«Раньше пилоты были гладиаторами, а болиды – дикими зверями». Что не так с современной «Формулой-1»
Экс-пилот «Формулы-1» Стефан Йоханссон написал большую колонку в собственном блоге о современных гонках и о том, как их можно улучшить. Выдержки главных мыслей шведа – в блоге «Финишная прямая».
Об уходе Берни Экклстоуна
Учитывая смену владельцев, этого следовало ожидать, но в любом случае – это грандиозный финал целой эпохи. Для всех нас «Формула-1» была синонимом Берни. И в наши дни почти ничего без его участия не происходило. Команды, гонщики, промоутеры, телевидение и что еще угодно – все мельчайшие детали, каждый кирпичик в этом бизнесе были уложены им.
Очень необычно и странно было услышать эту новость, и в разговорах с друзьями из «Формулы-1» все были согласны с тем, что отчасти это грустно – для всех нас он был словно дедушкой. Однако это изменение очень важное. Не вижу в паддоке никого, кто был бы старше Берни, так что будет интересно понаблюдать за происходящим. Лично я считаю, что для Liberty было бы лучше сохранить Экклстоуна на посту еще несколько лет, чтобы научиться тому, как все работает и делается, а не обрезать пуповину и сразу начинать с чистого листа. Дьявол всегда кроется в деталях, и господин Экклстоун был единственным в этой организации, глубоко разбиравшимся в каждой мелочи. Его будет трудно заменить.
О Россе Брауне
Здорово, что на Liberty и в технической, и в спортивной областях будет работать Росс. Лучшего человека найти было нельзя – он, пожалуй, единственный, конструктор или инженер, который также глубоко и четко разбирается в бизнесе «Формулы-1». Надеюсь, он упростит многие вещи, которые за последние годы стали слишком сложными.
О проблемах в «Формуле-1»
«Формула-1» сейчас достигла такой точки, что если сделает еще два-три неправильных шага в важных областях, то неизвестно, останутся ли болельщики заинтересованными в этих гонках. Кроме того, в финансовом отношении на пределе почти каждая команда – а в этом году с новыми правилами расходы точно не снизятся, и, скорее всего, даже увеличатся, поскольку всем придется начать развивать болиды с чистого листа.
Как контролировать расходы? Есть множество непростых моментов, и нельзя хвататься за все разом. Росс говорил о 3-5-летнем техническом плане, и это хороший знак. Но в то же время необходимо разобраться со множеством коммерческих аспектов. И вряд ли у кого-то есть правильный способ их решения, ведь сейчас все меняется очень быстро. Подобное происходит и с другими видами спорта – прошли времена, когда люди были рады смотреть что-нибудь 2-3 часа. Ведь раньше это было единственное спортивное событие в городе, не считая какого-нибудь «Супербоула» или чемпионата мира по футболу.
О новых болидах
Если я не упустил чего-то важного, то не вижу, каким образом новые болиды сделают гонки лучше. Серьезно, мне хочется ошибаться, но я не понимаю, как это возможно.
В последние годы возникало достаточно трудностей с обгонами, ведь тормозной путь стал очень коротким – болиды тормозили почти перед входом в поворот. Теперь же говорят о том, что скорость прохождения виражей увеличится на 40 км/ч, а на прямых машины даже станут чуть медленнее – из-за увеличившегося лобового сопротивления, – это значит, что они начнут тормозить уже в самом повороте. Если не ошибаюсь, наибольшее число обгонов – если вы не на овалах – происходит на торможении перед поворотом, поскольку можно выбрать несколько разных траекторий. Может быть, у нынешних машин будет так много сцепления, что они смогут ехать в повороте по двум разным траекториям? Только в таком случае будут обгоны.
Скорость выхода из виража тоже не будет играть роли, потому что ускорение окажется недолгим, ведь скорость прохождения поворота в среднем увеличится на 40 км/ч и болидам понадобится меньше времени, чтобы разогнаться от выхода из поворота до конца прямой.
О Боттасе
Было понятно, что «Мерседес» с ним подпишет контракт. Посмотрим, как все сложится, но для него пришло время или становиться суперзвездой, или вылететь на обочину – если он не сможет одолеть Льюиса Хэмилтона. Быть своего рода андердогом легко: когда ты выступаешь здорово, то получаешь признание; когда проводишь среднюю гонку, то все по-прежнему нормально. Но если ты «выключаешься» и финишируешь, скажем, седьмым, а не четвертым – что с Боттасом уже неоднократно происходило, – то это не слишком здорово. В таких командах как «Мерседес», «Ред Булл», «Феррари» или «Макларен» не позволяется «выключаться» в гоночные уик-энды. Надо быть в форме в каждой гонке и каждой практике. Если этого не происходит, то люди задаются вопросом: «Что с ним не так?»
Они будут говорить, что ты «выдохся» и все в таком духе, и на тебя будет набрасываться пресса. Так что нужно демонстрировать высочайший уровень каждый раз, когда ты за рулем. Думаю, это и станет для Боттаса главным откровением. Он, несомненно, суперталант, но опережать Льюиса в каждой гонке нелегко любому пилоту в паддоке, и мы уже видели это с Алонсо, Баттоном и Росбергом. А ведь эти парни – лучшие в гоночном деле.
