4 мин.

Глубокое погружение: мимо кассы

Плохо, когда ты финишируешь вне очковой зоны, а напарник, ушедший в гонку с последнего места (пусть и не по своей вине) – пожинает плоды успешного прорыва. Но еще хуже – когда ты не добираешься до зачетных баллов, несмотря на старт с третьего ряда.

Гонку Виталия Петрова в Испании нельзя назвать катастрофой, но все же она была плохой. Не с самого начала, но довольно скоро после старта. Кто в этом виноват? Давайте разберемся.

В начале заезда россиянин отыграл одну позицию – провалился Дженсон Баттон, - и практически до первой волны пит-стопов Петров шел на очень хорошем пятом месте, никаким образом не участвуя в параде четверки лучших пилотов, но и не подпуская близко пару преследовавших его «Мерседесов» - Михаэля Шумахера и Нико Росберга. От лидеров гонщик «Лотус-Рено» за 9 кругов отстал на 15 секунд, но опережал преследователей на две секунды.

К моменту первых остановок Феттеля, Алонсо и Уэббера темп Виталия из-за износа резины серьезно упал – пришла пора останавливаться в боксах. И с этого момента началось падение.

Сначала во время смены резины произошла заминка – Петров потерял от 3 до 5 секунд, и в результате пропустил вперед Шумахера. Это было не очень здорово, но судя по темпу гонщика на первом отрезке, можно было ожидать, что россиянин сумеет поддержать скорость семикратного чемпиона мира. Так, в общем, и случилось – в течение нескольких кругов разница между пилотами сохранялась в районе трех секунд. Но проблема состояла в том, что позади Виталия теперь шел быстрый Нико Росберг. Немец преодолел сопротивление гонщика «Лотус-Рено» на стыке 15 и 16 кругов (этот момент режиссеры трансляции пропустили, но наверняка обгон был совершен с помощью DRS), и таким образом еще до второго пит-стопа уроженец Выборга откатился на восьмую позицию (чуть раньше Баттон выехал из боксов впереди Петрова и Росберга).

В этот момент стратеги команды должны были задуматься о переходе на стратегию четырех пит-стопов: на одинаковой тактике с «Мерседесом» шансов обогнать соперников не было, а вот риск убить резину на затяжных отрезках оставался значительным. Но, возможно, подсчитав скорость гонщика, стратеги решили не сходить с заранее подготовленной тактики. Увы, она не сработала – команда переоценила и свои силы, и темп пилота.

Второй пит-стоп также прошел с заминкой – и Виталий стал уступать Шумахеру уже 12 секунд. Вообще, гонщик «Мерседеса» - отличный ориентир для Петрова в этом заезде. Оба выбрали одинаковую тактику, а также шли примерно в одном и том же ритме (только Михаэль был чуть стабильнее). И все же за третий отрезок отставание российского гонщика от семикратного чемпиона мира выросло до 14 секунд.

Вероятно, в «Лотус-Рено» тоже больше поглядывали именно за действиями «Мерседеса», в то время как сзади к Петрову семимильными шагами приближались Хайдфельд, Перес и Кобаяси, которые временами отыгрывали у россиянина по 2-3 секунды на круге.

Быть может, команда считала, что Петров удержит позицию и хорошо проведет 25-круговой отрезок на жестких шинах? Если так, то, несомненно, это был стратегический просчет.

Что же в итоге случилось? Виталий даже на новых жестких шинах ехал медленнее, чем Перес, Кобаяси и Хайдфельд на поношенных старых, а когда соперники  переобулись в свежие мягкие составы, начались жестокие приключения - все эти соперники обогнали Петрова, выдавив выборжанина за пределы Топ-10.

Виновен ли в провале гонщик? Его доля тоже присутствует – россиянин крайне медленно пробирался сквозь круговых: он регулярно терял в трафике дополнительные 0,5 – 1 секунду, чего не позволяли себе ближайшие конкуренты – ни «Мерседесы», ни напарник, ни «Зауберы».

Кроме того, Петров не очень хорошо работал с резиной – хотя, возможно, виной тому не столько стиль гонщика, сколько неудачно подобранные настройки машины. О том, что существовали проблемы, говорит "покруговка": обычно при переходе на новый комплект резины (пусть даже слегка поношенной), в результатах всегда заметен эдакий «бум» - пилот начинает ехать на секунду-полторы быстрее, чем на предыдущем отрезке. Практически все лидеры постоянно повышали темп (чуть хуже с этим делом было у Шумахера, кстати), и к концу заезда разница в скорости бывает весьма значительной. Например, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель последний отрезок дистанции в сравнении с первым проходили быстрее примерно на три секунды на круге, Хайдфельд – на шесть-семь секунд (хотя там причина понятна – трафик и жесткие шины в начале заезда), Петров – в лучшем случае на секунду. Такое незначительное повышение скорости связано и с тактикой, из-за которой гонщику пришлось 25 кругов пылить на жестких шинах, и из-за того, что заключительный отрезок Петров шел в круге позади лидеров – временами приходилось сбавлять скорость и пропускать быстрых парней.

Но, повторюсь – в Испании ошибался и Петров, и стратеги, и механики. Это был не их день.