Три кита телевидения: Ferrari, McLaren и Minardi!
Интерсно, насколько правдивыми и мудрыми бывают порой детские сказки, например, про черепаху и зайца, в которой неуклюжая черепаха в забеге побеждает быстроногого зайца. Поистине упорный труд может превзойти любую природную способность.
Спроецировать этот пример на Формулу-1 довольно просто: чтобы прийти первым, для начала нужно хотя бы прийти к финишу. Лучшей иллюстрацией этого примера может послужить команда Minardi, которая завершила сезон 2000 года на 9-й позиции. Эта команда на протяжении всего сезона постояно финишировала в гонках, собирая 7-е и 8-е места, в итоге завершив чемпионат даже лучше, чем некоторые другие более быстрые машины.
Сейчас наступил момент, когда маркенговые отделы команд показывают результаты своей годичной деятельности, раскрывая широкой публике заключенные со спонсорами сделки или же вынужденно демонстрируя их отсутствие. Царит атмосфера энтузиазма: новый сезон - новые перспективы.
Боссы команд ошибочно полагают, что самое важное для команды - это стать лидером, не сознавая, что на деле это прерогатива лишь двух-трех команд. Некоторые также считают, что вторая позиция - это следующее по степени важности достижение в спорте.
Но спонсорский механизм Формулы-1 работает по несколько иному принципу. Успех спонсору обеспечивает не количество заработанных командой очков, а частота ее появления на ТВ.
Некоторые из команд, следуя этому принципу, уже пробовали специально конструировать меньший по объему бензобак, так что машины быстро начинали мелькать на ТВ, но к несчастью, как правило, опускались потом до 9-й или 10-й позиций. Спонсоры не были против этой политики.
Однако, как показал опыт, конструирование машин с малыми бензобаками это еще полдела. Нужно быть достаточно медленными, чтобы появиться на ТВ и не слишком медленными, чтобы не произвести отрицательное впечатление. Minardi прекрасно следовало этому правилу в последние несколько лет.
Машины этой команды достаточно маневренны, но недостаточно мощны, так что когда на экране появляются болиды с символикой Minardi, спортивные комментаторы, как правило, произносят что-то вроде: "Интересно, что было сейчас произошло, будь у них двигатель поприличнее". В результате, команда Minardi стала козлом отпущения Формулы-1 и в то же время обладательницей огромной аудитории болельщиков.
Самое замечательное в звании "самой медленной команды" - это то, что ты всегда появляешься на экране. Например, обе Minardi, отставая от всех остальных на 2-3 круга, подчас даже чаще попадают в объективы камер, чем лидеры!
Обычно все внимание на гонке обращено на лидеров, потому что именно их борьба наиболее интересна зрителю. Кадры с болидами Ferrari и McLaren занимают большую часть трансляциии Гран-При, изредка появляются машины, идущие на 4-й или 5-й позициях, но вот единственный шанс появиться в кадре для машин, занимающих середину результативной решетки, пожалуй, только попасть в серьезную аварию.
Вспомните, сколько раз в 2000 году на экранах появлялись Prost или Sauber? Очень мало. Две Prost столкнулись в Австрии, и Жан Алези попал в катастрофу в Хоккенхайме. Еще одной возможностью для этих машин мелькнуть на ТВ было возгорание двигателя, и если французская команда в этот преуспела, то в случае с Sauber это просходило довольно редко, поэтому швейцарские машины практически исчезли из поля зрения в том сезоне.
Но Minardi постоянно была на виду: желтые машины настойчиво пытались пробраться вперед, уворачиваясь от мастеров. На Гран-При США был один памятный для команды момент, когда Гастон Маццакане, решив не уходить на пит-стоп и не менять покрышки, шел впереди Мики Хаккинена на протяжении целых 10 кругов.
Итак, логика в том, что спонсорам гораздо выгоднее финансировать такие команды, как Minardi, нежели те, что стабильно занимают средние позиции. Доходность многих спонсоров и построена на вложении средств в круговых.
В принципе, такая линия команды довольно надежна: хотя Minardi чаще нуждалась в деньгах, чем в пилотах, но всегда находились спонсоры, знавшие, что итальянцы оправдают их вложения.
Что касается команд-середнячков, то они, как правило, исполнены больших амбиций и заставляют спонсоров поверить в эти сказки о своих будущих достижениях, что в большинстве случаев заканчивается разочарованием.
Сейчас в спорте существует несколько спонсоров, поддерживающих подобные команды, и они уже не хотят продолжать свою деятельность с текущими партнерами, но у них нет выбора, так как они вынуждены соблюдать условия долгосрочных контрактов.
Серьезные споры связаны сейчас с количеством места, отпущенного на рекламу каждого отдельного спонсора при ее размещении на болиде команды, пример тому Repsol-YPF и Arrows.
На прошлой неделе в Испании за команду по неясным тогда причинам выступал Энрике Бернольди. На самом деле это было сделано с целью продемонстрировать Arrows, что Педро де ля Роза не будет пилотом команды в 2001 году.
У Бернольди есть деньги, кстати, довольно большие, так что он мог занять место де ля Розы. Говорят, один молодой датский пилот уже поставил команды в известность, что у него есть большой капитал для вложения.
Теперь, когда лицензии раздаются пилотам Формулы-Renault, оставшиеся несколько мест в Формуле-1 наверняка достанутся пилотам с наибольшим капиталом.
Arrows стоит быть внимательенее, так как в прошлом сезоне де ля Роза показал себя как сильный пилот, даже оставив в тени Йоса Верстаппена. Если Педро оставят без работы, ему будет открыт путь в Minardi, что обеспечит Repsol желанное место для размещения символики на болидах и частое появление машин на ТВ.
Давно уже у Minardi не было профессионального и опытного пилота, так что, наверное, болиды команды не так уж медленны, как это до сих пор казалось с неопытными новичками за рулем.
Но, конечно, не хотелось бы, чтобы в будущеи более быстрая Minardi стала реже появляться на экранах телезрителей.