Что не так с календарем «Формулы-1»
Дмитрий Федотов предлагает сократить гоночный сезон.
В сезоне-2016 «Формула-1» посетила 21 Гран-при, и это рекордное число для календаря чемпионата мира за всю его историю. Да, до НАСКАР и его почти четырех десятков гонок за год «Ф-1» по-прежнему далеко, но для не ограниченной одним континентом серии нынешнее количество этапов близко к предельному. Во всяком случае, так утверждают участники первенства.
К тому же, несмотря на желание промоутера Берни Экклстоуна подписать контракты с новыми трассами (предположительно – в Америке), не исключено, что в ближайшие несколько лет число гонок в календаре останется прежним или вовсе уменьшится – по разным причинам некоторые страны не готовы больше принимать у себя ведущую серию.
Трудная жизнь классических этапов
Каждый год в «Формуле-1» запускается сериал «Спасти Гран-при Х» (где Х – это название одного из этапов), в котором Экклстоун ведет бесконечные переговоры о новых соглашениях с автомобильными клубами из Италии, Германии, Великобритании и других стран, внесших заметный вклад в развитие и популяризацию автоспорта, и в каждой серии болельщики с ужасом узнают, что их любимая гонка оказывается на грани вылета.
Трудности с продлением контракта возникали почти у всех классических этапов: например, бельгийцы потеряли шанс провести Гран-при в 2006-м, французы не могут вернуться с 2008 года (однако сделают это в 2018-м), а гонка в Германии проводится поочередно на двух автодромах, и один из них уже не способен выдерживать «напряженный» график (в следующем году Гран-при не состоится).
Хотя в Европе у автодромов проблемы могут возникнуть буквально из ниоткуда – то трассы слишком шумные для местных жителей, то слишком грязные, то устаревшие и опасные, – главной причиной их вычеркивания из календаря остаются все-таки деньги: расчетливые организаторы не хотят проводить экономически невыгодные мероприятия, а Берни не всегда готов снижать ради них сумму ежегодных взносов.
Промоутеры Гран-при не замечают отдачи от «Ф-1»
Когда у Европы возникают трудности, Экклстоун полагается на Восток – заменить старый этап новым, как правило, не слишком сложно. Однако доминирование «Мерседеса» и падение зрительского интереса к «Формуле-1» привели к тому, что Азия взбунтовалась: платить огромные деньги за право принимать скучное шоу не хочет ни Сингапур, ни Малайзия, ни Китай.
И если с городом-государством Экклстоун хотя бы сумел вступить в переговоры (вероятно, результатом станет снижение выплат организаторами), то с соседним Куала-Лумпуром разговора больше нет: Малайзия покинет чемпионат мира после 2018 года и сосредоточится на более зрелищных мотогонках (которые, к тому же, исторически очень популярны в Юго-Восточной Азии). Китай же пока молчит, но нужно помнить, что промоутеры Гран-при хотели существенно снизить плату за проведение этапа еще при подписании контракта в 2011 году. Текущее соглашение завершится в следующем сезоне, так что ожидайте нового сериала.
Если же вдруг «Ф-1» потеряет и Бразилию (в которой царит экономический кризис), то через пару лет мы рискуем увидеть заметно поредевший календарь первенства (вряд ли в США успеют построить несколько новых треков за два года).
Впрочем, сокращение числа гонок – не самое плохое развитие событий.
Календарь нужно сократить?
Все болельщики делятся на две категории: одни поддерживают расширение календаря, другие – нет. Среди пишущих о «Формуле-1» людей тоже нет единого мнения, так что все дальнейшие мысли вы можете считать моим личным мнением.
Гонки должны быть праздником
Современный календарь составлен так, что в нем слишком много сдвоенных Гран-при – не успевают команды и гонщики покинуть одну трассу, как уже через пару-тройку дней дают интервью на новом автодроме, и в итоге на болельщиков вываливается непрерывный поток информации, с которым сложно справиться в эмоциональном плане.
Во время сдвоенных Гран-при я не всегда успеваю соскучиться по гонкам – между этапами хочется порефлексировать, выслушать интересные мнения (или даже просто провести выходные вдали от телеэкрана), но практически сразу после финиша приходится переключать внимание на следующую гонку.
