Ники Лауда: Три жизни, две карьеры
"В моей жизни нет ничего невероятного. Судьба каждого человека по-своему удивительна", - сказал как-то Ники Лауда. Знаменитый пилот, конечно, поскромничал - на его долю выпало так много ярких, запоминающихся событий, что их с лихвой хватило бы на несколько людей. Самое удивительное, что к своему 51 году за плечами Ники и правда оказалось как бы целых три полноценных жизни. Да что там говорить, даже его гоночная карьера складывалась настолько необычно, что, по сути, речь шла о двух совершенно разных направлениях этой его деятельности.
"Первая" жизнь Андреаса Николауса Лауды, или просто Ники, началась 22 февраля 1949 года в Вене. Лауда происходил из состоятельной семьи, благополучное материальное положение его родителей очень помогло ему позже, во времена гоночной карьеры.
Интересоваться машинами Ники начал не потому, что часто наблюдал за гоночными соревнованиями - они его не слишком занимали, и кумиров среди пилотов у него не было. Его интерес оказался врожденным, копаться в автомобилях стало его обычным занятием. Когда Ники было двенадцать лет, приезжающие в гости родственники разрешали ему парковать их автомобили. Он очень рано научился водить машину, уже в десять лет у него был свой Фольксваген Жук 1949 года выпуска.
Свою первую гонку Лауда провел в 1968 году, итогом стало второе место. Отец Ники был против увлечения сына, однако тот продолжал гоняться, на этот раз в Формуле Vee. Затем Лауда оказался в Формуле-3. В 1971 году, благодаря серьезной деловой репутации семьи, Лауда смог взять необходимые кредиты, которые использовал, чтобы купить место в команде Формулы-2 March. Его партнером оказался Ронни Петерсон. Когда March попала в кризис, Ники убедил Луи Стэнли из BRM продать ему свое место. По ходу развития своей карьеры Лауда влезал в долги, не успевал возвращать займы, гасить кредиты. Однако вскоре финансовый риск оправдал себя - на его способности обратили внимание в Формуле-1. Лука ди Монтеземоло, помощник Энцо Феррари, пригласил его в Ferrari. В 1974 году, дебютном в итальянской команде, Лауда завоевал первую из своих 25 побед в Формуле-1. Скудерия сумела обеспечить его и другого пилота Клэя Регаццони хорошими болидами, позволяющими бороться за первые места в чемпионате. Спустя год Лауда стал чемпионом за Ferrari, он победил 5 раз, часто приезжал вторым. 1975 он назвал "невероятным годом".
В 1976 году Лауда имел все шансы на титул. В первых гонках ему удалось создать весомое преимущество. Соперником Ники был Джеймс Хант на McLaren. Перед Гран-При Германии Лауда опережал Ханта более чем на 20 очков. Все изменилось, когда на Гран-При Германии в Нюрбургринге австриец попал в одну из самых тяжелейших за всю историю автоспорта аварий. Именно тот день - 1 августа 1976 года - стал концом "первой" жизни Лауды, завершился достаточно большой период, уступая место новому, наполненному борьбой со страхом и смертью.
Начало гонки не предвещало трагедии. Пройдя небольшую часть дистанции, Ники остановился в боксах, чтобы заменить мокрые покрышки на сухие. При выезде оттуда его Ferrari на скорости под 220 км/ч неожиданно свернула направо, перелетела через ограждение, перевернулась и вспыхнула. Спустя 40 секунд нескольким пилотам, включая Лангера, Эдварда Гая и бесстрашного Артуро Мерцарио, удалось извлечь Лауду из горящих обломков. Было очевидно, что травмы пилота очень серьезны. Горячие токсичные газы проникли внутрь его легких и крови. Шлем местами расплавился, пилот получил сильные ожоги. Он находился в коме. Пять дней врачи боролись за его жизнь. Состояние Ники казалось безнадежным, его даже привели к последнему причастию. Однако он смог выжить, мало этого, уже через 42 дня, на Гран-При Италии в Монце пилот вновь был за рулем своей Ferrari.
За шесть недель отсутствия Лауды прошли две гонки, и Хант сумел сократить отрыв. Он выиграл гонки в Брэндс-Хэтч и Зандвоорте. Ситуация в чемпионате в корне изменилась. Чудовищным усилием воли Лауда заставил себя выйти на старт. Четвертое место в той гонке оказалось ценнее всех его триумфов. "Моя самая большая победа в Формуле-1 - это то, что я остался жив", - говорил Ники позже.
Следующие за этим этапом две североамериканские гонки выиграл Хант, тогда как Лауда не набрал ни очка в Канаде и приехал третьим в Уоткинс Глен. Впечатляющая серия позволила Ханту максимально приблизиться к Лауде, и перед последней гонкой в Фуджи пилотов разделяло лишь три очка.
Гран-При началось при страшном ливне, и спустя два круга Лауда покинул гонку, сказав, что продолжать ехать в таких условиях будет неразумно. Он еще был под впечатлением от своей аварии в Нюрбургринге. Дождь вскоре ослабел, Хант приехал третьим и стал чемпионом мира. Его преимущество в итоге составило лишь одно очко.
Никто не взялся осудить австрийца за отказ продолжать гонку, этот поступок лишний раз продемонстрировал мудрость пилота. Да, Лауда проиграл, но доказал силу своего духа, вернувшись в автогонки, когда этого никто и не ожидал. Ему пришлось переносить как физические, так и моральные страдания, но он не сдался и продолжал выступать в Формуле-1.