О лидерах в сезоне-2017
Полагаю, «Ред Булл» окажется главным соперником «Мерседеса». Вряд ли отрыв будет таким же огромным, как раньше, ведь преимущество двигателя «серебряных» потихоньку испаряется. Думаю, они по-прежнему будут впереди, но тот, кто создаст наиболее удачное шасси, сможет составить им конкуренцию – считаю, что «Ред Булл» окажется сильным соперником. Есть ощущение, что и «Макларен» серьезно сократит отрыв. С «Феррари» пока ничего не известно, но я надеюсь, что они всех удивят, и что молчание из Маранелло – это хороший знак.
О расходах в «Формуле-1»
Более равномерное распределение денег – это прекрасно, но не сильно помогает, если расходы раздулись до неприличия. А если еще и часто менять регламент, то расходы становятся еще выше. Лучший способ снизить затраты – поддерживать стабильные правила. Чем дольше будет действовать один свод правил, тем сильнее возрастет конкуренция, а расходы в конце концов сократятся, потому что разница между приростом скорости и денежными тратами с каждым годом будет сокращаться.
Для повышения конкуренции нужно ограничить области работы с болидами. Уверен, что можно сделать стандартизированными 50-60 процентов деталей. Это позволит избежать необходимости разрабатывать и создавать каждый компонент болида. Все эти детали надо придумывать и тестировать, а из-за ограничения на тесты создавать их еще дороже, поскольку необходимо проводить компьютерную симуляцию, и это лишь увеличивает расходы.
Я продолжаю повторять, что главный виновник в «Формуле-1» – аэродинамика. Надо найти способ снизить прижимную силу или упростить то, что вы можете делать с болидами. Не понимаю, почему нельзя сделать одинаковое для всех переднее антикрыло, которое, например, будет производить ФИА. Мало кто из нас заметит разницу между нынешними болидами, но все команды без конца конструируют собственные дорогостоящие антикрылья, которые проверяются в аэродинамической трубе и CFD-программах. Эта гонка вооружений не прекращается ни на минуту в течение года, поскольку все ищут хоть малейшую выгоду. В одной из топ-команд в отделе конструкторского дизайна и разработки работает около 250 сотрудников, половина из них – аэродинамики. Я не могу понять, почему команды не хотят договориться между собой хотя бы о базовых вещах.
О заявлении Алонсо, который назвал гонки в эпоху Сенны и Проста скучными
Он прав на 100 процентов. Но разница в том, что тогда Проста и Сенну все поддерживали. Люди понимали, что это испытания, опасности, зрелище. Они видели в гонщиках гладиаторов и считали это фантастикой. Болиды были словно дикие звери, и болельщики это прекрасно видели. Но сами гонки в целом были скучными – даже больше, чем сегодня.
Сегодня же такая высокая конкуренция за зрителя – особенно за молодежь, – что очень трудно его удержать на два часа просмотра гонки. Кажется, что это очень долго. Сравните это с просмотрами видео всяких провалов на YouTube – например, придурков, которые врезаются на «Ламборгини» или «Феррари» в деревья или фонарные столбы. Ненавижу в таком признаваться, но смотреть подобные вещи иногда даже интересно.
Это глупый пример, но забавно то, что это правда. И таким зрелищем может быть что угодно. Сейчас есть доступ практически ко всему и в любой момент – можно назвать это сенсорной перегрузкой. Так что, кажется, надо работать в этом направлении, чтобы повысить интерес к «Формуле-1» у молодежи. Нужно что-то особенное, действительно впечатляющее. «Формула-1» не может быть политкорректной. Гонки должны стать такими, чтобы люди сразу поняли, что этот спорт экстраординарный и особенный. Но пока «Ф-1» еще не вышла на этот путь.
Источник – блог Стефана Йоханнсона
Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst; : Gettyimages.ru/ Lars Baron; globallookpress.com/Franziska Kraufmann/dpa; Gettyimages.ru/ Peter Fox
Алилуйя!
А помню Монако92, когда Найдж вылетел из боксов за Сенной, комментаторы начали судачить мол Сенна должен пропустить Найджа, но тот держался за свой шанс.
Я помню дебют Шумахера, его первую победу, его прорыв с задницы пелотона на 1ое место, хоть и не был его фанатом.
Помню упомрачительный Херес97, как квалификацию, так и гонку...
Я в записи уже впоследствии смотрел Сузуки 88 и 89... и это было круто.
И если эти гонки скучные... ну не знаю, каждому конечно свое, но по мне сегодняшние гонки как раз скучные и их смотрю постольку поскольку, есть время гляну - забыл - в понедельник результаты посмотрю.
Мы, старперы, и так телек проиграли всем этим "давай поженимся" и "пусть говорят" по всем пунктам. Так оставьте нам хоть ЭТО!
Да и тогда обгонов было мало, но борьбы хватало, в общем-то... Для меня в автогонках главное не так обгон, как борьба, которая ему предшествует. Наблюдать, как много кругов кряду один пилот ищет возможность, а другой старается ему эти возможности не давать - это тоже очень захватывает. намного больше, чем "нажал кнопку - обогнал".