Приведу натянутый пример: если вы будете есть изысканные кушанья каждый день, то вряд ли будете рады им через месяц. То же и с Гран-при – между этапами должен быть перерыв, и срок в две недели мне кажется оптимальным.
Сотрудникам команд станет физически легче
Дело не в том, что в «Формуле-1» не хотят работать – напротив, здесь трудятся почти круглый год, и между этапами также не отдыхают, – просто частые перелеты между странами сильно выматывают гоночные коллективы, а также пилотов. В этом году с разницей всего в неделю прошли Гран-при Канады в Монреале и Европы в Баку – участникам чемпионата нужно было акклиматизироваться всего за пару дней – это очень серьезная нагрузка.
От частой смены часовых поясов и джетлага страдают и журналисты – и не только те, что постоянно летают на Гран-при вместе с «Формулой-1». (Кстати, американские гонки – это самый кошмар, после них приходится пить тонны мелатонина.)
Длинный чемпионат обесценивает случайные успехи
Чем больше этапов в календаре – тем меньше вероятность увидеть в конце сезона неожиданные результаты. Фактор случайности на длинной дистанции перестает играть важную роль, и это плохая история для середняков и аутсайдеров, которые иногда прыгают выше головы.
Перемены в расстановке сил
Во время коротких перерывов команды редко внедряют новинки и, следовательно, слабо влияют на расстановку сил в пелотоне. Зато чем больше времени проходит между Гран-при, тем выше шансы у команд добиться прогресса в работе с машиной и удивить болельщиков и конкурентов.
Гран-при должны быть уникальными
При всем уважение к Абу-Даби и Бахрейну, одну из этих трасс можно без сожалений исключать – для всего остального мира это просто два автодрома в пустынных арабских странах. Постоянно расширяющий чемпионат грозит вобрать в себя кучу Гран-при-близнецов не только без истории, но и без уникального бэкграунда.
А еще в небольшой календарь попасть сложнее, дороже и престижнее. Что круче – быть одним из пятнадцати этапов, принимающих «Ф-1», или одним из сорока?
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson; REUTERS/Paulo Whitaker
Ну так при сокращении гонок в чемпионате их жизнь станет еще сложнее, ибо им придется конкурировать с дерзкими новичками, типа условного Катара, который заплатит сколько скажут.
2) Промоутеры Гран-при не замечают отдачи от «Ф-1»
За спадом идет подъем. Тот-же МотоГП совсем недавно находился в жестком кризисе, на старт выходило всего по 14-15 пилотов(в2011-м, например), в итоге Дорне не понадобилось много времени на выправление ситуации.
3)Гонки должны быть праздником
С такой логикой можно договориться до того, что чемпиона надо выявлять по типу Олимпиады, раз в 4-ре года - вот уж будет праздник.
4) Сотрудникам команд станет физически легче
Гонщики всегда говорят, что мечтают гоняться, чем больше тем лучше. Журналисты, персонал - две бригады механиков решат проблему. К тому-же все ,,жертвы,, нагрузки хорошо оплачиваются и смешно им сочувствовать,когда есть профессии типа шахтера или там сталелитейщика - вот там реальная нагрузка, а не джетлаг и прочие мелочи, во время оплачиваемого путешествия.
5)Длинный чемпионат обесценивает случайные успехи
Почему обесценивает? Очки Манора или победу Мальдонадо все будут помнить и долго. Больше этапов - больше шансов на подобные успехи.
6)Перемены в расстановке сил
Очень спорно. Тут скорее необходимо больше тестов и меньше запретов на доработки, чем времени.
7)Гран-при должны быть уникальными
Даже в скучнейшей Валенсии, за ее недолгое существование была шикарная гонка. А на классических трассах нередко скука. + в15 этапов будет сложнее попасть реально уникальным проектам, типа городских трасс в Лондоне или НьюЙорке, либо ради них придется выкинуть условную Монцу.
Короче все эти вопросы решаются наличием 2-3 команд в борьбе за титул, справедливым распределением призовых, снижением взноса на проведение для реально интересных проектов (ГП Германии, ГП ЮАР, ГП Лондона,например), компенсируя это за счет арабов. 22 этапа будет оптимально,в такой ситуации.
Так что... ))