Тото Вольфф: «Выберем концепцию болида «Мерседеса» в ближайшее время. Очевидно, куда нужно двигаться»
Тото Вольфф думает о смене концепции «Мерседеса».
Немецкая команда начала сезон-2023, как и прошлый, с минималистичными понтонами. Стартовый этап в Бахрейне Льюис Хэмилтон завершил пятым, Джордж Расселл стал седьмым.
«Что будет дальше, хороший вопрос, и мы займемся им с начала недели. Если посмотреть, где мы располагались в конце [прошлого] сезона, казалось, мы многое наверстали, и дело было только в том, какие трассы подходят команде, а какие – нет. Теперь же, похоже, отставание от «Ред Булл» удвоилось, если не утроилось. Надо этим заняться.
Все, что находится между нами – «Феррари», «Астон Мартин» – имеет второстепенное значение. В то же время успех «Астон Мартин» вдохновляет: команда отставала на две секунды, а теперь оказалась второй. У нас же все плохо. Темп на быстром круге все же хорош, но в гонках мы сталкиваемся с последствиями. Откровенно говоря, прижимной силы не хватает, шины скользят, и мы откатываемся назад.
Отставание очень большое. Чтобы догнать, нужны серьезные шаги, а не стандартная пара пунктов [прижимной силы] каждую неделю – остальные тоже будут их добавлять.
Год развития потерян. Чтобы быстрее прибавлять, приходится принимать такие решения. «Астон Мартин» на это пошел, и команда показывает силу. Учитывая, откуда стартуем мы, может, получится догнать «Ред Булл». Таковы наши амбиции», – сказал исполнительный директор «Мерседеса».
Разработка альтернативной концепции может начаться на днях, при этом новый путь Вольфф назвал «очевидным»:
«Мы все еще развиваем одну машину. Но в ближайшие дни и недели выберем, какая будет [концепция] болида. Вполне очевидно, куда нужно двигаться. Надо сделать так, чтобы данные работали, и, что важнее, утвердить четкую базу. Допустим: мы находимся здесь, сюрпризов больше нет, идем в новом направлении».
Льюис Хэмилтон: «Мерседес» – четвертая команда по скорости»
Джордж Расселл: «Ставлю на то, что «Ред Булл» выиграет все гонки сезона»
🏎Все о «Формуле-1» в ваших соцсетях: Facebook | ВК | Telegram | Instagram
PS
В одном купе едут пожилой еврей и молодой коммерсант. Еврей ест селедку.
- Слушайте, - говорит коммерсант, почему вы, евреи, такие оборотистые?
- А потому, что мы едим рыбьи головы. В них много фосфора, а фосфор полезен для умственной деятельности.
- Тогда продайте мне свою селедку.
- Не могу, это мой ужин.
- Даю триста долларов!
- Идет, держите, приятного аппетита!
Купил коммерсант селедку, съел голову, а на ближайшей станции пошел попить пивка. Возвращается и говорит:
- Ну и дурак же я! В буфете селедка стоит двести рублей, а я вам отдал триста баксов.
- Вот видите, молодой человек- отвечает еврей, - фосфор уже начинает действовать!
Ограничение бюджетов - лучшее, что случалось с Ф1 за многие годы. Ф1 должна превратиться в подобие НХЛ и НБА, где все равны, и каждый имеет шанс на успех. Все зависит от инженеров и пилотов, а не тупого вливания денег в бесконечные тесты и продувания.
Пока проблема в инфраструктуре. У некоторых команд откровенно устаревшее оборудование, это нужно решить в первую очередь. Плюс конечно у производителей моторов всегда будет какое-то преимущество, но Астон в этом году доказал, что его можно решить. Да и Ред Булл в какой-то степени. Плюс заморозка делает все движки плюс-минус равными. 2014-2020 забыты, как страшный сон. И это великолепно.
Несколько лет назад Ньюи с сотрудниками РБ проектировал для Астон-Мартин такой проект Валькирия. В 15 году они начали его проектировать. Официально проектирование закончили в 17 году.
Так вот, на этом проекте без всяких ограничений были обкатаны с современными подвесками и размерностью машины Ф1 каналы Вентури, в CFD и в трубе, а затем машина прошла и многочисленные тесты на трассе. Феллоус, руководивший тогда отделом аэродинамики в РБ, участвовал и полностью был в курсе содержания работ. Был и еще один нюанс. Были сделаны для гражданской версии специальные низкопрофильные колеса 20 дюймов с центральной гайкой, которые близки по внешнему размеру нынешним 18, чтобы чуть увеличить клиренс. Так что в реальности машина была обкатана и на 18 дюймов.
Спустя некоторое время ФИА в рабочей группе перешла к обсуждению нового регламента, непременно с каналами Вентури и колесами 18 дюймов. Совпадение? Вряд ли.
