Почему «24 часа Ле-Мана» – самая престижная автогонка мира
Возможно, даже круче Гран-при Монако и «500 миль Индианаполиса».
24-часовые заезды на выносливость на трассе «Сарт» за редкими исключениями проводятся с 1923 года. За это время гонка в Ле-Мане успела обрасти своими легендами, традициями и получить статус культовой в глазах зрителей.
Необычные традиции
Через марафон прошло несколько поколений спорткаров и тысячи пилотов. Демократичный подход к набору участников в сочетании с экстремальными условиями гонки обернулся огромным числом безумных историй. Одна из таких – участие в гонке экспериментатора Пьера Левега, который пытался пилотировать машину все 24 часа.
Самой известной особенностью Ле-Мана был старт, во время которого пилоты начинали гонку через дорогу от своих автомобилей, и по сигналу бежали за руль. Это добавляло зрелищности первым кругам, но плохо влияло на безопасность — пилоты экономили время, как могли, и даже не пристегивались. Неудивительно, что случалось много опасных инцидентов, и некоторые иногда заканчивались летальными исходами. Организаторы пресекли этот опасный экшн в конце 1960-х годов после знаменитого протеста Жаки Икса. Бельгиец демонстративно не стал бежать вместе со всеми, а неторопливым шагом дошел до автомобиля, надежно пристегнулся и выиграл гонку, избежав стартового сумасшествия, в котором в тот год снова погиб пилот.
Другой легендой «Ле-Мана» стал первый в истории автоспорта душ из шампанского на подиуме, который устроил победитель гонки 1967 года Дэн Герни. До наших дней сохранилась и традиция размахивания маршалами на последнем круге флагами безопасности в честь экипажа победителей.
Уникальные условия
«24 часа Ле-Мана» проходят по одной из самых протяженных трасс мира – кольцу «Сарт». Она отличается узкими участками, длинными прямыми и неравномерным качеством асфальта из-за комбинации из дорог общего пользования и специально построенных для гонок частей.
Когда мы говорим про длинные прямые, то имеем в виду «Мюльсанн». В конце 1980-х этот отрезок достигал 5,5 км, и автомобили разгонялись на нем до 400 км/ч — недостижимая скорость даже для болидов «Формулы-1». В наше время в целях безопасности трассу слегка модернизировали (на «Мюльсанне» появились две шиканы для снижения скорости), но это по-прежнему очень быстрый участок. Например, максимальная скорость болидов российской команды G-Drive Racing, выступающей в классе LMP2, на «Ле-Мане»-2017, по словам инженеров, здесь достигнет 335 км/ч.
Кроме сложной трассы гонщикам необходимо справляться с переменчивыми погодными условиями – за время марафона трасса может намокнуть от ливня, а через несколько часов полностью высохнуть. Ночью температура асфальта падает, и работать с шинами нужно совершенно по-другому.
След в массовой культуре
Пилот «Ле-Мана» – идеальный герой романтического произведения, а событий в гонке хватает, чтобы нагнать напряжения на зрителя. Поэтому даже обидно, что про «24 часа» сняли не так много художественных фильмов.
Самая популярная картина о марафоне со Стивом Маккуином в главной роли так и называется – «Ле-Ман». Весомости фильму добавили съемки в боевых условиях во время гонки, да и актер, игравший главную роль, тоже увлекался автоспортом. Эпизоды другой знаменитой ленты об автомарафоне – «Мишель Вальян: Жажда скорости» – тоже снимались при полном погружении в атмосферу гонки. Хоть картина и не получила такого же признания, но, как минимум, запомнилась сценой, где протагонист проехал по трассе с закрытыми глазами.
А вот документальных фильмов о «24-х часах Ле-Мана» намного больше. Выбрать можно на любой автомобильный вкус: «Truth in 24» – о победе «Ауди», еще и с озвучкой Джейсона Стэйтема; «Our return» – про успехи «Порше»; «The 24 Hour War» – о противостоянии «Феррари» и «Форда» в 1960-х годах.
Может, документальные фильмы — самый подходящий жанр для «Ле-Мана» и в художественном вымысле просто нет необходимости?
