Глубокое погружение: Гран-при Венгрии
Блог «Версификаторные россказни» подводит итоги тактической борьбы команд «Формулы-1» на «Хунгароринге»: рассказывает об упущенных шансах Марка Уэббера, отмечает необычную гонку Себастьяна Буэми, а также оценивает работу «Феррари» и «Макларена» с шинами «Пирелли».
Во время венгерской гонки внимательные зрители заметили, что, несмотря на примерно одинаковую скорость топ-команд, болиды RB7, MP4-26 и 150 Italia по-разному работают с резиной (кто не заметил, мог прочитать об этом в воскресенье в нашем онлайне или во вторничной статье Марка Хьюза). Машина «Макларена» очевидно лучше конкурентов работает в прохладную погоду, моментально прогревая покрышки до оптимальной температуры, в то время как «Ред Булл» для этого требуется чуть больше времени, а «Феррари» – еще дольше.
Почему так все сложилось, и, главное, какие выгоды могут извлечь команды из сложившейся ситуации – это самые интересные вопросы, и ответы на них следует искать не только в последних обновлениях машин.
Скудерия еще во время зимних тестов поражала наблюдателей хорошей работой на длинной дистанции: показывала отличные результаты и сохраняла резину относительно свежей. Однако в жизни бывают огорчения, одно из которых настигло итальянскую конюшню – задняя часть болида, в особенности подвеска (чертежи которой, по-видимому, также перекочевали к «Зауберу») – нагружала покрышки недостаточно серьезно. Заметно это стало только по ходу первых гонок сезона-2011 (ведь только тогда удалось сравнить работу лидеров) – 150-й совершенно не хватало сцепления, машина скользила на трассе, наблюдалась сильнейшая избыточная поворачиваемость и из-за нее шины убивались невероятно быстро. Из-за проблем с аэродинамической трубой «Феррари» не смогла оперативно решить возникшие трудности, но после серии масштабных обновлений аэродинамики, а также работы над подвеской, в целом, ситуация вернулась под контроль. Да, моментального прогрева резины по-прежнему нет, но вряд ли базовые характеристики болида можно изменить кардинальным образом, не меняя всей структуры шасси.
В результате тонкой настройки задней части автомобиля, 150-я получилась, образно выражаясь, несколько «ленивой» по достижению высокой скорости на круге, однако достаточно экономной, чтобы оставаться на трассе на пару кругов дольше конкурентов и при этом практически не теряя в темпе.
«Макларен» еще с прошлого года гнался за прижимной силой. Если с механическим сцеплением все было более или менее в порядке, то с аэродинамикой MP4-26 возникали некоторые проблемы, особенно касательно задка болида. Британский коллектив долго работал в этом направлении, и, в конце концов, значительно модернизировал область диффузора, днище и заднее антикрыло. Что произошло дальше – мы видели в последних гонках: MP4-26 за счет аэродинамических решений прибавил в прижимной силе, сцеплении и, следовательно, в стабильности задней части автомобиля. Резкий прорыв помог гонщикам быстро прогревать шины.
В итоге в чемпионате сложилась ситуация, схожая с той, что наблюдалась в 2009 году – одним машинам («Феррари»-2011, «Браун»-2009) подходят высокие температуры и жаркие трассы, а другим («Макларен»-2011, «Ред Булл»-2009) – холодные. Нынешний «Ред Булл», пожалуй, сейчас посередине, но нельзя определенно утверждать, в хорошей или плохой позиции находятся парни из Милтон-Кейнса.
С одной стороны, в ближайших двух гонках Себастьяну Феттелю и Марку Уэбберу мало что светит, поскольку «Спа-Франкоршам» и «Аутодромо Национале» никогда не были территориями «быков», но с другой – ярко выраженные хорошие или плохие погодные условия помогут команде Кристиана Хорнера остаться между полярными «Маклареном» и «Феррари» и заработать хорошие очки (именно то, что нужно для сохранения первых позиций в обоих зачетах). Правда, при этом я сильно сомневаюсь, что «Макларен» будет слаб в жарких условиях, но эти рассуждения касаются отчасти уже другой области.