Что касается Ньюи, то у него есть несколько интересных особенностей, о которых широкая публика не знает. Во-первых, Ньюи не владеет компьютером как конструктор, то есть не умеет пользоваться CAD системами, он работает на бумаге, с кульманом. Соответственно, он не владеет и CFD системами. Поэтому все его эскизы оцифровывались и переводились в формат CAD для работы специально прикрепленными людьми. Соответственно, правки Ньюи вносит на бумажных копиях.
Этот год придется тратить на разработку нового болида, РБ все равно уже не догнать и смысл тратить силы на беспонтовое ведро нет.
Его и только его косяк, как руководителя, что на начало сезона выкатили ту же самую машину, которую он же хотел спрятать в самый дальний угол музея или, наоборот, на самое видное место. Я уж запутался, он всегда так много говорит. В Макларене такая же говорящая голова сидит, а на трассе жалкое подобие когда-то великой команды.
Вообще, немного иллюстративно это всё. Кто больше всех в прошлом году трындел вместо работы, например те же Вольфф и Зак, тот относительно себя самих же в самой жопе.. Это как карма, когда ты пытаешься не что-то создать, а кого-то искусственно замедлить, потому что самим не хватает мозгов или каких-то других полезных ископаемых додуматься до решения своей проблемы..
Или Тотоха реально поверил, что именно сэр тащит эту машину к первому месту, либо он у него на откатах.
Я еще тогда писал, что через пару лет у Мерсов будет провал с такой кадровой политикой.
Что касается Валькирии, то обкатать в рамках проекта отдельные решения было возможно, но в целом корреляция аэродинамических показателей кузовной модели и болида Ф1 крайне низка. У них принципиально разное распределение потоков и требования к величине прижимной силы.
Каналы у Валькирии шириной с Волгу, а задний диффузор размером с озеро Байкал. Днище как таковое почти отсутствует. Ну и ко всему прочему сзади у АМ стоят 21-дюймовые "катки".
Очень уж слабо все это соотносится с текущим техрегламентом.
Что касается демонстраторов технологий. Если вы берете и делаете весь массив исследований на современном уровне, от CFD до трубы и тестов на трассе в течение трех лет, то у вас есть полный набор данных. Перепроектировать изделие в другую размерность при таком наборе данных - элементарно. Гидродинамика вообще основана на теории подобия. Модели ведь тоже не в натуральную величину продувают. Дело не в точном соответствии несуществующему на тот момент регламенту, а в понимании процесса.
Я думаю, получили они вот что в результате работы. Во-первых, они получили критерии устойчивости потока и давления в каналах Вентури. Значит, понимали, что нужно делать, чтобы не было галопирования. А второе, у них на прямых машина не прижимается, это значит, что сделано управляемое течение в каналах Вентури, они на прямых поток запирают, прижимная сила падает. Поэтому и износа шин нет без нагрузки на прямых, галопирования нет, и аэродинамическое сопротивление падает, расход энергии потока на прижимную силу тратится меньше. А как они это делают, дополнительные ли каналы вроде S дукт, использование выхлопа мотора, клапаны в каналах Вентури или не дай бог вообще подвижные аэродинамические элементы - эту задачу можно решить, если она поставлена.
Что касается Ньюи. Этот вопрос может не совсем понятен людям, которые не работают в схожих сферах. Объясню. САПР и решатели задач на мейнфреймах были уже в 80-е, в начале 90-х все это переехало на рабочие станции, к 2000-м все это пошло в приличном качестве и на ПК. То есть навык работы в CAD он обязан был иметь, несмотря на возраст. По поводу того, что специалисту по аэродинамике не нужно владеть CFD, это сразу же ставит вопрос о фундаментальности образования. Там же главный вопрос в чем, для расчета вы должны задать граничные условия, тогда можно надеяться получить корректный результат. Что это означает для Ньюи. Он работает эмпирически, за счет огромного количества часов в трубе? Так это же ограничено. Или он использует время двух команд, а в дочку сплавляют ненужные варианты. Или они что-то делают на стороне, не случайно Ньюи формально выводился порой за штат. В общем, есть вопросы.
Выводы.
1. Ред Булл начал подготовку к новому регламенту за 3-4 года до его принятия, весь цикл исследовательских работ они прошли. Ситуация с турбомоторами повторяется. Привет ФИА.
2. Методы работы Ньюи означают, что РБ должен как минимум использовать время трубы от Альфа-Таури, если не хуже.
3. У РБ сейчас регулируемые каналы Вентури. И никак иначе. Простое повторение внешней части решения РБ не работает. На некоторые мысли наталкивает дыра сверху в понтоне у АМ, которой у РБ нет. А соответствует это решение по управлению каналами Вентури регламенту или это чит, ФИА пока молчит. Подождем утечки данных. Почему я в этом уверен? Мы имеем дело с командой, которая выигрывала все и вся 4 года за счет управления потоками в диффузоре.
Вот с чем мы имеем дело. Это не гениальность команды, это договорняк с ФИА.