эволюцией МР4/3, но машина была выше, потому что раньше у нас не было столь низкопрофильного мотора, не было столь маленького сцепления и небольшого бака. Так что мы всего лишь продвинули старые идеи — без цели сделать машину ниже, но просто пользуясь преимуществом новых деталей. Это было логичное решение».
С другой стороны, как минимум двое работников «Макларена» подтверждают слова Марри: Нил Оутли видел чертежи ВТ55 в Уокинге, а Боб Белл утверждал, что идея снизить угол положения пилота принадлежала Гордону. Инженеры «Хонды» тоже подтверждают, что именно Марри запрашивал низкий мотор. К тому же, никто не отрицает, что трехваловая коробка передач была целиком и полностью проектом Гордона.
«Макларен МР4/4» Гран-при – 16Победы – 15Поул-позиции – 15 Быстрые круги – 10 Пролидировано – 1003 круга из 1031 Гонщики – Ален Прост и Айртон Сенна
Источник: Autosport
Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau, Allsport UK/Allsport
Хотел было сказать, что если мерить в процентах, то "Альфа Ромео" и "Феррари" в 50-е иногда и 100% за сезон выигрывали... но потом вспомнил про фиктивный "Гран При" США. Таки-да, с формальной точки зрения это официально лучший процент в истории.