Человек дождя. Памяти Айртона Сенны.
Памяти Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера.
Благодаря усилиям организаторов и конструкторов, сегодня гонки Ф-1 относительно безопасны для пилотов. Однако так было далеко не всегда. Гибель пилотов в современной Ф-1 событие редкое, но все же случается.
Скорости-то - ого-го... риск неимоверный. Совершим небольшой экскурс в историю Ф-1.
Раньше было так:
Потом в 1994 на Гран-при Сан- Марино насмерть разбились два пилота: Роланд Ратценбергер и легендарный Айртон Сенна.
Роланд Ратценбергер Roland Ratzenberger (Австрия) 4 июля 1960 — 30 апреля 1994 Карьеру автогонщика начал в 1983г. В 1983-86гг. выступал в Ф-Ford-1600: победитель чемпионата Европы, чемпион Австрии и Германии 1985г. , победитель "Гонки Чемпионов" Ф-Ford и Фестиваля Ф- Ford в Брэндс-Хэтче 1986г. На Гран-При Бразилии 1994 года (не прошёл квалификацию) дебютировал в Формуле-1. 30 апреля во время квалификации перед Гран-При Сан-Марино 1994 года на машине Роланда сломалось заднее антикрыло , и автомобиль на скорости 314 км/ч ударилась об отбойник в вираже "Вильнев". Спустя несколько минут Ратценбергер не приходя в сознание скончался от полученных травм (f1archive.ru).
Сенну называли "человеком дождя:
Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников — скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя», пишет Википедия.
После этого рокового Гран-При Сан-Марино 1994г. были предприняты меры по повышению уровня безопасности гонщиков, зрителей и гонок в целом. Ведь не зря на сайтах по продаже билетов висит предупреждение о том, что гонки Ф-1 - это зрелище, представляющее опасность для жизни (что-то вроде этого).
На автодромах снова стали расти зоны безопасности, началась модернизация медицинских центров, с трасс исчезли наиболее опасные повороты. Прошло несколько лет, и воспоминания о черном уик-энде в Имоле поблекли в нашей памяти. В “большом цирке” вновь наступили “хорошие” годы. Для всех, кроме Сида. Гонщики любят и уважают Сиднея, и хотя почти все они годятся ему во внуки, при встрече по-дружески величают его просто Проф. Профессор Уоткинс не питает больше никаких иллюзий относительно возможности сделать этот спорт абсолютно безопасным. Почему? См. http://www.senna.ru/strax-professora-uotkinsa/
Ayrton Senna Tribute Video - {Virtue and Vice} : www.youtube.com/watch
И все же в Ф-1, помимо риска и опасности, есть и привлекательные стороны. Помимо высоких гонораров и прибылей, эти гонки позволяют раскрыть потенциал физических и моральных сил человека, управляющего высокоскоростным автомобилем.
Неслучайно так боготворят и уважают знаменитых гонщиков. Кроме того, с успехом испытанные на гонках технические новинки применяют (естественно, в адаптированном виде) на коммерческих автомобилях, на которых мы с вами ездим. Одним словом, Ф-1 - это помимо зрелища еще и испытательный полигон для новинок автопромышленности. Полигон, на котором выступают сильнейшие.
Сегодня исполняется 17 лет со дня гибели Айртона Сенны. - Sports.ru
1 мая исполняется 17 лет со дня гибели трехкратного чемпиона «Формулы-1» Айртона Сенны – по признанию многих – одного из лучших гонщиков в истории автоспорта.
Дебют «Волшебника» в королевских гонках состоялся в 1984 году за команду «Тоулман». Затем Айртон выступал за «Лотус», «Макларен» и «Уильямс».
За свою десятилетнюю карьеру бразилец принял участие в 162 Гран-при, одержал победу в 41 гонке, 80 раз оказывался на подиуме и 65 раз завоевывал поул.
Сенна погиб 1 мая 1994 года после аварии на Гран-при Сан-Марино – одном из самых страшных гоночных уик-эндов за все время существования «Формулы-1». За день до смерти Сенны, во время субботней квалификации разбился Роланд Ратценбергер.
Ньюи признался, что был близок к уходу из «Формулы-1» после гибели Айртона Сенны. - sports.ru
Создатель многочисленных чемпионских болидов «Формулы-1» Эдриан Ньюи, ныне работающий в конюшне «Ред Булл», признался, что был близок к уходу из спорта после того, как на его автомобиле «Уильямс» FW16 в 1994 году погиб трехкратный чемпион мира – Айртон Сенна.
«После той трагедии даже те немногие волосы, что были у меня на голове, выпали. Так что тот день изменил меня даже в физическом плане. Было ужасно. И Патрик Хэд (в ту пору – технический директор «Уильямса»), и я спрашивали себя: хотим ли мы и дальше участвовать в гонках? Хотим ли мы работать в таком спорте, где люди могут погибнуть, выступая на том, что мы создали? Кроме того, была ли трагедия следствием того, что мы создали плохую или неудачную конструкцию? А затем еще началось и судебное расследование», – сообщил Эдриан в интервью The Guardian.
В Италии Ньюи и Хэд были обвинены в убийстве. Однако причиной, по которой Эдриан рассматривал уход из «Ф-1», стала переоценка ценностей жизни.
«Суд угнетал, раздражал и дополнительно давил на нас, но не он поднял вопрос о том, хочется ли мне и дальше работать в «Ф-1». Причина – в размышлениях, а не обвинениях. Вот что в действительности повлияло.
Да, я был близок к уходу. Всей команде было невероятно трудно. Я помню тот выходной понедельник после гонки, когда многие из нас пришли проанализировать данные, чтобы понять, что произошло. Те дни были черными. Но правда в том, что никто никогда не узнает точно, что именно тогда произошло. Без сомнений, сломалась рулевая колонка, но весь вопрос в том, сломалась ли она во время аварии, или стала причиной аварии? В данной конструкции наблюдалась усталость металла, и в некоторых местах однажды даже появились трещины. Нет сомнений в том, что конструкция была очень неудачной. Однако согласно всем свидетельствам, болид вылетел с трассы не из-за поломки рулевой колонки», – поделился мыслями англичанин.
Ньюи признался, что за прошедшие 17 лет он неоднократно обдумывал причины аварии.
«Если отсмотреть видеокадры, особенно с бортовой камеры на болиде Михаэля Шумахера, то у машины Сенны не наблюдалась недостаточная поворачиваемость. Напротив, была избыточная поворачиваемость – что полностью противоречит теории о поломке рулевой колонки. Задок машины вышел из-под контроля, и все данные подсказывают, что произошло дальше – Айртон попытался скорректировать поведение машины, наполовину сбросив газ – это позволило бы отловить задок, а спустя полсекунды он резко затормозил. И тогда возникает вопрос – почему зад машины начал уходить?
На том втором круге автомобиль прижался заметно ниже, хотя это необычно, ведь давление в шинах должно было стабилизироваться. Это приводит к мысли о том, что, возможно, был прокол задней правой шины – из-за обломков на трассе. Если выбирать наиболее вероятную причину аварии – я бы выбрал эту», – цитирует Ньюи The Guardian.
Кроме того, Эдриан признался, что он часто вспоминает о смерти Сенны. Отвечая на вопрос о том, смотрел ли он документальный фильм «Сенна», 52-летний англичанин ответил: «Нет. Сделать это очень тяжело».