Золотые гонки. Топ-10 Гран-при Монако
О трассе в Монте-Карло, коварных отбойниках, временами невообразимо скучных заездах и развлечениях за пределами трека написано множество статей, журналов и даже книг. В предисловии к легендарному Гран-при Монако блог «Версификаторные россказни» уходит от традиционного формата рассказа о предстоящем этапе и вспоминает десять лучших гонок «Формулы-1» на улочках средиземноморского княжества.
Уникальность, прелесть и беда местной трассы, безусловно, в том, что она архаична – современные болиды гоняются по современному асфальту, с трудом помещаясь между современными металлическими барьерами, но конфигурация трека и зоны безопасности остались, несмотря на все старания организаторов, на старом уровне. Раз в год к местному населению, которое частично состоит из знаменитостей и богачей, в гости приезжают другие знаменитости и богачи, и вместе с отставными гонщиками и обычными болельщиками они временами посматривают на себя, на коллег, и немного – на гонку.
Однако вся эта мишура вокруг Гран-при – показы мод (в том числе с участием пилотов), бриллианты, побрякушки, яхты и деловые встречи, – несмотря противоестественность настоящим гонкам (заляпанные маслом механики, потные, уставшие и перепачканные сажей пилоты), лишь подчеркивает легендарность трассы. Вот оно, все вокруг – светящееся, искрящееся и новенькое; но сердце Гран-при – сама трасса – осталась почти той же: медленной, старой и опасной.
Дух настоящих гонок в Монако еще не выветрился.
1950 год
Первый Гран-при Монако в рамках чемпионата мира «Формулы-1» состоялся 21 мая 1950 года. В этот день в княжестве было ветрено, и погода, как выяснилось позже, натворила серьезных дел: брызги от волн, разбивавшихся о скалы, долетали до трассы – в повороте «Табак» асфальт оказался мокрым. Это привело к тому, что на первом круге Джузеппе Фарина, шедший следом за Хуаном-Мануэлем Фанхио, потерял контроль над своим автомобилем. В «Альфа-Ромео» итальянца врезался Фройлан Гонсалес, позади гонщики пытались затормозить, чтобы избежать аварии, но получилось это далеко не у всех – некоторые, умудрившиеся избежать столкновения, все равно получили тычки от соперников. Так, мокрая трасса в общей сложности вывела из строя 10 автомобилей.
Фанхио, избежавший хаоса, стал победителем Гран-при.
1955 год
Следующая гонка в Монако прошла только в 1955 году – и она оказалась богатой на события. Квалификацию и старт воскресного заезда выиграл гонщик блистательной команды «Мерседес» Хуан-Мануэль Фанхио, за спиной аргентинца развернулась борьба между Стирлингом Моссом, Эудженио Кастеллотти, Альберто Аскари и Жаном Бера, а будущий триумфатор Гран-при на скромной «Феррари» шел далеко позади.
Если бы этот этап прошла сегодня, угадать победителя было бы несложно, однако в середине прошлого века гонки были совершенно непредсказуемыми: лучшие болиды ломались чуть ли не просто так, а талантливые спортсмены не стеснялись вести контактную борьбу на узенькой трассе.
По ходу заезда у Кастеллотти начало спускать колесо, Бера отправился в боксы из-за утечки топлива, а Фанхио подвела техника… Мосс был близок к победе, но на 81 круге (из 100) на его «Мерседесе» взорвался двигатель, в то время как Аскари, возможно, отвлекшийся на проблемы конкурента, потерял контроль над болидом и вылетел вместе с машиной прямо в бухту! В тот момент итальянец не пострадал, но через четыре дня погиб на испытаниях автомобиля.
После всех этих приключений на первое место вышел француз Морис Тринтиньян на «Феррари» – у него тоже хватало проблем по ходу заезда, но, к счастью, он сумел доехать до финиша и победить!
1961 год
Великий неудачник Стирлинг Мосс признан таковым не просто так – англичанин неоднократно числился претендентом на чемпионский титул, бывал близок к успеху, но все-таки не дотянулся до чемпионского звания. Однако великолепные выступления (и не всегда на лучших машинах) снискали Моссу славу действительно талантливого гонщика.
В Монте-Карло в 1961 году Стирлинг сотворил настоящее чудо: на «Лотусе» он всю гонку сдерживал более быстрые «Феррари». Фил Хилл, Ритчи Гинтер и Вольфганг фон Трипс очень надеялись опередить конкурента, но из-за особенностей трассы так и не преуспели – победил Мосс.