1977 год Лауда закончил вторым, победив всего в 3-х гонках. Команда критиковала его, Лауда старался не обращать на это внимания, оставаясь независимым и откровенно не выказывая почтительности к авторитету Энцо Феррари.
В результате, в следующем году Ники оказался пилотом Brabham, но успеха там не добился. А в 1979 году Лауда принял решение завершить карьеру пилота. Это произошло внезапно: на тренировке перед Гран-При Канады он вдруг ясно осознал, что больше не хочет гоняться. "Важнейшая вещь в моей жизни - никогда больше не оказаться в машине с красным крестом", - сказал тогда Ники и поспешил оградить себя от ненужного риска. Тогда же он основал авиакомпанию Lauda Air, которой посвятил два года.
Лауда вернулся в Формулу-1 в 1982 году, по финансовым причинам. Его авиакомпания переживала финансовый кризис. Австриец подписал контракт с Ронном Деннисом и McLaren-Ford, став напарником Джона Уотсона . В первой после возвращения гонке Лауда финишировал четвертым. Победы долго ждать не пришлось. В своей третьей гонке Лауда приехал первым, это было в Лонг Бич. Позже он выиграл еще раз.
1983 год прошел без особых успехов, зато уже 21 октября 1984 года Лауда стал трехкратным чемпионом. Судьба первенства решалась в Эшториле, Лауда соперничал со своим коллегой по команде молодым Аленом Простом. Француз выиграл, Ники финишировал следом, его итогового преимущества в пол-очка хватило, чтобы стать чемпионом.
Позже Лауда стал осознавать, что бороться с Простом становится все сложнее. Австриец считал, что риск в данной ситуации неоправдан, он предпочитал особенно не рисковать, осторожно доезжая до финиша. Он по-прежнему выступал на высоком уровне, однако дела команды его интересовали мало, он не стремился к победе. Секрет его успеха заключался, пожалуй, в том, что он тщательно обдумывал каждый свой ход, не делал ничего лишнего и никогда не совершал опрометчивых поступков. Он был в высшей степени интеллектуальным пилотом, хорошо работал как на трассе, так и вне ее, обдумывая стратегию той или иной гонки. В конце года Ники принял решение оставить Формулу-1. Вторая гоночная карьера подошла к концу, завершив и очередной жизненный этап.
После очередного ухода из Формулы-1, на этот раз окончательного, Лауда вернулся к любимому делу - занялся своей авиакомпанией, даже сам выступал в качестве пилота авиалиний. Во время одного из полетов, находясь над небом Бангкока, в самолете Лауды обнаружилась неисправность. Пилот знал, что может подвергнуть риску сотни жизней, если пылающий самолет рухнет в джунглях. Не долго думая, Лауда повернул к Австрии, где посадил самолет в глубоком лесу. Ники сам обнаружил ту техническую неисправность и сумел принять правильное решение.
Однако не все было благополучно. 26 мая 1991 года стало "черным днем" его жизни - Боинг, принадлежащий его авиакомпании, потерпел катастрофу в небе Таиланда. Все 223 пассажира погибли. Причиной трагедии, как выяснилось позже, был технический дефект.
Ники признавался, что работа в авиакомпании далась ему тяжело: "Когда я не летал, я работал в офисе по 12 часов в день и становился невольным свидетелем всех проблем и конфликтов. Я пытался поговорить со своими служащими и заставить их понять, что нужно ценить свою работу, отвечать за ее результаты. Я пытался найти к каждому дружеский подход, спокойно все обсудить. И тратил на это много времени. Некоторые люди реагировали на все слишком медленно, а я это ненавижу! Если есть проблема, надо разбираться с ней тут же, это как в гонке - секунды решают все".
Лауда приходил в ужас от того, что ему приходится зависеть от кого-то: "Когда я гонялся, все было полностью в моих руках. Тогда я имел дело с тремя механиками, одним инженером и спонсорами - с небольшой командой. А здесь в моем подчинении было около 1500 человек. Я понимаю, они были совершенно нормальными людьми, которые хотели спокойно отработать весь день и пойти домой в пять вечера. Но их незаинтересованность выводила меня из себя".
В начале 2001 года из-за разногласий с акционерами и финансовых проблем Ники вынужден был оставить пост руководителя Lauda Air. Предложения о работе в других авиакомпаниях он отверг, решив сосредоточиться на работе в Формуле-1.
По сути, Лауда никогда не пропадал из виду, в своей неизменной красной кепке он часто появлялся в паддоках команд, комментировал гонки на телевидении, написал четыре великолепные книги об автоспорте. Теперь он -директор одного из отделов Jaguar, и горит желанием во чтобы то ни стало помочь команде оказаться в числе лучших. В Формуле-1 Ники ценят, и всегда прислушиваются к его резким и беспощадным репликам. Его мнение уважают, его мужеством восхищаются до сих пор.
Похоже, в "третьей" жизни этого смелого, вдумчивого и независимого человека нет места воспоминаниям о былых катастрофах: "Я работаю сегодня, пытаюсь запланировать все на завтра и надеюсь, что все делаю правильно. Я не живу в прошлом. Мне все равно, что произошло когда-то".