В целом, здорово, что все три конюшни довольно близки друг к другу по чистой скорости, однако жаль, что, оценивая исход гонок, мы начинаем много думать о погоде. А то вдруг ведь все дойдет до того, что власти Монцы, взглянув на карту погоды и надвигающийся циклон, помчатся в Москву, чтобы разузнать секреты разгона туч…
Упущенный шанс Уэббера
В анализе гонки лидеров нет смысла перечислять все события и повторять то, что было сказано ранее. Ограничусь лишь напоминанием о том, что третья волна пит-стопов оказалась решающей с точки зрения борьбы за победу, поскольку Льюис Хэмилтон, в отличие от выбравшего «софт» Дженсона Баттона, не смог создать нужный отрыв, и, по сути, упустил шанс победить. В дальнейшую гонку Льюиса вмешались разворот, штраф и ошибка, связанная со сменой резины на промежуточную…
Льюис в итоге финишировал четвертым, позади Фернандо Алонсо и впереди Марка Уэббера (также рискнувшего и не угадавшего с промежуточными шинами), но мне стало интересно, какой бы сложилась борьба австралийца с испанцем, если бы гонщик «Ред Булл» выбрал чуть иную тактику на заключительные отрезки гонки.
Оба пилота до поры до времени шли на одинаковой стратегии – после 25 круга Марк и Фернандо совершили по два пит-стопа, причем последний прошел одновременно, и после него лидер Скудерии застрял за «Ред Булл». Исправить ситуацию команда попробовала за счет перехода на стратегию четырех остановок – Фернандо заехал в боксы на 36 круге, получил «суперсофт» и на чистой трассе получил возможность отыграть много времени. Учитывая, что темп «Феррари» был лучше, чем у «Ред Булл», вернувшийся на трассу после собственного пит-стопа Уэббер оказался позади Алонсо.
После четвертой остановки испанец вернулся в 13 секундах позади австралийца. Отрыв потихоньку сокращался, а затем Уэббер рискнул, переобулся в промежуточные шины (на 51 круге), но через два круга (на 53-м) вернулся в боксы и вновь поставил слики. Конечно, легко рассуждать о борьбе уже после ее завершения, но все же стоит отметить, что у Марка был шанс догнать и обогнать конкурента менее отчаянным способом.
Поскольку «Ред Булл» под номером «2» после третьего пит-стопа был обут в «софт», Уэббер мог без проблем растянуть четвертый отрезок до 53 круга и выехать позади Алонсо в 10-12 секундах позади. Разница в свежести резины, а также не слишком отличавшаяся эффективность «софта» и «суперсофта» позволили бы Марку (при аккуратном пилотаже) за оставшиеся 17 кругов отыграть это отставание и на последних кругах дать бой Фернандо. А если бы на промежуточные шины не переходил и Льюис Хэмилтон, то нас бы ждал валидольный финиш и борьба за третье место с участием «Феррари», «Ред Булл» и «Макларена».
Прорыв из ниоткуда
На отличных 7-й и 8-й позициях в Венгрии финишировали Пол ди Реста и Себастьян Буэми, причем пилот «Торо Россо» добился такого результата после старта с 23 места.
Успех Себа был связан с надеждой на дождь во время гонки (или перед самым ее началом), и поначалу все складывалось удачно – машина была настроена на мокрую трассу, что позволило совершить десяток обгонов уже по ходу первых кругов и пробиться на 12 место. Однако дальше дело застопорилось – Буэми напоролся на Виталия Петрова, которого до пит-стопов обогнать так и не удалось: россиянину пришлось тяжело на мокрой трассе, но чем быстрее трек подсыхал, тем легче ему было сдерживать конкурента позади. С переходом трассы в состояние «сухая» Себ столкнулся с недостаточной поворачиваемостью, и потихоньку откатился на 14 место.
При этом он ехал не так уж и медленно. Ключевой фактор в успешной гонке пилота «Торо Россо» – удачное выступление на «софте». Темпа оказалось достаточно, чтобы не слишком отстать от Баррикелло и Петрова (тех в любом случае ждал еще один пит-стоп, после которого они должны были вернуться на трассу позади швейцарца), но, конечно, помогла и непогода – вышеупомянутые соперники и Росберг перешли на промежуточные шины, и прогадали.
В толкучке за Кобаяси Буэми проиграл позицию ди Ресте, но выиграл у Альгерсуари, а затем прошел и самого японца, испытывавшего чудовищные проблемы с шинами. Всего этого оказалось достаточно, чтобы набрать 4 зачетных балла.
Что касается ди Ресты, то он долгое время боролся с Росбергом за 6-7 позицию, но после резко хлынувшего дождя и пит-стопа потерял несколько драгоценных секунд и откатился на 13 место. Однако шотландец не отчаялся – ди Реста последовательно обогнал нескольких соперников и финишировал на седьмом месте. Уж, во всяком случае, вряд ли тут можно сказать, что Полу эти очки кто-то подарил.
По идее с точностью до наоборот.
На 3-ем пит-стопе на 40-ом круге Хэмилтону поставили старый супер-софт, а Баттону на 42 круге поставили новый софт.
Кстати по радио-обмену трудно сказать, кто решал.