1982 год
Узенькие улочки – не единственная особенность Монте-Карло. В и без того напряженную работу пилотов иногда вмешивается погода, а вернее – непогода. Что хуже всего для гонщиков – иногда перемены наступают прямо во время гонки, и если кто-то окажется к таким событиям не готовым – это его проблемы.
После того как уверенно лидировавший в заезде 1982 года Рене Арну сошел из-за механических проблем, гонку возглавил напарник француза в «Рено» – Ален Прост. Однако будущему четырехкратному чемпиону мира до успеха не хватило всего четырех кругов – потихоньку накрапывавший дождик сделал некоторые участки трассы опасными, и Ален, допустив ошибку, разбил автомобиль.
Похоже, над лидерами Гран-при навис злой рок… Ставший первым Рикардо Патрезе за два круга до финиша ошибся в шпильке и пропустил вперед Дидье Пирони и Андреа де Чезариса, но на заключительном круге у этих двоих почти одновременно закончилось топливо. Первое место могло перейти к Дереку Дэли, но на его машине на последнем круге отказала коробка передач.
Победа нехотя, но все же досталась Патрезе.
1984 год
Через два года состоялся один из самых известных Гран-при в истории. В тот день шел дождь, состояние трассы было отвратительным, поэтому старт гонки организаторы задержали на 45 минут. Не помогло – дождь не прекратился, и спортсменам пришлось начинать заезд во влажных условиях.
В том удивительном Гран-при лидировал Ален Прост – однако француз был хоть и аккуратным, но медленным, и на 11 круге его обогнал Найджел Мэнселл на «Лотусе». Англичанин, впервые в карьере захвативший лидерство, продержался во главе пелотона недолго – через несколько кругов он врезался в отбойник. Прост снова вышел на первое место, однако сзади к нему подбирался, растерзав кучу соперников, Айртон Сенна на скромном «Тоулмене». Позади Сенны, демонстрируя еще более высокую скорость, шел немец Штефан Беллоф…
Неизвестно, чем бы все закончилось, но дирекция этапа на 31 круге приняла спорное решение остановить заезд – победителем оказался Прост, а окружение Сенны посчитало, что у бразильца украли победу.
Ирония судьбы состояла в том, что за ту гонку пилоты получили половину очков, поскольку преодолели даже меньше половины дистанции – Прост заработал 4,5 балла. Если бы заезд продолжился и Ален финишировал вторым (хотя в этом нельзя быть уверенным), то он набрал бы шесть очков, и их хватило бы для завоевания чемпионского титула. На деле в конце года француз в споре за первенство уступил напарнику Ники Лауде всего 0,5 балла.
1992 год
Если бы под занавес той гонки не возникла форс-мажорная ситуация, заезд можно было бы назвать ничем не примечательным, кроме того факта, разумеется, что Найджел Мэнселл одержал бы шестую победу подряд со старта сезона.
Британский лев уверенно выиграл квалификацию, комфортно лидировал в гонке, но за семь кругов до финиша поехал в боксы. О том, почему Мэнселл поехал на пит-стоп, до сих пор нет единого мнения, но одно известно точно – возникли проблемы с колесом.
Получив свежие покрышки, британец вернулся на трассу и обнаружил, что идет вторым – вперед на «Макларене» вырвался Сенна. Все оставшееся время гонщик «Уильямса» атаковал соперника практически в каждом повороте, однако трехкратный чемпион мира успешно защищался. На финише разница между болидами составила 0,2 секунды.
1996 год
В том сезоне в чемпионате мира доминировали гонщики «Уильямса», но в Монако (и этапом ранее – в Сан-Марино) поул выиграл Михаэль Шумахер на «Феррари». Впрочем, будущий чемпион мира Дэймон Хилл все же вышел в лидеры после старта, а немец не доехал круг до конца – он врезался в защитный барьер. Да, в Монако снова шел дождь!
Дэймон, впрочем, тоже до финиша не добрался – британец выглядел очень сильно, но был вынужден сойти из-за отказа мотора. В лидеры вышел Жан Алези – но «Бенеттон» француза так же закапризничал – и невезучий гонщик закончил гонку раньше времени.
На этом странные события не закончились: в лидеры вышел Оливье Панис на «Лижье», проводивший проводил боевую гонку, причем в буквальном смысле – позиции он отыгрывал в жесткой и контактной борьбе с Эдди Ирвайном и Хайнцом-Харальдом Френтценом.
Панис и стал победителем гонки, вторым в шлеме Михаэля Шумахера приехал Дэвид Култхард (собственный запотевал во влажных условиях, и шотландец одолжил шлем у немца), а третьим – Джонни Херберт. Четвертым приехал Френтцен – но немец финишировал в боксах. Больше же клетчатый флаг не увидел никто!
