100 и 3 года Энцо Феррари. Часть II
В 1932 году у Энцо родился первый сын - Альфредо, названный так в честь отца. Его матерью была танцовщица Лаура Кастелло. Энцо обожал сына, называл его Дино (сокращенное имя от "Альфредино").
Часто вместе с маленьким Дино Энцо отправлялся на свой завод в Маранелло, прививая сыну любовь к машинам. Многие считали, что Дино продолжит путь отца, он был очень разумным ребенком, проявлял живой интерес ко всему, что происходило на заводе. Когда Дино было одиннадцать лет, он вблизи увидел двигатель Ferrari и сказал отцу: "Когда-нибудь и я смогу создавать машины". Феррари-старший был настолько счастлив, что даже не смог скрыть слезы.
К тому моменту Энцо решил окончательно оставить карьеру пилота. Он решил сосредоточиться на совершенствовании управления командой. И одним из шагов в совершенствовании Ferrari стало подписание в 1935 году контракта с французом Рене Дрейфусом, ездившим ранее за Bugatti.
"Члены команды Bugatti и Scuderia Ferrari очень отличались друг от друга", вспоминал Дрейфус. "Энцо Ферарри был очень приятным человеком, дружески расположенным, но довольно строгим. Он занимался своим делом, никогда не смешивая его с семьей, он был достаточно замкнут, никогда не шутил. Он собирался выстроить целую империю и я ни секунды не сомневался, что в конечном счете так оно и будет".
Правда, путь к успеху был долгим. В те годы победы Ferrari можно было пересчитать по пальцам, единственной по-настоящему запомнившейся гонкой стал этап 1935-го года в Германии, где Нуволари смог добиться полного триумфа.
В 1937 году Энцо принял предложение Alfa Romeo и стал спортивным директором этой компании. До 1949 года, когда Феррари оставил этот пост, его собственная команда фактически была частью Alfa Romeo, он не имел права конкурировать со своими боссами. Во время Второй мировой войны, в 1943 году, Ferrari переехала из Модены в Маранелло. Здесь по настоянию Бенито Муссолини была организована конструкторская мастерская, работавшая на нужды армии. Спустя год мастеркая подверглась бомбардировке, и ее удалось восстановить лишь в 1946 году.
После войны Энцо взялся за проектирование и сборку гоночных машин. Поначалу они строились вручную, и Феррари расширил свой завод, наняв рабочих самого высокого класса. Он очень хотел, чтобы машины разрабатывались исключительно в рамках завода, однако недостаток денег вынуждал использовать средства извне. Энцо не был сентиментальным человеком, те машины, которые по каким-то причинам не были проданы, он беспощадно разбирал на детали или просто выкидывал.
Первая победа в Формуле-1 пришла к команде в 1951 году на Гран-При Великобритании. Триумфа за рулем Ferrari добился аргентинец Фроилан Гонсалес. Тогда у команды даже появились шансы на чемпионский титул, однако, вскоре они развеялись, как дым - в Ferrari решили поэкспериментировать с новыми покрышками Pirelli, и риск себя не оправдал.
В 1952-53 годах к Ferrari наконец-то пришел успех. Именно за рулем Ferrari знаменитый Альберто Аскари стал в те годы двукратным чемпионом, выиграв большинство гонок. В 1954 году Аскари решил покинуть Ferrari и начать выступать с командой Lancia. Через год, на Гран- При Монако, Альберто попал в тяжелейшую аварию - его Lancia потеряла управление и, пробив ограждение, упала с большой высоты в воду. Оправившись после этого инцидента, Аскари поехал в Монцу, чтобы протестировать спортивную Ferrari. И эти тесты стали последними для него: машина перевернулась и Аскари погиб.
Следующий удар обрушился на Энцо через год. Казалось, все шло, как по маслу - завод в Маранелло наращивал темпы, производство машин увеличивалось, в Формуле-1 царил Хуан- Мануэль Фанхио, добывая для Скудерии новый титул. Успех в делах сопутствовал Энцо, но вскоре произошла настоящая трагедия. 30 июня 1956 года в Модене умер его любимый сын Дино. С детства Дино тяжело болел, его мучали параличи. Эта смерть повергла Энцо в состояние многолетнего траура, он был безутешен. С этого момента в память о сыне Энцо стал носить свои знаменитые темные очки, не снимая их даже в офисе.
У Энцо был еще один сын, родившийся вне брака - Пьеро Ларди. Впоследствии Пьеро стал вице- президентом Ferrari.
Энцо всегда помнил о Дино. Он назвал его именем трассу в Имоле и разработанную им машину, на которой в 1958 году Майк Хотторн стал чемпионом мира.
В 60-х годах Феррари приступил к поиску новых партнеров для своей команды, и в результате началось знаменитое сотрудничество с FIAT. К 1969 году FIAT принадлежало уже 50% компании Энцо, которая находилась в серьезном финансовом кризисе. Филу Хиллу и Джону Сертизу удалось выиграть за Ferrari, однако с 1965 команда последовательно скатывалась все ниже и ниже. Ожидание ренессанса затянулось, и только в 1975 году Ники Лауда смог вернуть Ferrari чемпионство.
В 1977 году к команде присоединился канадец Жиль Вильнев. Энцо сразу отметил молодого пилота, он искренне привязался к нему, относился к нему, как к сыну. Феррари мечтал, что однажды Жиль станет чемпионом на его машине. Однако Джоди Шектеру удалось переиграть Жиля - это произошло в теперь знаменитом 1979 году.
Канадец не сдавался, его неугомонный характер, и стремление побеждать во чтобы то ни стало, не позволяли ему успокаиваться. В 1982 году очередная смерть потрясла мир - на квалификации в Цольдере Жиль разбился. Его трагическая смерть парализовала Энцо, с тех пор мало что могло доставить ему радость.
Дела в команде шли все хуже, казалось Энцо уже не хотел ничего предпринимать. К 1988 году FIAT владел уже 90% команды. В тот же год, 14 августа, в возрасте 90 лет, Энцо умер, оставив после себя раздираемую противоречиями команду. Спустя две недели после его смерти пилоты Ferrari Герхард Бергер и Микеле Альборетто добились дубля в Монце, как бы отдавая должное великому "Коммендаторе".
А спустя десять лет Скудерия вновь боролась за титул чемпиона мира. Многие боялись, что приход Михаэля Шумахера, Росса Брауна и Рори Бирна изменит дух Ferrari, однако блестящая команда единомышленников, возглавляемая Лукой ди Монтеземоло и Жаном Тодтом, сумела привести Скудерию к успеху.
"Энцо Феррари смотрит на нас сейчас с небес", говорил счастливый Жан Тодт после того, как команда добилась чемпионского дубля. Похоже, дух Энцо и впрямь сопровождает любимую команду, объединяяя ее и придавая сил в любых, даже самых безнадежных ситуациях. Как справедливо подметила одна из газет, "Энцо умер, но легенда продолжает жить".