7 мин.

Глубокое погружение: Гран-при Великобритании

Какое преимущество получила «Феррари» от переменных условий на трассе в Сильверстоуне? Мог ли Себастьян Феттель удержаться на первом месте в случае аккуратно проведенных пит-стопов? Из-за чего Льюису Хэмилтону пришлось экономить топливо? Блог «Версификаторные россказни» пытается ответить на эти вопросы, попутно разбирая тактические ходы конюшен на Гран-при Великобритании.

Всем известно, что переменные погодные условия зачастую превращают гонки «Формулы-1» в незабываемое зрелище. Внезапно пошедший посреди заезда дождь практически гарантирует хаос на трассе и панику на пит-лейн, ведь командам нужно выбрать наилучший момент для перехода на дождевые шины, и удается это далеко не всем. В результате зрители видят не только гениальные решения, но и чудовищные ляпы тактиков: всем памятен, например, ранний переход Кими Райкконена, выступавшего за «Феррари», во время гонки в Малайзии на дождевые шины, в тот момент, когда трасса была еще сухой…

Правда, на этот раз осадки прошли не во время заезда, а до его начала. Дождь полил где-то за час до старта, причем только над северной частью «Сильверстоуна» – аккурат над вторым сектором трассы. В то же время зона стартовой прямой и боксов осталась сухой. Разумеется, в такой ситуации рисковать не захотела ни одна команда (тем более, по ходу установочного круга Серхио Перес показал, что даже на промежуточных шинах на влажном участке автодрома можно потерять контроль над машиной) и в итоге все начали гонку на шинах для переменных условий.

Такой выбор значительно облегчил гоночную стратегию командам – не было нужды думать, на какой отрезок заезда ставить на болиды более неудобные для демонстрации высоких результатов жесткие шины. Забегая вперед, отмечу, что в итоге «хард» в гонке использовал только один гонщик – Пол ди Реста, – в то время как остальные спортсмены ограничились «софтом».

Среди лидеров наиболее выгодной эта ситуация оказалась для «Феррари» – Скудерия традиционно хорошо выглядит на мягких составах резины и сталкивается с трудностями при прогреве жестких покрышек. Так что для команды возможность не выбирать «хард» стала настоящим подарком небес.

Прекратившиеся задолго до старта осадки оставили коллективам только одну задачу: стратегам нужно было решить, в какой момент лучше перейти с промежуточных покрышек на слики. Ранний переход сулил трудности на влажном участке трека, но, как ни странно, решение проблемы пришло само собой: Михаэль Шумахер неудачно атаковал Камуи Кобаяси, повредил переднее антикрыло, и потому, заезжая в боксы, был вынужден рискнуть и поставить «софт». Первый же чистый круг семикратного чемпиона мира, который зафиксирован в официальном хронометраже, оказался на секунду быстрее, чем у лидера гонки Себастьяна Феттеля, и с этого момента стало ясно, что все пилоты, которые затянут с посещением боксов, сильно проиграют.

Интересно, что «Ред Булл», получивший после Гран-при порцию критики (во многом справедливой) за применение командной тактики на финише заезда, во время первой волны остановок сначала бросился помогать сражавшемуся с Фернандо Алонсо Марку Уэбберу, и только после пит-стопа австралийца зазвал в боксы Себастьяна Феттеля (к примеру, в самой Скудерии поступили ровно наоборот – сначала механики обслужили Алонсо, а потом – Массу). В результате более позднего в сравнении с напарником пит-стопа Феттель потерял пять секунд, но зато Уэббер сохранил за собой вторую позицию.

О том, насколько в «Формуле-1» дорога каждая секунда, говорит вторая волна остановок в боксах. Пит-стоп Себастьяна из-за поломки домкрата прошел на восемь секунд дольше, чем у Фернандо – в результате действующий чемпион мира откатился на третье место и начал отставать от лидера гонки на три секунды. Представьте, какой могла получиться борьба между Феттелем и Алонсо, даже несмотря на заминку «Ред Булл», в случае проведенных в одно время пит-стопов.

Важно отметить еще одну интересную деталь, которая проявилась примерно в то же время. До своей второй остановки Фернандо Алонсо успел выбраться на третье место, обогнав Льюиса Хэмилтона, и в какой-то момент показалось, что обгон, который совершил испанец, окажется напрасным – гонщик «Макларена» зарулил в боксы и получил новый комплект резины, в то время как лидер Скудерии продолжил ехать без остановки еще три круга. Более того, Фернандо пересидел на трассе шедшего вторым Марка Уэббера, и по логике сезона-2011 должен был потерять время как по отношению к Хэмилтону, так и к Уэбберу. Однако, сюрприз! Перед самым заездом в боксы Фернандо показал свой лучший на тот момент круг в гонке (он останется таковым до заключительного отрезка), и эта деталь исчерпывающе характеризует не только мастерство испанца, но и болид «Феррари» – 150-я очень нежно обращается с мягкими покрышками, сохраняя их в пригодном состоянии намного дольше, чем машины конкурентов. На жестких шинах поведение автомобиля кардинально меняется – он становится более дерганым, наблюдаются проблемы со сцеплением… Однако Скудерии, как мы помним, использовать «хард» в этой гонке было не нужно.