2004 год
Еще одна странность современных Гран-при Монако – это странные гонки в сезоны доминирования одной из команд. О заездах 1992 и 1996 годов сказано выше, и интересная традиция продолжилась в 2004-м.
Михаэль Шумахер приехал в Монако за шестой победой подряд, в надежде побить рекорд Мэнселла 1992 года. Но все пошло не по плану Красного барона.
Сначала поул выиграл представитель «Рено» Ярно Трулли, а затем, уже в гонке, Михаэль попал в любовный треугольник, где главными героями стали он сам, Хуан-Пабло Монтойя и металлический рельс безопасности: следуя за автомобилем безопасности (который появился после того, как Фернандо Алонсо неудачно обогнал кругового Ральфа Шумахера и разбил болид), Михаэль решил прогреть резину и с этой целью резко затормозил, а зазевавшийся Монтойя, не ожидавший такого подвоха, попытался увернуться. Совершить сей маневр колумбийцу помешал рельс безопасности, в результате чего «Уильямс» боднул «Феррари», и та врезалась в барьер.
Все это произошло настолько быстро и неожиданно, да к тому же в туннеле, что когда из темноты выполз красный болид на трех колесах – все оторопели. Подобные казусы в «Формуле-1» случаются не очень часто.
Победил же в той гонке – первый и, похоже, единственный раз в карьере – Ярно Трулли.
2006 год
Несмотря на то, что гонка была весьма интересной, главным событием Гран-при стала квалификация. За стратегически важный в Монако поул боролись несколько пилотов, среди которых были Фернандо Алонсо и Михаэль Шумахер – сражавшиеся за победу в чемпионате мира.
Решающий эпизод состоялся в конце сессии, когда, штурмуя время соперников, Михаэль Шумахер в связке заключительных поворотов совершил неуклюжий маневр и замер на трассе – это привело к остановке сессии и краху надежд конкурентов выиграть квалификацию.
Немец заявил, что он просто ошибся, но ему никто не верил. «Если его не оштрафуют, то до старта гонки я лягу перед колесами его машины», – негодовал Алонсо.
Михаэля оштрафовали, но, возможно, зря. Увидеть протестующего Фернандо стоит очень дорого!
2008 год
Еще одна неординарная гонка (вы угадали, шел дождь). Обладатель поула Фелипе Масса выиграл квалификацию и старт заезда, а на второе место вырвался Льюис Хэмилтон.
На шестом круге могло показаться, что песенка британца спета – в повороте «Табак» он зацепил колесом металлический барьер и смахнул с обода покрышку, однако дотянул до боксов. К счастью для подданного Королевы, его выручил другой подданный Королевы – через круг разбил болид Дэвид Култхард (к нему присоседился и Себ Бурдэ), и, казалось бы, безвозвратно потерянное время для Льюиса частично компенсировалось с помощью выехавшего на трассу автомобиля безопасности.
Но в тот день досталось не только британцу. Гонка Кими Райкконена оказалась убита решением стюардов – те выписали финну штраф за то, что «Феррари» слишком поздно перед гонкой сменила на машине покрышки, а Фелипе Масса допустил ошибку в первом повороте и пропустил вперед Роберта Кубицу на «БМВ-Заубере».
Однако машина Кубицы летела по трассе слишком уж легко – оказалось, что в его болиде меньше топлива, чем у соперников, и поляк идет на другой тактике, что автоматически вывело его из борьбы за победу. Сначала Роберт, а потом Фелипе побывали на пит-стопах, и в лидеры Гран-при вышел Хэмилтон – его машину серьезно дозаправили на шестом круге.
Трасса начала подсыхать, а отрыв гонщика «Макларена» от «Феррари» только вырос – даже второй пит-стоп не сбросил Хэмилтона с первого места.
Авария Росберга и снова выехавший на трассу автомобиль безопасности также не повлияли на гонку Хэмилтона – англичанин победил. А вот имевший хорошие шансы набрать первые очки для «Форс-Индии» Адриан Сутиль сошел, после того, как в него врезался Кими Райкконен.
Тонкий юмор, подброшенный в статью заметил, спасибо :)
Думаю, Владимир Коваленко с вами обязательно поспорит по этому поводу :))))
А так обзор хороший! Гуд, Дмитрий
П.С. Пользуясь случаем, у меня вопрос, Дмитрий - не будет ли на Спортс постоянного обзора по тех.новинкам на каждом ГП? Мне кажется, все-таки этого слегка не хватает
Монако,по-ходу,самая непредсказуемая трасса.