Восстановление справедливости в Спа
Оригинал статьи на английском языке на сайте McLaren в разделе Heritage. Статья: Justice at Spa. К сожалению, нет возможности опубликовать прямую ссылку на данный момент, приношу извинения за неудобства.
Начало лета 1968 было временем перемен.
Боб Дилан уже давно избегал пальцевого способа игры на акустике, предпочитая вместо этого мощный рок на электрогитаре. Улицы Парижа стали неожиданным местом для культурной революции, поскольку столкновения между студентами и другими людьми почти поставили страну на колени.
В Англии песня Rolling Stones «Jumpin 'Jack Flash» возглавляла рейтинг топ-40, ее гитарный риф и убийственный текст представляли по-настоящему стремительный темп современной британской жизни и постепенную смерть мечты хиппи.
Даже на крошечной фабрике McLaren, расположенной рядом с аэропортом Хитроу в Лондоне, повеяло переменами.
После сильного начала сезона 1968 Брюс Макларен и его команда подходили к гонке в Спа с большими ожиданиями. Наряду с Нюрбургрингом это была самая пугающая и сложная трасса в календаре – 14,5 километров извивающихся деревенских бельгийских дорог, по которым гонщики пролетали со скоростями до 320 км/ч. И у них не было права на ошибку.
Тем не менее, это было место, где гонки всегда удавались Брюсу: у него было четыре подиума здесь в годы, проведенные в Cooper, включая вторые места в 1960, 1963 и 1964.
Также на этой трассе команды часто ошибались с расчетом топлива. В 1964 Брюс отыграл множество позиций в конце гонки благодаря этому. Дэн Герни и Грэм Хилл застыли на трассе, пока Брюс доползал на последних каплях топлива. Когда он прошел шпильку La Source в последний раз, у него тоже начались проблемы.
«Я начал сползать вниз по трассе на скорости 16 км/ч», - позже писал Макларен. «Я видел финишера с флагом. Вот оно! Я выиграл гонку! Но, когда до черты оставалось меньше 100 метров, мою репетицию речи победителя прервал пронесшийся мимо офицер Ордена Британской Империи Джеймс Кларк на своем Lotus.
Проиграть именно таким образом было очень обидно для Макларена, но четыре года спустя судьба отдаст ему должок.
Брюс прибыл в Спа летом 1968 с большими надеждами. Для начала, он был очень рад вернуться за руль в Спа после неудач в предыдущих двух гонках на этой трассе. В 1966 Брюс основал свою собственную команду и ее первой гонкой был Гран-При Монако, но тогда он остался недоволен двигателем Ford V8, который был спроектирован для гонок IndyCar и от которого он в итоге отказался в пользу Italian Serenissima.
Спа был его первым гоночным уикендом, и, так как команда играла главную роль в фильме «Гран-При» Джона Франкенхаймера, было важно, чтобы он был в гуще событий. К сожалению, новый двигатель оказался на практике проблемным, и машина не финишировала в гонке. Затем он пропустил Гран-При Бельгии 1967 полностью после того, как машина M4B с двигателем BRM, с которым он начал сезон, была повреждена при пожаре в ходе испытаний.
И, хотя сезон 1968 начался с побед в Гонке Чемпионов и гонке International Trophy, Брюс был расстроен проблемами на двух первых гонках Чемпионата мира в Испании и Монако. Также машина побывала в паре аварий, и ей был необходим ремонт. От планов направить машины сразу в Бельгию пришлось отказаться, и обе M7As вернули на базу.
Брюс писал в своей колонке для журнала Autosport: «Мы хотели провести день в Сильверстоуне или в Гудвуде, чтобы посмотреть, принесли ли наши модификации пользу. Казалось, что-либо все остальные стали более конкурентоспособными, либо мы потеряли что-то, что у нас было имелось до этого в этом сезоне».
Тесты прошли хорошо, но, когда команда приехала в Спа, где Брюс использовал новое шасси, и у обоих автомобилей были обновления, такие как другие амортизаторы, у небольшой команды по-прежнему возникали некоторые проблемы.
В квалификации в пятницу Денни Халм был пятым, Брюс седьмым, но они были далеко позади лидеров, особенно Ferrari Криса Эймона и Matra Джеки Стюарта.
«Все, что мы сделали с машинами, сделало их хуже», писал Брюс. «И все, что мы делали осторожно, потому что мы думали, что это может сделать их хуже, сделало их намного лучше!»
Будучи в то же время механиком, Брюс в пятницу вечером установил более широкие передние диски и другое рулевое управление, стремясь решить проблему с стабильностью на высокой скорости. Однако, вторая квалификационная сессия в субботу проходила в сильный дождь, и ни один из гонщиков McLaren не проехал быстрого круга. Таким образом, Денни и Брюс должны были стартовать с пятого и седьмого мест, которые они заработали в первый день.
Как всегда, в Спа существовала вероятность дождя в воскресенье, и ходили разговоры о том, чтобы отложить старт или выпускать машины с десятисекундным интервалом. В конце концов гонка стартовала в сухих условиях и вовремя, в 15:30. К несчастью, Брюс плохо стартовал, провалившись на одиннадцатое место к концу первого круга.
«Я точно не знаю, что случилось на старте», говорил он. «Но я помню, что в какой-то момент все четыре колеса оказались на траве. Я полагаю, Сертис плохо стартовал, и его машину мотало из стороны в сторону из-за пробуксовки, и некоторым из нас пришлось объезжать его слева. Поднимаясь вверх на холм я, должно быть, был почти последним, но я помнил про репутацию Спа и необходимость бороться до конца. Вспомнив про первый круг в Монако, я решил быть предельно осторожным в первой половине гонки.
