Болиды «Формулы-2» ломаются в каждой гонке уже полгода. Пилоты в отчаянии
Их будущее в опасности.
В прошлые выходные сразу после гонки «Формулы-2» в рамках Гран-при Франции произошло невероятно редкое для современного политкорреткного автоспорта событие: индийский пилот «Трайдента» Арджун Маини устроил внезапное душеизлияние по радио. Он долго и смачно ругался матерными словами в адрес команды, машины и чемпионата, завершив реплику четким посылом: «с меня довольно».
После недавней реформы системы Суперлицензий участие в «Формуле-2» стало практически необходимым для любого гонщика, желающего повышения до «Ф-1», а потому истерика Маини нашла отклик в гоночном сообществе, ведь участники «Ф-2» кричат о наличии проблем с машинами с начала сезона — но, похоже, именно искренние эмоции Маини сумели наконец приковать внимание общественности к ситуации и разогреть конфликт до точки кипения.
Суть проблемы
С начала 2018 года серия перешла на новые болиды «Даллара F2 2018» с гало, более приближенным к старшему чемпионату аэродинамическим обвесом и 3,4-литровым шестицилиндровым турбированным двигателем мощностью 620 л.с. производства «Мекахром».
Именно с силовой установкой и возникло подавляющее большинство трудностей еще на тестах — она оказалась не особенно надежной и постоянно горела (испорченными оказались по меньшей мере 17 моторов, судя по интервью пилота «Русского времени» Артема Маркелова). Однако одними отказами дело не ограничилось: у продукции «Мекахром» оказалось еще и ненадежное сцепление, из-за которого на старте практически каждого заезда глохнут или опасно медленно начинают заезды от двух до восьми болидов.
«На этих машинах очень сложно стартовать, даже с пит-лейн, – заявлял еще в апреле гонщик системы «Мерседеса» Джордж Расселл, занимающий второе место в чемпионате. – Сцепление невероятно чувствительное. Его ход очень короткий. Каждый раз, когда я выезжаю на трассу, то опасаюсь возникновения новой проблемы».
«Старты похожи на лотерею: мы рискуем либо застрять на решетке, либо потерять сцепление», – вторил ему Александр Албон, занимающий четвертое место в общем зачете.
Однако существует проблема не только с потерей контакта стартера с двигателем: иногда случается обратная ситуация, мотор с первых же секунд выдает слишком большую тягу и приводит к пробуксовкам колес. В таких случаях машины обычно не осиливают весь уик-энд на одной силовой установке: из-за резкого и неконтролируемого повышения температуры механизмы и детали в машине начинают плавиться. Логичным исходом такого поведения техники обычно становится сход или сильная потеря скорости — именно она и произошла с Маини в той самой гонке, закончившейся памятной истерикой.
«Весь уик-энд начиная с практики я проигрывал по меньшей мере 7 км/ч на прямых, – объяснил Арджун. – Проблема была в плавившейся трубе, ее заменили перед квалификацией — но она подплавилась вновь. У меня вообще не было скорости на прямой по сравнению с напарником и остальными. Команда сказала, что проблема решена, но в первой гонке у меня опять не было скорости на прямой, и сейчас во второй гонке ее тоже не было. Думаю, не я один столкнулся с проблемой. У некоторых моторов просто безумная мощность».
С самого начала чемпионата под удар попали хотя бы по разу практически все участники, включая лидеров личного зачета. Некоторые, вроде Ника де Вриса, Артема Маркелова, Джорджа Расселла и Джека Эйткена пострадали даже дважды или трижды за десять гонок.
«Формула-2» до сих пор не решила проблему
Исправить ситуацию организаторы обещали еще с мая, причем устами представителя ФИА Чарли Уайтинга. По его заявлениям, работа со сцеплением должна была прийти в норму уже на Гран-при Испании (самое позднее – в Монако), поскольку владельцы серии готовили масштабное обновление программного обеспечения.
«Прежде при нажатии на педаль газа перед стартом обороты колебались в диапазоне 2500-3000 в минуту, и при отпускании сцепления на низких оборотах мотор мог заглохнуть. Организаторы взяли тестовую машину, провели множество испытаний и нашли такие настройки, чтобы диапазон изменения оборотов не превышал 1000».
Но на стартах гонок в Барселоне и в Монако машины по-прежнему глохли и инженерам «Формулы-2» пришлось погрузиться в дальнейшее изучение болидов.
«Мы разобрались с 80 или 90 процентами всех неполадок, – рассказал босс серии Бруно Мишель накануне уик-энда на «Поль-Рикаре». – И внесем изменения в контролирующий модуль сцепления — чисто программные изменения.
Также мы уже значительно улучшили работу двигателя. Он стал очень надежным, но мы продолжим дорабатывать его вместе с компанией, поставляющей нам электронику. Перед гонкой в Ле-Кастелле у нас будет тестовая сессия, на которой мы проверим все запланированное к установке на машине».
Помогло ли это? – Во время французского этапа дважды за уик-энд глох Артем Маркелов, на прогревочные круги из-за капризного двигателя не смогли отправиться лидер чемпионата Ландо Норрис, Нирэи Фукудзуми и Джордж Расселл, на старте второй гонки с места не тронулись Роберто Мери и Ральф Бошунг, а на болиде Маини дважды падала мощность силовой установке. Не очень-то похоже на внедрение тщательно протестированного решения.