Нельзя говорить, что успех к «Феррари» пришел вследствие кучи совпадений (вроде заминок механиков «Ред Булл» и возможности не использовать жесткие шины) – команда тоже серьезно поработала и привезла несколько новинок, нацеленных на эффективное использование сильных сторон шасси и особенностей трассы. В частности, была значительно переработана задняя часть 150-й: антикрыло было модифицировано с целью снизить эффективность DRS в неактивном режиме и тем самым повысить прижимную силу автомобиля в высокоскоростных поворотах. Кроме того, была переработана задняя подвеска и диффузор – все изменения добавили красной машине сцепления с трассой и облегчили работу с шинами. Наконец, говорят, поведение автомобиля стало больше соответствовать гоночному стилю Фернандо Алонсо.

Многим интересно, что могло получиться в том случае, если бы Себастьян Феттель после второй волны остановок остался лидером гонки. Обогнал бы его Алонсо или нет? В реальности, как мы помним, Себ застрял за Льюсом Хэмилтоном, но пройти «Макларен» не сумел, и, поскольку шел вплотную за соперником, очень быстро уничтожил шины и отправился в боксы. В результате заключительный отрезок гонки Феттеля растянулся на 16 кругов, что, конечно, не было критичным, но все же немцу пришлось чуть аккуратнее обращаться с покрышками (например, Уэббер после третьего пит-стопа проехал 14 кругов, а Алонсо – 13).

Если бы Себ лидировал, а Алонсо шел вторым, то, по самым скромным подсчетам, астуриец съедал бы у соперника по 1 секунде на круге. И этого могло хватить, чтобы успешно провести обгон. В общем, в воскресенье Фернандо в любом случае был ближе к победе, чем его главные конкуренты, и успех к «Феррари» пришел закономерно.

О борьбе за второе место между двумя «Ред Булл» уже сказано много, я лишь отмечу, что доктор Гельмут Марко как-то слишком усердно защищает гоночный темп Феттеля. Мне показалось, что Себастьян, разобравшись с Массой, несколько переусердствовал и чуть подпортил резину, в результате чего был вынужден сбросить темп (в общем, не только из-за того, что понял – Алонсо ему не догнать). Потому что в противном случае, глядя на приближающегося Уэббера под занавес Гран-при, немец обязательно бы прибавил и отодвинул соперника на безопасное расстояние. Впрочем, возможно, Себ уже перевел мотор в щадящий режим и не мог ехать очень быстро по этой причине. Что было на самом деле, мы не узнаем, потому что «Ред Булл» любит потчевать публику разнообразными и далеко не всегда правдивыми версиями произошедшего…

В еще более драматичном ключе прошла гонка Льюиса Хэмилтона. Сначала я думал, что нехватка топлива, с которой столкнулся англичанин, была вызвана настройками мотора «Мерседес», но на деле все оказалось куда проще… и обиднее для Льюиса.

Перед гонкой тактики «Макларена» полагали, что «Сильверстоун» будет более влажным, и что куда важнее, останется в таком состоянии дольше по времени. А поскольку во влажных условиях машины потребляют меньше топлива, механики не долили приличное количество бензина. Это помогло Льюису в начале гонки – его машина была значительно легче, чем у многих соперников, он совершил много обгонов, но к середине дистанции стало ясно, что команда просчиталась, и потому Хэмилтону пришлось переключить режим работы двигателя… Вообще, такой агрессивный подход довольно интересен, поскольку в случае старта с далекой позиции он дает лидерам возможность быстро прорваться в «первый эшелон». Однако, как мы видим, применяется он не слишком часто – вероятно, команды считают подобный риск неоправданным.

В Великобритании далеко не все команды пошли на тактику трех пит-стопов – некоторые конюшни выбрали иную стратегию. Как обычно, меньшим числом остановок выделился «Заубер», и Серхио Перес в итоге финишировал в Топ-10. Кроме него аналогичную стратегию выбрала целая группа пилотов (Хайдфельд, Росберг, Петров и другие). Многие из них хорошо затянули второй отрезок заезда, и, что интересно, это привело к потере темпа преследователей – парни в середине пелотона, выбравшие стратегию трех остановок, просто застряли в трафике и не сумели реализовать свои задумки…

Графики

Ход гонки (взято с Forix): горизонтальная ось – среднее время победителя гонки (то есть, полное время гонки, разделенное на количество кругов), с которым сравниваются времена остальных пилотов. Вертикальная ось – отставание.

http://img853.ex-imageshack.us/img853/9766/gprhcg.png

http://img220.ex-imageshack.us/img220/753/laps.jpg