Жить или не жить
''Сегодня вечером судья версальского торгового суда Франк Мишель должен принять окончательное решение по французской команде "Формулы-1", которая принадлежит выдающемуся топ-пилоту и никудышному топ-менеджеру Алену Просту. Если Прост не предоставит финансовые гарантии участия команды в чемпионате мира 2002 года, который стартует уже 3 марта в австралийском Мельбурне, более двухсот работников команды окажутся на улице.
Слухи о критическом состоянии "Проста" возникли еще в конце прошлогоднего чемпионата. Сначала француз отменил ряд запланированных тестовых сессий, затем его пилот Жан Алези вынес из французской избы факт задержки зарплаты, и, наконец, "Феррари", поставлявшая в прошлом сезоне "Просту" двигатели, заявила, что не желает терпеть отсрочку в погашении долга в 18 миллионов долларов. В результате в конце ноября прошлого года торговый трибунал Версаля инициировал процедуру банкротства команды, отмерив ей срок до 15 января, чтобы погасить все долги (они составляют 27 миллионов долларов) и предоставить финансовые гарантии на следующий сезон.
Еще в начале января Прост убеждал общественность, что у него на руках не то пять, не то шесть предложений от потенциальных инвесторов и выбрать лучшее из них -- дело нескольких дней. Однако время мчалось со скоростью болида, а Прост не показывал головы из скорлупы молчания. За неделю до дэдлайна в прессу просочилась информация, что наиболее реальным (единственным на тот момент?) вариантом спасения команды была продажа контрольного пакета акций (до сих пор принадлежащего Алену) группе промышленных и финансовых бизнесменов Франции, предлагавшей инвестировать в убыточное предприятие 40 миллионов долларов. "После изучения команды Алена Проста мы пришли к твердому убеждению, что она обладает большим потенциалом и инвестиции в нее были бы весьма привлекательны", -- заметил тогда один из бизнесменов, пожелавший остаться инкогнито. Однако то ли Просту оказалось недостаточно предложенной за контрольный пакет акций суммы (еще в декабре он заявил, что для выступления в чемпионате мира-2002 ему необходимо 48 миллионов долларов), то ли великий пилот надеялся еще на некоего журавля в небе ("В декабре прошлого года я подписал соглашение с двумя серьезными партнерами, -- убеждал он прессу. -- Но денег пока не получил"), но так или иначе французские промышленники его согласия на сотрудничество не дождались. "Все прояснится 15 января", -- самоуверенно парировал тогда Прост.
По первоначальному плану именно в этот день Ален Прост должен был представить суду гарантии жизнеобеспечения, однако своим авторитетом добился первой отсрочки -- до пятницы, 18-го. Пришла пятница, и Прост снова убедил судью Франка Мишеля пойти ему навстречу и отложить рассмотрение дела до понедельника, 21-го. Чем вызвано такое поведение Алена -- страхом перед смертью своего детища или надеждами за уик-энд уладить последние детали с (хочется надеяться, что они все же существуют) потенциальными инвесторами? Швейцарский журнал Bliсk предлагает на сей счет свою версию: Ален Прост взял решающую паузу для того, чтобы попрощаться со своими сотрудниками. Сомнений в правоте швейцарского печатного органа было немного до того момента, пока бывший спортивный директор "Феррари" Чезаре Фьорио вдруг не заявил о том, что "помог Алену связаться со своими друзьями из финансовых кругов Италии, которые заинтересовались перспективой сотрудничества". Друзья Фьорио, по данным "Известий", принадлежат к высшему свету итальянской моды, падкой на красивые автомобили и головокружительную езду. Не исключено, что Прост все-таки наступит на горло собственной гордости и продаст контрольный пакет французской команды своим южным соседям. Если, конечно, на этот раз сможет договориться.
По мнению спортивного директора "Проста" Джона Уолтона, все нынешние беды команды связаны с чрезмерной амбициозностью ее хозяина. Первой ошибкой привыкшего всегда быть в свете юпитеров Алена Проста было расторжение отношений с французским поставщиком моторов "Пежо", который ко всему прочему прилежно оплачивал многочисленные счета команды. Второй ошибкой Проста, по мнению Уолтона, был отказ от сотрудничества с Asiatech, поставщиком двигателей средней руки. "Ален не умеет соотносить собственные амбиции с возможностями бюджета команды, -- уверен Уолтон. -- Отсюда и наше бедственное положение". Если Прост так и не сумеет найти общий язык с инвесторами, то его последним шансом избежать участи банкротства станет годичный перерыв, с тем чтобы вернуться в "Формулу-1" в 2003 году. Однако эта идея не вдохновляет ни версальский суд, ни руководство самой "Формулы". Как бы то ни было, все догадки были сняты в понедельник вечером версальским судьей Франком Мишелем.
Кстати
Четвертая команда по итогам чемпионата мира-2001 "Заубер", принадлежавшая швейцарскому бизнесмену Питеру Зауберу и главе компании по производству энергетических напитков Red Bull Дитриху Матершитцу, продана за 44 миллиона долларов... Питеру Зауберу. Фактически швейцарец выкупил 63 процента акций Матершитца, а затем продал их крупнейшему банку страны Credit Suisse, который и стал новым номинальным владельцем команды. Отношения Заубера с Credit Suisse близки к идеальным: в начале прошлого сезона именно швейцарский банк спас малобюджетную конюшню от банкротства, инвестировав на ее нужды 19 миллионов долларов и став титульным спонсором команды. Доля Питера Заубера в новом акционерном обществе теперь составляет 37 процентов акций, ему же по-прежнему принадлежат права формирования команды и ее технической обеспеченности.