«Мы работаем день и ночь, совместно с мотористами «Мекахрома»для решения проблемы с болидами, – взял слово Мишель и после инцидентов на «Поль-Рикар». – В Австрию приедут доработанные детали, призванные решить трудности со сцеплением на старте. Проблема в том, что у нас три недели подряд гоночные уик-энды, и нельзя все проверить на тестах. Но мы постарались найти дополнительное время в рамках уик-энда, чтобы пилоты попробовали новинки».
В итоге руководство серии решило не рисковать и отменило старты с места на двух ближайших этапах в Австрии и Великобритании – гонки будут начинаться за машинами безопасности, а уже затем переходить в боевой режим. Нововведение говорит лишь об одном: новые изменения снова не исправили проблему сцепления, о которой известно по меньшей мере полгода.
«Нужно понимать, что машина и двигатель совершенно новые. Мы много дорабатывали и тестировали ее, – попытался оправдаться босс «Ф-2» в интервью Motorsport. – Но неполадки лучше обнаруживаются с двадцатью боевыми машинами, нежели одной тестовой. Обычно так и происходит: находишь много технических «гремлинов» и потихоньку их исправляешь шаг за шагом. Повлияет ли ситуация на чемпионат? Ни в коем случае.
Стоило ли тогда подождать с внедрением новой машины до 2019 года, как предлагал Маркелов? Нет, думаю, старт в 2018-м был верным решением. Прошлые шасси не менялись 6 лет, а двигатели — целых 12 лет, новые технологии были необходимы. А проблемы с надежностью возникают при внедрении любой новой машины».
Гонщики СИЛЬНО недовольны
«Формула-2» ломает наши карьеры», – добавил Маини в интервью к крику по радио о нежелании продолжать соревнования в чемпионате.
«Я стараюсь мыслить позитивно и не углубляться в то, что не могу контролировать. Но нынешняя ситуация неприемлема. Небезопасна. Невероятна», – написал в твиттере проспект «Рено» Джек Эйткен. – Сомневаюсь, что с этим удастся разобраться до конца сезона. Сложно делать такие вещи по ходу чемпионата. Самое важное – подобные моменты в итоге определяют судьбу титула».
«Это больше не чемпионат гонщиков, в котором побеждает лучший пилот, – согласен даже лидер общего зачета Ландо Норрис. – Победит в итоге тот, чья машина будет глохнуть реже. Именно поэтому я разочарован — ведь в гонке я приехал последним не из-за собственной ошибки, а из-за болида. У всех возникают одни и те же проблемы, и нам много раз обещали все исправить, но «решения» попросту не работают.
Прежде чем заглохнуть на старте, мой болид трижды «умирал» на пути к прогревочному кругу перед гонкой. Я не могу нормально тронуться после пит-стопов, и телеметрия показывает, что я ничего не могу изменить».
«Кучи гонок и уик-эндов многих ребят просто уничтожены из-за технических неполадок, – отмечает и Расселл. – Каждый раз хочется просто финишировать безо всяких проблем».
Пилоты из других серий поддерживают коллег
Бывшие гонщики из молодежных серий, понимающие важность каждого уик-энда с точки зрения будущего развития карьеры, оказались полностью на стороне недовольных парней.
«Происходящее в «Ф-2» неприемлемо, – написал в твиттере чемпион «Формулы-3» и гонщик «Формулы Е» Феликс Розенквист – Молодые парни тратят все свои средства (и средства из родителей) на гонки и рассчитывают, что машины в моносерии будут достаточно подготовленными. Они не должны работать тест-пилотами и сталкиваться с проблемами на каждой сессии, если им за это не платят. Если моносерия не может гарантировать отличную производительность, то хотя бы надежность должна быть одинаково хорошей для всех».
«Согласен, – поддержал шведа еще один чемпион «Ф-3» Даниэль Хункаделья. – Это просто позор. Слова Маини разбили мне сердце».
«Просто неприемлемо!» – присоединился к Розенквисту и чемпион «Ф-3» и ФИА ГТ Эдоардо Мортара. Также к заявлениям Феликса присоединился и чемпион «Формулы-Рено» Фелипе Альбукерке.
Неполадки вредят имиджу «Формулы-2» среди спортсменов
Серия решает проблемы с силовыми установками слишком медленно, уже допустив формирование негативного мнения в паддоке и среди фанатов. Трудно сказать, нарочно ли затянули поиск улучшений, потому как бессистемное поведение моторов дарило очень непредсказуемые гонки, ведущие к росту зрительского интереса — однако в любом случае момент предполагаемой нормализации ситуации сильно затянулся.
Пока регулярные «замирания» на старте не привели к крупным авариям вроде недавнего столкновения в GP3, но недовольство гонщиков, их спонсоров и спортивных программ может возыметь опасные долгоиграющие последствия. Талантливые ребята разбегутся по другим молодежным сериям, где отсутствует подобный трэш – ведь, даже несмотря на самое большое влияние результатов в «Ф-2» на получение суперлицензии, потенциальных работодателей проще впечатлять в надежных машинах. Пока гонщики сами или через спонсоров платят за выступления, их трудно будет удержать мнимым престижем — Маини прав, для их карьер любой потерянный из-за отказов двигателей сезон может оказаться фатальным.
Фото: facebook.com/F2FIA
Зачем платить, если для обкатки нового болида можно использовать целый сезон чемпионата Ф2.
В комплект входят: трассы, пилоты, болиды и т.д.