Гордая карибская королева: легенда легкой атлетики, которую свергли свои же товарищи по команде
Существует такое мнение, что раньше трава была зеленее, фильмы лучше и душевнее, песни не напоминали невнятное кошачье бормотание, а легкоатлеты прыгали дальше, бегали лучше и в принципе были не чета современным чемпионам. Людям старшего и среднего возраста в принципе свойственно предаваться ностальгии и идеализировать времена своей безмятежной юности, чем мы с вами сейчас и займёмся.
Не помню точно, когда по телевизору стали регулярно показывать лёгкую атлетику. Эфир в конце 80-х был в основном заполнен футболом и баскетболом. Как раз было в разгаре противостояние между баскетбольными ЦСКА и Жальгирисом, и я лихо забрасывал плюшевых медведей в ящик для игрушек, представляя себя Сабонисом.
Помню восторженные комментарии в программе «Время» о том, как канадец Бэн Джонсон установил мировой рекорд на стометровке у мужчин, показав какое-то немыслимое время, за пределами человеческих способностей и чем это в итоге закончилось. Победы советских эстафетных сборных и особенной моей землячки, луганчанки Ольги Брызгиной.

Первый большой турнир, который действительно подробно освещался и транслировался, был чемпионат мира в Токио 1991 года. Карл Льюис бьёт мировой рекорд, Сергей Бубка подбирается к шестиметровой высоте, а в женском спринте царит немецкая фотомодель Катрин Краббе, о которой мы тоже обязательно поговорим.
Но моим вниманием завладела другая, более экзотическая красавица, выступающая под флагом таинственной и загадочной Ямайки.Это сейчас спортсмены из Ямайки заполонили беговые дорожки, а 30-40 лет назад появление карибских спортсменов в списке призёров больших форумов было сродни сенсации. У них были неплохие спринтеры среди мужчин, а вот за всех ямайских женщин на протяжении многих лет отдувалась только она, гордая и неприступная Мерлин Отти.

Королевская осанка, некая отстранённость от остальных спортсменок и журналистов, печальный взгляд больших глаз и точёная фигура, всё это добавляло загадочности одной из самых титулованных женщин в истории лёгкой атлетики. Девять олимпийских наград, больше 20-ти медалей чемпионатов мира, участие в СЕМИ Олимпийских играх и всё это без серьёзных спадов и травм. Удивительная женщина.

Большой и успешный спортивный путь Мерлин начался ещё в далеком 1979 году, когда она взяла свою первую значимую награду- бронзу на панамериканских играх, а закончился в 2012 на чемпионате мира в Хельсинки, в составе уже совершенно другой команды и страны.
33 года выступлений на самом высокой уровне, борьбы с новыми, более молодыми и талантливыми соперницами, с собственным возрастом и самое главное с журналистами, которые реально доставали бесконечными вопросами на одну и ту же тему: как вам удаётся сохранять такую форму в ваши-то почтенные годы и когда вы собираете заканчивать карьеру.

Когда я впервые увидел Отти на беговой дорожке, ей был уже 31 год и она считалась заслуженным ветераном, который прошёл пик своей формы и постепенно близится к закату карьеры. Шутка ли сказать, она выступала на одном стадионе с Эвелин Эшфорд, Флоренс Гриффит-Джойнер, Гвен Торренс, Мэрион Джонс и Шелли-Энн Фрейзер-Прайс, великими представительницами сразу нескольких поколений, которые и оставили её без единственного и главного титула в её жизни- звания Олимпийской чемпионки.
За Мерлин прочно закрепилось звание вечно второй, слишком быстры были её главные соперницы и слишком слаба эстафетная сборная Ямайки, чьё время придёт позже. На протяжении двух десятков лет она тащила на себе непосильный груз в лице ямайской эстафеты, что не могло не сказаться на характере гордой ямайской королевы.

Её очень частно обвиняли в высокомерии свои же подруги по команде. Она не спешила возвращаться на стартовые колодки после фальстарта, не хотела толкаться при передаче эстафетной палочки, умышленно притормаживая и самая главная претензия- не давала дорогу молодым, пользуясь своим непререкаемым авторитетом. На сколько Отти обожали простые ямайские болельщики, на столько же ненавидели в собственной команде.

Пик противостояния со своими же подругами пришёлся на 2000 год и отбор на сиднейскую Олимпиаду. Мерлин не только завалила допинг-тест, выкрутившись только каким-то чудом с помощью хороших адвокатов и безупречного послужного списка, но и вытеснила из заявки на стометровку молодую национальную чемпионку Пету-Гайе Доуди.
Добрая половина ямайской делегации прошлась с протестующим маршем по олимпийской деревне с плакатами «Отти уходи» и грозилась бойкотировать эстафеты. Гордая королева ушла, но сначала громко хлопнула дверью, выиграв бронзу на дистанции 100 метров, серебро эстафеты и всё это в 40 лет. Справедливости ради стоит сказать, что эта личная бронза настигла её только спустя несколько лет, когда на допинге попалась Мэрион Джонс и у неё отобрали сиднейское золото.

Но королева не могла уйти просто так, чувствуя ещё в себе силы бегать и побеждать. Примерно в это время она познакомилась со словенским специалистом Срджаном Джорджевичем, который работал с известными футболистами и теннисистами, занимался реабилитацией и восстановлением мышц после тяжёлых травм. Именно Джорджевич помог Отти принять словенское гражданство и выступать на высоком уровне до 52-х лет.
В Словении Мерлин снова вернулась во времена своей молодости, когда ей приходилось тащить слабую команду в гордом одиночестве. В 2003 году она завоевала бронзу для своей новой страны на чемпионате мира в Бирмингеме на дистанции в 60 метров. Снова помогла дисквалификация, на этот раз украинки Жанны Блок. В возрасте 52 лет она выиграла чемпионат Словении, не смогла выполнить квалификационный олимпийских норматив Лондона 2012 и как-то тихо, незаметно, завершила карьеру.

Сейчас Отти ведёт замкнутый образ жизни, не даёт интервью и никак не светится в медиа-пространстве. Она живёт где-то в Швейцарии, на деньги, которые удачно инвестировала в различные бизнес-проекты. Вроде бы выпустила книгу, только не понятно, где её можно найти, а у себя на Родине удостоилась памятника. Королеву свергли её же собственные, неблагодарные подданные и ей пришлось отправиться в изгнание, оставшись в памяти простых ямайских болельщиков только в виде бронзовой статуи.

Спасибо за внимание уважаемые читатели. Ставьте плюсик и по возможности поддержите вашего автора материально, потому как зарплаты на заводе оставляют желать лучшего.








Ну не свергли, а скорее пытались добиться справедливости. Доуди была чемпионкой, а Отти на национальном отборе заняла только четвертое место, то есть даже не близко. По спортивному признаку не было резона ставить ее вместо более молодой соотечественницы на стометровку. Кто теперь знает, как пробежала бы Доуди. Быть может, первое ямайское золото в женской стометровке появилось бы чуть раньше 2008.
Возможно, на тот момент она уже занимала чье-то место, так как на следующих играх женская сборная Ямайки была первой в эстафете с тройкой из ОИ-2000.
Плюс не совсем понятная история с допингом - примерно в те же годы за нандролон дисквалифицировали Кристи и Баумана, а Отти внезапно не просто отмазали, так еще и на Игры отправили.