Насущные истины о KERS-е
Перед покорением Эвереста Эдмунда Хиллари терзали смутные сомнения: а стоит ли рисковать жизнью, дабы стать всемирно известным? Новозеландец бросился на амбразуру и достиг вершины "горы планеты". Перед начинающими почитателями любого спорта вопрос поставлен ребром: стоит ли углубляться в тонкости соревнования или же достаточно знать, кто приехал к финишу первым либо кто забил последний гол. Этот материал рассчитан в первую очередь на широкую аудиторию, хотя, возможно, и специалисты смогут узнать для себя что-то новое, здесь рассказываются насущные истины, которые впоследствии помогут новичкам с еще большим желанием наблюдать за всеми перипетиями борьбы.
Удивительное дело, многие на своем веку не раз слышали слово "KERS", но в то же время далеко не все представляют, что это за механизм и зачем он вообще сдался в болиде. Такое ощущение, что скоро это словосочетание станет определенным трендом: ничего не знаешь о формуле1, но в то же время хочешь показаться умным - скажи, как прекрасен "KERS" и сойдешь за образованного. KERS - это система восстановления кинетической энергии. Система сохраняет часть неиспользованной энергии во время резкого снижения скорости и преобразовывает её в энергию, которая может быть использована при ускорении.
Как все работает?
KERS состоит из двух составных частей: батареи (электрическая) и махового колеса (механическая). Электрическая система использует мотор-генератор для преобразования механической энергии в электрическую и обратно. Таким образом энергия накапливается и пилот может её использовать по мере необходимости. Не стоит забывать о гидравлическом KERS-е, когда энергия торможения накапливается в гидравлической системе и впоследствии используется пилотом. Существуют ли ограничения по мощности? По действующему регламенту максимальная мощность ограничивается 60-ю киловатами, которые позволяют накапливать до 400 килоджоулей энергии. На одном круге системой можно пользоваться не более, чем 6,67с, независимо от того в каком режиме это произойдет: все сразу или постепенно. Исследования показали, что на одном круге благодаря KERS-у машина выигрывает от 0,1 до 0,4 секунды.
Кто запускает реактор?
В данном случае все проще пареной репы. Пилот нажимает волшебную кнопку и заставляет систему отдавать накопленное.
А если задуматься, зачем вообще нужен KERS?
В принципе в этой системе можно найти сразу два плюса. Во-первых, предполагали, что он поможет сократить выбросы в окружающую среду. Хотя в большей степени это был рекламный ход руководства, мол мы теперь и природу не загрязняем, но на деле все оказалось куда плачевнее. Овчинка выделки не стоит, лишь мизерное количество вредных веществ теперь не попадает в окружающую среду. Вторая причина, благодаря которой проект получил зеленый свет, кстати выглядит более правдоподобной, - это помощь пилотам при обгоне, тем самым увеличивается зрелищность Гран-при. Однако, с другой стороны, обороняющий позицию пилот так же может воспользоваться KERS-ом, и тогда уже можно рассуждать о защитной функции системы. С течением времени мы смогли убедиться в пользе системы, временами она неплохо помогает.
Изменилось ли поведение машины на трассе?
В некоторой степени - да. Среднестатистический KERS весит 35 килограмм. А вот болид должен быть не менее 620-ти кг, включая пилота. Но обычно командам приходится добавлять еще 70 килограмм балласта, чтобы удовлетворить FIA. Следовательно, происходит уменьшение веса балласта, что создает определенные трудности при нахождении центра тяжести болида. К тому же говорят, что оказывается негативное влияние и на тормоза, и на подвеску.
Все добровольно-принудительно?
На самом деле - нет. Это устройство достаточно дорогое и использовать его решились только гранты королевских гонок. В прошлом сезоне и вовсе было решено отказаться от "легких планеты", однако в этом - все вернулось на круги своя. Заглядывая в будущее мы можем увидеть прекрасные перспективы "автомобильного доппинга". Появились новости, что "Лотус" в следующем сезоне намеревается использовать KERS "Ред Булл". К тому же это широчайшее поле действия для гоночных инженеров: модернизация KERS-а может сыграть далеко не последнюю роль в мощности болида.