Это была правильная стратегия. Это была первая возможность для Брюса опробовать изменения, сделанные в пятницу. Были сухие условия и полный бак топлива – полнее, чем у прочих соперников, как выяснилось позже. Машина управлялась хорошо.
Брюс следовал какое-то время за Lotus 49 Грэма Хилла, но победитель двух предыдущих гонок был не слишком доволен темпом и пропустил Брюса вперед, и тот устремился в погоню.
«Я догнал группу из Кариджа и Родригеза на BRM и Lotus Йо Зифферта. Я чувствовал, что могу ехать быстрее, чем они, но я не хотел ввязываться в «мясорубку Спа», когда, оказавшись между ними, я бы застрял в игре слипстрима. Я встал за ними и ждал изменений. В итоге, Зифферт отстал, и я решил, что теперь игра стоит свеч.
Пока Брюс взвешивал каждое решение и играл «в долгую», впереди происходило много всего. Это была гонка на выносливость, и Макларен начал продвигаться наверх.
Йохен Риндт на Brabham выпал из борьбы довольно рано из-за проблем с двигателем. Соотечественник Брюса, Крис Эймон на Ferrari, лидировал после старта с первого места, но был вынужден сойти после того, как его радиатор оказался пробит камнем. Сертис на Honda тоже лидировал недолго – сломалась подвеска.
К одиннадцатому кругу Халм выбился в лидеры, Стюарт на Matra шел вторым. Брюс к тому времени поднялся на третье место после нескольких тщательно подготовленных обгонов, и он начал отрываться от Кариджа и Родригеза. С пит-лейна ему сообщали, что его напарник лидирует, так что это был хороший расклад. Но сюжет гонки готовил еще несколько поворотов.
«Казалось, что каждый раз, когда я пытался создать отрыв, я наталкивался на более медленную машину. Один раз это был Денни, который возвращался в боксы лишь с одной половиной оси, и теперь с пит-лейна мне показывали, что я второй. Родригез дважды меня обгонял, это была та еще гонка».
«Последние шесть кругов я делал все, что мог. Машина снова становилась нервной, потому что топливный бак пустел, но нос идущей позади BRM удалялся с каждым кругом, и на последнем круге он совсем пропал из виду, так что я перестал беспокоиться о парне из Мексики».
Брюс теперь был уверен, что доедет до второго места. Но он совершенно не знал о драме, произошедшей с Стюартом – это бы ему напомнило то, что случилось с ним самим на этой трассе четыре года назад.
«Чего я не знал, так это того, что Стюарт остановился на последнем круге, чтобы заправиться. С пит-лейна мне просто сигнализировали, чтобы я ехал быстрее, так что я думал, что я догоняю Стюарта. Но, когда я его так и не увидел, я подумал, что приеду вторым».
Не только Стюарт выбыл из борьбы (его машина не хотела снова заводиться в боксах), но и Родригез столкнулся с проблемой с топливом – он не был больше угрозой. Счастливый, что он финишировал вторым, Брюс пересек линию финиша, затормозил перед Eau Rouge и повернул направо, чтобы вернуться в паддок.
«Я пересек линию финиша, помахал рукой, затормозил, и повернул в боксы, желая доехать до нашего погрузчика. Второе место – не так уж плохо. На старте у меня были проблемы, мне пришлось прорываться, но после двух предыдущих гонок я был очень доволен. Наша команда тоже была довольна, они прыгали от радости, когда я пересек линию. На пит-лейне было столько людей, что мне пришлось остановиться и вылезти из машины».
И только тогда Брюс узнал от проходящего мима механика BRM, что Стюарт заезжал в боксы, и что именно он в итоге и выиграл гонку. «Он сказал: ты победил, ты что, не знаешь? Это было лучшее, что я когда-либо слышал».
Брюс стал лишь третьим гонщиком и конструктором после Джека Брэбема и Дэна Герни, которому удалось выиграть гонку на собственной машине. Достижение, которое более не покорялось никому. И тогда еще никто не мог знать, что это будет его последняя победа в Формуле 1.
«Я уверен после этой гонки, что магия Формулы 1 – это нечто большее, чем просто инженерия. Джеки Стюарту не хватило топлива на последнем круге, ему очень не повезло. Особенно, учитывая, что глава команды – это Кен Тиррелл. Он не допускает таких ошибок. Или, по крайней мере, я и он так думали».
С продолжением сезона 1968 McLaren потерял форму из-за того, что в отстающих остался их поставщик шин, Goodyear, а Dunlop и Firestone лучше справились со своей работой. И другие команды лучше справились с внедрением аэродинамических крыльев, которые появились летом.
Но, несмотря на это, во второй половине сезона дела пошли в гору у Денни Халма. Он был пятым в дождевой гонке во Франции, четвертым в Брэндс-Хэтче, а потом выиграл гонки в Италии и Канаде, в последней Брюс финишировал вторым и помог оформить победный дубль. Сход в США дорого стоил Денни, но он все еще участвовал в борьбе за титул перед гонкой в Мексике, где его остановила сломанная подвеска.
Халм финишировал третьим в чемпионате, Брюс был пятым, а в последней гонке в Мексике новозеландец приехал вторым. Команда стала вице-чемпионом, впереди была только Lotus.
Команда была на верном пути.