Глава 8. Работа с фотоматериалом
Одной из наиболее трудоёмких процедур в работе спортивного фоторепортёра является разбор отснятого материала. Из одного спортивного мероприятия нередко получается огромный архив фотографий. До трех-пяти тысяч. Всё зависит от самого мероприятия, его статуса, от количества участников, поставленных целей и задач.
На этапе становления у фотографа обычно уходят недели, а порой и месяцы на каталогизацию и отбор сделанных на гонках фотографий. Проще обстоит дело с репортажем как таковым, если он снимается для газеты или журнала, или новостного сайта. Тогда следует выделить из всей массы полученных фотоснимков порядка двадцати, передающих суть события, эмоции участников и обязательно общую картинку происходившего на трассе и возле неё. Именно этот набор обработанных кадров и идёт на печать в номер газеты (журнала), в ленту новостей на сайте или на портал команды, для которых делался фоторепортаж.
Для работы в домашних условиях с отснятым материалом отлично подходит моноблок Apple iMac с 27 дюймовым экраном 5К или другой современный компьютер с хорошими характеристиками. Такой размер матрицы позволяет просматривать фотоснимки практически в том виде, в котором они могут отправиться на печать и выявить мельчайшие дефекты фотоснимка, потратив на это куда меньше времени. Фотоснимки на жёстком диске компьютера я формирую по папкам, в содержимое которой входят подкаталоги: год, наименование снимаемой серии, страна, название трассы, день снимка, реквизиты команды и агентства, для которого проводилась съёмка. Сколько в мире фотографов, столько существует и стилей по каталогизации, какого-то единого подхода просто не имеется. В каталоге присутствуют исходные файлы RAW, снятые в форматах, характерных той или иной фототехнике – CR2 для Canon, NEF для Nikon.
Эти файлы, если их много, разложены по дням уик-энда. В свою очередь в каталоге с конкретным днём я формирую подкаталоги с названиями команд участниц гонок. В папке с оригинальными снимками создается при их цифровой проявке в программе Adobe Camera Raw подкаталог JPG (полный формат снимков), wJPG (сжатый формат с уменьшенным разрешением).
Для формирования каталогов, отбор отснятого материала я делаю как в среде Windows, так и в MacOS. Работая на операционной системе Windows я пользуясь известной и бесплатной программой – Fast Stone Image. Программа обладает рядом удобств – она быстра в работе и умеет быстро увеличивать в десятикратном размере любой участок фотоснимка при его просмотре. Это позволяет сразу же выявить имеющиеся на снимке дефекты, в частности вездесущую шевелёнку, грязь на матрице, которая отразилась на фотокадре. Отобранные снимки переименуются с присвоением порядковых номеров.
Я также использую такие программы: Adobe Photoshop (Adobe Camera RAW), Adobe Lightroom, Photo Mechanics, ACDSee.
Еще более медленный процесс, чем отбор фотоснимков – это их цифровая проявка, например, в Adobe Camera Raw или Adobe Lightroom. Как правило, приходится проявить от 50 до 400 снимков с одного мероприятия. В Adobe Camera Raw я делаю правки контраста, теней, экспозиции, баланса белого и некоторых других показателей. Функционала этой программы вполне хватает для лёгкого проявления цифровых фотоснимков и экспорту их в формат JPG. Манипуляциями с фотоснимками (особенно такими показателями как яркость, контраст) не стоит увлекаться, не искажать действительность отраженную на кадре. Придерживаюсь принципа, что в фоторепортаже чем меньше манипуляций с фотоснимком, тем лучше. Чтобы не производить множественные изменения необходимо изначально снимать репортаж с правильными настройками.
У каждого фотографа свой взгляд, свои принципы и свои индивидуальные подходы к работе с отснятым материалом и формируются они не за один день, а приходят с опытом.
PR
Важная составляющая жизни спортивного фотографа – PR. Практически у каждого фоторепортёра есть свой Интернет-сайт. На нем доступны обширные галереи с различных спортивных мероприятий, контакты, биография фотографа.
С середины 2000-х годов в жизни фотографов особое место стали занимать различные социальные сети. Для создания своего Интернет сайта популярным в 2010-2016 годах стал проект-платформа Word Press. Интуитивно понятный интерфейс и наличие различных шаблонов дают максимальное пространство для реализации своей идеи. При наличии большого количества мероприятий обновлять страницу удаётся не часто. Хорошо, если это происходит хотя бы раз в месяц.
В крупных фотоагентствах ведут Интернет-сайты, наполняя их свежим материалами, целые отделы. Если сайт имеет новостную ленту и фотографии сопровождает текст, то поисковые системы быстрее выведут страницу в самых первых списках.
Продолжение следует...
Александр Серегин/ASppaImages
Instagram ASppaImages.COM: @asppaimages
E-Mail: aspressphoto@gmail.com
На первой картинке фотки Мерседеса в четвертой строчке очень классные. Минимальная выдержка или увеличена?
1. На самом деле Лайтрум не люблю и использую редко. В основном не для корректировки минимальных параметров, а для ресайза с наложением логотипа. И ооочень много времени в Лайтрум на различные буклеты и проекты книжного содержания. Пока, увы, это наиболее удобная программа для создания пресс-бука именно в части наложения фотоматериалов (но это не истина в последней инстанции разумеется!).
2. Да, Мерседес снят на длинных выдержках, в данном случае, по-моему, от 1/10 до 1/25. Очень такие фотографии лично мне нравятся. И они ценятся на Западе. Тем не менее у нас в России почему то такие фото воспринимают как нечто некачественное и неквалифицированное (часто с этим сталкивался). Ну вот разность такая есть.
Я еще по спортивной фотографии имею небольшую коллекцию журналов, статей, книг, в том числе есть и экземпляр журнала Камера (страна не помню какая, Англия вероятно) за 1970 (или 80) какой-то год, так вот там в небольшом материале разбирались методы съемки, в том числе и на длинных выдержках. Да что там говорить, взять например ежегодники Autocourse, где в рекламе по-моему ГСМ Шелл активно в 1960 годы (во второй половине) использовались болиды Ф-1 именно снятые на длинных выдержках.
3. Не могу сразу все выложить, очень все медленно получается, следующие главы будут посвящены конкретным сериям и вообще определенным гоночным блокам (кузова, формулы, мотоциклы и т.д.). Там уже буду делать ссылки на конкретные данные по каждому кадру, с какими настройками что снято. В этом и была изначальная цель!
4. Если кто по тексту находит ошибки, или может где неправильно что с русским языком, если не трудно присылайте в ЛС, я поправлю.
Спасибо за внимание!
Надеюсь интересно и может кому пригодится! Жаль только из России автоспорт международный практически ушел. А наш собственный так и не развили.
На вкус и цвет ... сами понимаете. На мой взгляд сделать обычный снимок на 1/4000 на котором машина как в статике можно и когда она стоит на пит-лейн, а смысл делать фото именно на трассе как раз в том чтобы показать динамику момента. Возможно это в большей степени художественная фотография нежели репортажная, но никак не некачественная.
В любом случае, с интересом жду новых выпусков.