Битва автоконцернов
Победа в «Ле-Мане» – это большой репутационный бонус для автопроизводителя. На разработку машин под регламент «24-х часов» концерны тратят внушительные средства и ждут отдачи в виде результатов, чтобы их продукция выглядела быстрее и надежнее на фоне конкурентов.
Чаще всего на «Сарте» побеждали экипажи, управлявшие «Порше», и во многом именно успехи на «Ле-Мане» подарили компании из Штутгарта статус элитного производителя спорткаров.
Кроме морального удовлетворения победители гонки получают и коммерческую выгоду от успеха. В прошлые годы даже существовал девиз «выиграл в воскресенье – продал в понедельник», означавший, что результаты автомобиля в гонках напрямую влияли на привлекательность марки для покупателей.
Технические инновации
«Ле-Ман» интересен автопроизводителям еще и потому, что условия гонки заставляют конструкторов одновременно работать над самыми разными областями в устройстве автомобиля. Причем раньше регламент требовал обязательного серийного производства определенно количества моделей для допуска машины к участию в гонке. Так что все инженерные находки, начиная от безопасности в ночное время суток и заканчивая экономией потребления топлива, моментально переносились в гражданские автомобили. Самым известным примером влияния марафона на автомобилестроение стали дисковые тормоза, которые впервые были установлены на прототипе «Ягуара» в 1953 году.
Из последних новинок заметны успехи «Ауди» в совершенствовании технологий освещения трассы. Свои разработки немецкий концерн впервые в боевых условия тестировал именно на «Сарте». Полностью светодиодный передний свет, матричные фары и лазерное освещение перед интеграцией в серийные автомобили были проверены на «Ле-Мане».
Благодаря достаточно свободному регламенту, часто в «24 часах Ле-Мана» можно встретить причудливые инженерные решения вроде аэродинамического тормоза, более привычного для авиации, или треугольного прототипа «Ниссан ДельтаВинг», который демонстрирует, что происходит, когда твой разработчик помешался на аэродинамике.
Экстремальные условия гонок на выносливость помогают испытывать и дорабатывать продукцию, предназначенную для гражданских автомобилей. Например, команда G-Drive Racing на тестах использует премиальное топливо «Газпром нефти», что позволяет получить больше информации о его моторных характеристиках.
Факт дня о «24-х часах Ле-Мана» от G-Drive Racing
Фото: flickr.com/G-Drive Racing media; Gettyimages.ru/Ker Robertson
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
По поводу художественных, документальных фильмов и сюжетов - очень рекомендую всем поизучать гонку 2011 года. Сама по себе гонка тянула на целый фильм, даже и придумывать ничего не надо. Это был пик (недолгой) мощи Пежо и наоборот - небольшой спад доминировавших до этого кучу лет Ауди. Все ждали борьбу 3 на 3 с предвкушением, и вот представьте - в первую же треть гонки Ауди теряет две из трёх своих машин в жутких (реально жутких, погуглите на ютубе) авариях, все на нервах, остаётся один экипаж - причём наименее "звёздный" что ли из всех, наименее опытный, и он всю оставшуюся гонку героически отбивается от наседающих Пежо, рискуя тактически, рискуя на трассе и проявляя самые нереальные чудеса стойкости. Вот вторая часть документального фильма "Truth in 24: Every second counts" как раз про эту гонку, очень рекомендую посмотреть.
Да что там далеко ходить, а прошлогодний сюжет? Лидировавшая и вставшая из-за поломки турбины на стартовой прямой за три минуты до финиша Тойота?
А тут ещё недавно Amazon Prime анонсировали выход нового док.фильма про Ле Ман - как раз в июне, к новой гонке. Пока не очень понятно, что именно там будет, но в качестве скорее всего можно не сомневаться.
G-Drive конечно спасибо за этот блог и джинсу, но понятно, что в такие тексты, в такой формат всё уместить невозможно. Материалов много, поэтому можно и нужно изучать это всё - поверьте, оно того стоит. Ле-Ман это правда уникальная вещь.
https://youtu.be/YrnR09Ir8S8