Что происходит с «Маклареном»?
Новое руководство отвлекает болельщиков от проблем.
Фернандо Алонсо, «Макларен» и «Хонда» – одни из главных героев новостей последних месяцев: несмотря на отсутствие достойных результатов в «Формуле-1» английская команда все равно ухитряется устраивать общественности сюрпризы – одной из таких информационных бомб стало объявление об участии Алонсо в легендарной гонке «500 миль Индианаполиса».
Первой реакцией на заявление, конечно, оказалось удивление, но уже второй появилась мысль, что Рон Деннис бы такого не позволил. И действительно, на следующий день, сидя в пресс-центре перед журналистами в Бахрейне, Алонсо честно признался, что предыдущий глава «Макларена» ни за что бы не отпустил своего пилота на другую гонку в дни проведения Гран-при Монако – это стало бы изменой не столько современным устоям в «Ф-1», сколько самому Деннису, любителю порядка, рационализма и четких планов. Идея добровольно расстаться с главным сокровищем и лишить себя шансов на единственной не унижающей «Хонду» трассе в первой половине сезона – это полное сумасшествие.
Фанат у руля
Однако для нового исполнительного директора «Макларена» Зака Брауна – которого вчера Фернандо засыпал комплиментами, – подобный ход не выглядит сумасбродным. Наоборот – все замечательно вписывается в общую канву картины нового главы: сначала «Макларен» поменял цвета, затем запустил производство документального телесериала о жизни конюшни, и вот теперь разрешает Алонсо ехать в Америку.
Со стороны это может выглядеть так, словно оголтелый фанат дорвался до руля топ-команды и теперь с удовольствием воплощает в жизнь свои детские мечты. Впрочем, Браун и не отрицает, что он большой болельщик «Макларена», но всегда подчеркивает, что хочет показать жизнь любимой конюшни другим поклонникам «Формулы-1».
На самом деле, конечно, все намного сложнее. Дело ведь не только в том, чтобы порадовать болельщиков, но также постараться привлечь спонсоров к неудачно выступающей конюшне, выйти на новые рынки (в США, например), попытаться хоть как-то отвлечь внимание от неудач «Хонды» и удержать в коллективе Алонсо – путем предоставления ему определенной свободы в очень плохой спортивный год.
Важным замечанием, наверное, будет то, что Браун хоть и пробует что-то новое и свежее, все равно пока не заходит за грань дозволенного и не делает того, что совсем не понравится абсолютно всем фанатам (ведь для них традиции очень важны!). Понятно, что кому-то уже не по душе происходящее с любимой командой, но у Зака есть хорошая отговорка: он поклонник «Макларена» в целом, а не той структуры, что создал Деннис.
Отвлечение внимания
Пиар, затеянный Брауном, возымел мощнейший эффект: кажется, никому уже и дела нет до того, что команда приехала в спортивный тупик: конюшня крепко связана с проблемной «Хондой» (разрыв обойдется слишком дорого), ведущий пилот своим намерением выступить в «Инди-500» показал, что ему нет дела до нынешнего болида, и он не задумываясь сбежит в другую конюшню, если появится такой вариант. От «Макларена» каждый год уходят старые партнеры и, наконец, совершенно непонятно, что произойдет с конюшней в ближайшие годы.
Дело в том, что договоренность о новом регламенте в области двигателей, который вступит в силу с 2021 года, означает, что мотористы уже сейчас должны заняться перераспределением ресурсов, чтобы начать работу над двумя проектами: улучшать существующие двигатели и разрабатывать новую концепцию.
Учитывая, что «Хонда» до сих пор отстает от остальных на световые годы, им наверняка придется выбрать что-то одно: или доделывать нынешний мотор (и проспать подготовку к новому регламенту), или вместе со всеми серьезно заняться новинкой (кажется, понятно, к чему это все приведет). В то, что японцы смогут усидеть на двух стульях сразу, не верится абсолютно – по словам Эрика Булье, моторное подразделение развивается слишком медленно, а боссы в Токио, похоже, воспринимают свою программу в «Формуле-1» как некий эксперимент и не спешат выделять на него дополнительные ресурсы.
Но «Хонда» – это лишь часть проблем. К сожалению, пока не видно, чтобы команда по-настоящему двигалась вперед в развитии шасси и привлекала сильных специалистов в свой технический штаб – последним человеком с громким именем, пришедшим в команду, кажется, был Питер Продрому (которого приглашал еще Деннис). Настораживает и то, что Браун фактически полностью отказался участия в этой области жизни команды, отдав все на откуп Эрику Булье. Француз же хоть и считается отличным администратором, но при этом почему-то до сих пор не привел в команду крутых инженеров. Хуже того, по слухам, некоторые сильные фигуры не пошли в «Макларен» как раз из-за того, что им было бы тесно работать вместе с Эриком.
Вот и получается, что «Макларен» здорово научился развлекать фанатов необычными акциями, но пока не сделал ни одного серьезного шага для возвращения к былым спортивным результатам.
Фото: globallookpress.com/Xavier Bonilla/NurPhoto; Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/ZUMA Press
Печально, что в маки до такого докатились.
Статья Дмитрия Федотова мне понравилась своей трезвостью, т.е. основана не на эмоциях эффекта "вау", а словно написана из недалекого будущего и сегодня не 14 апреля, а 14 июня, гонка Инди-500 закончилась, а проблемы МакЛарен-Хонда в Формуле-1 никуда не исчезли.
Магнуссен же в одну калитку и очень уверенно взял МСР, которая в 2013-м была сильнейшей молодежной серией. Да и в Ф1 он сразу приехал на подиум.
Вот сейчас пробуют Вандорна. Все хотят за копейки посадить новичка, который сразу же рвать начнет.
Алонсо желаю в такую не попадать
Эрик Булье: Прежде всего я заинтересован в том, чтобы он, выступая за нашу команду, показывал высокие результаты в Формуле 1 – полагаю, это понятно? Это для меня приоритет. Но когда мы обсуждали проект участия в Indy 500 и впервые задали вопрос Фернандо, хотел бы он выступить в Америке, у нас было что-то вроде дискуссии. И когда Зак предложил участие в Indy 500, я спросил: «А почему бы не Ле-Ман?» Но дискуссия была короткой, никаких споров мы не вели, ничего такого.