4 мин.

25 лет последнему чемпионскому титулу Сенны в «Формуле-1»

В решающей гонке главного соперника хватило всего на несколько кругов. 

20 октября 1991 года на трассе «Сузука» прошел предпоследний этап 42-го чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1», по итогам которого великий бразилец Айртон Сенна завоевал свой последний (третий) чемпионский титул в карьере. 

Возвращение «Уильямса»

Наверняка в 1991 году были люди, которые забросили смотреть «Формулу-1» уже после четырех этапов, ведь побеждал только Сенна – у многих почти не возникало сомнений в том, что бразилец легко выиграет весь чемпионат. Однако начиная с Гран-при Канады внезапно поехал болид «Уильямса» FW14, сконструированный техническим директором Патриком Хэдом и молодым талантливым аэродинамиком Эдрианом Ньюи. 

Правда, в Монреале Найджелу Мэнселлу не удалось порадовать Фрэнка Уильямса первой в сезоне победой – на последнем круге в медленной шпильке его машина заглохла (вопреки расхожему мнению это случилось не из-за того, что Биг Найдж начал рано праздновать победу – он просто не уследил за оборотами двигателя), – но в следующих четырех Гран-при сине-желтые болиды просто разорвали конкурентов: три победы одержал Мэнселл, и еще одну – его напарник Риккардо Патрезе. 

В команде «Макларен-Хонда», за которую выступал Сенна, осознали, что при слабом прогрессе победа в чемпионате ускользнет к соперникам, поэтому принялись активно дорабатывать шасси MP4/6 – за сезон болид «похудел» на 18 кг, а японские мотористы заметно улучшили 12-цилиндровый двигатель, который стал легче, компактнее, а также мощнее всех в пелотоне (к домашней гонке в Японии «Хонда» преодолела порог в 700 л.с.). 

В какой-то момент преимущество Сенны над преследователями сократилось до восьми очков, и хотя в августе бразилец одержал две важные победы и создал неплохой задел, осенью «Уильямс» вновь поехал быстрее «Макларена». 

В трех сентябрьских гонках Мэнселл мог заработать 30 очков и почти догнать бразильца, но на этапе в Португалии на пит-стопе произошла неразбериха с колесом, в результате которой Найджелу показали черный флаг. Скорее всего именно в Эшториле лидер «Уильямса» потерял реальные шансы на титул, но пока сохранялась математическая возможность, он продолжал бороться – в Испании после великолепной дуэли с Сенной Мэнселл снова победил. А затем «Формула-1» приехала на «Сузуку». 

Япония

Перед азиатской гонкой у Сенны было 85 очков, у Мэнселла – 69. За победу с того года стали начислять 10 зачетных баллов, за второе место по-прежнему можно было заработать 6 очков, а за третье – 4. Отыграть 16 баллов за два этапа представлялось хоть и не простой задачей, но выполнимой, и Найдж действительно собирался это сделать. 

На первых кругах он настолько активно рулил позади «Макларена», что зрители настроились на яркую борьбу на протяжении всего заезда. Казалось, что еще немного, и «Британский лев» пойдет в атаку и все увидят продолжение испанского триллера, однако в самом начале 10-го круга произошло то, чего точно никто не ждал – Мэнселл наехал на поребрик, потерял контроль над болидом и улетел в гравий. 

Задача Айртона была выполнена: меньше чем через 10 кругов после вылета главного соперника он догнал напарника и друга Герхарда Бергера (который ради Сенны пожертвовал шинами и поехал со старта в безумном темпе), выбрался на первое место и лидировал вплоть до самого финиша, лишь перед клетчатым флагом сбросив скорость, чтобы вернуть Бергеру первое место (австриец, кстати, на это обиделся). 

«В этом году была невероятная конкуренция между машинами, двигателями и гонщиками», – отметил Айртон на послегоночной пресс-конференции. – «Было невероятно тяжело, но мы очень старались: и я, и Герхард, и «Макларен», и «Хонда». 

Уже в следующем году Мэнселл отыгрался – болид FW14B ехал с невероятной скоростью, сам Найджел не допускал глупых ошибок, и уже в августе наконец-то стал чемпионом мира. В 1993-м лидерство «Уильямса» сохранилось, и стало ясно, что Сенна сделает все для перехода в лучшую команду мира. У него это получилось, но выиграть четвертый чемпионский титул он так и не смог…

Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau