5 мин.

5 причин, почему Исинбаева может проиграть Олимпиаду

Сама Исинбаева

Лена и сама знает, кто ее главные соперники в секторе – задранная ввысь планка и эмоциональная, порой капризная, дама, взмывающая над ней.

Безусловно, Исинбаева – гений, человек ради которого однажды стоило выдумать эту немного странную дисциплину легкой атлетики – женский прыжок с шестом. Ни одной из прыгуний создатель не отсыпал столько таланта, как ей – другие осваивали сложнейшую технику годами, застревая на одной высоте, а Исинбаева просто взяла шест в руки и тут же начала прыгать. 28 мировых рекордов, два олимпийских золота, с десяток побед на разнообразных чемпионатах мира и Европы – это все о ней, но…

И вот здесь начинаются те самые «но». После краха 2009 года на чемпионате мира в Берлине внутри Исинбаевой что-то сломалось – забыть ту баранку она оказалась не в силах. История с неприступной стартовой высотой потом повторялась неоднократно, а соперницы даже начали привыкать к ее регулярным срывам. Зимний чемпионат мира-2010 в Дохе, прошлогодний мировой форум в Тэгу, предолимпийский этап «Бриллиантовой лиги» в Монако – не уникальные, а лишь самые памятные образцы исинбаевских провалов.

И дело вовсе не в надменной тактике – не стоит упрощать – в том же Тэгу Елена демонстративно осторожничала, сбив высоту до мирских 4,65, но все равно проиграла. Она и сейчас самая сильная в мире – пусть с лукавой приставкой потенциально – но четыре года назад была неуязвима, а теперь хрупка и беззащитна.

Сломанная техника

На пике славы и спортивного совершенства Исинбаева совершила, пожалуй, главную ошибку в жизни. Решение перейти от первого и единственного тренера Евгения Трофимова к Виталию Петрову. Именно с учителем Сергея Бубки связывают падение результатов Исинбаевой, хотя это не совсем так – переезд состоялся в 2005-м, а когда посыпались провалы – вы помните.

Петров действительно принялся переучивать Исинбаеву – очень долго ей ставили мужскую технику прыжка, заставляли включать в амплитуду дополнительное силовое движение левой рукой. От старого прыжка уйти получилось, но к новому окончательно так и не пришли. Оказалось, что секрет уникальных прыжков Исинбаевой заключался в заложенных ей Трофимовым в юности ритме и маховом движении.

Возвращение к первому тренеру, разумеется, обернулось новым изломом техники – Исинбаевой пришлось вспоминать все, что она умела до Петрова. «Поэтому теперь в стрессовой ситуации у нее возникает синдром сороконожки – с какой ноги ходить? Восемь лет одному учили, пять лет другому, – сокрушается Трофимов. – Ее гложет дух противоречия. Причем на тренировке она делает все правильно, а на соревнованиях это проявляется».

Соперницы

Не сказать, что б кто-то из них сильно превосходил Исинбаеву в стабильности. О какой стабильности вообще говорить, если начальная высота Елены будет выше, чем лучший результат сезона половины из вечернего финала. Показательно, что вроде бы самые стабильные из ее соперниц – бразильянка Фабиана Мюрер и россиянка Светлана Феофанова – пролетели в квалификации.

В их отсутствие наиболее грозно выглядит пара Дженнифер Сюр (США) и Силке Шпигельбург (Германия) – вот кто точно способен взлететь хотя бы на 4,80 и даже проделывал это в нынешнем сезоне. Есть, конечно, еще малоизученная австралийка Алана Бойд, старая знакомая из Польши Анна Роговска и совсем юная хозяйка Игр Холли Блисдейл, но эти фамилии стоит назвать разве что для проформы – любая удачная попытка Исинбаевой, скорее всего, поставит их в патовое положение.

Погода

Над Лондоном не первый день льет противный дождь, гуляет непредсказуемый ветер и вообще холодно – словом, не самая летная погода. А любое ухудшение метеоусловий будет играть против Исинбаевой – известно же, что ветер с дождем на пару крадут результаты у мастеровитых и дарят их счастливым выскочкам.

«Причина неудач нескольких фаворитов в квалификации – сильный ветер. Жуткая погода, для прыгуний с шестом особенно – ветер шатает из стороны в сторону», – делилась после пары квалификационных прыжков (4,50 и 4,55) Исинбаева. «Поэтому работа в финале будет идти не на результат, а на выигрыш, – вторил ей мудрый Трофимов. – О мировых рекордах думать не надо».

Покажите мне того, кто сегодня думает о мировом рекорде! Зимнее чудо (5,01) от Исинбаевой вводить в заблуждение никого не должно – во-первых, летний рекорд выше на пять сантиметров, а во-вторых, в последний раз за пять метров на открытом пространстве Елена улетала – страшно вспомнить – три года назад.

Плохие шесты

«Я нахожусь в очень хорошей форме, но сначала я выбрала слишком мягкий шест. Потом взяла другой, но он оказался жестким», – где гарантия, что за год с чемпионата мира в Тэгу Исинбаева научилась правильно подбирать шесты? Говорят, угадать с шестом в легкой атлетике так же непросто, как с мазью в лыжном спорте – шест всегда может оказаться мягче, чем положено или излишне пружинистым

Но не будем вдаваться в технические тонкости инвентаря – дело же совсем не в нем. В огне Исинбаева возьмет свои 4,90 даже и с деревянным шестом – какие проблемы? А вот когда не клеится, внутри все клокочет от напряжения и неуверенности, соперницы поджимают, а напротив первой попытки стоит угрожающий крестик – хочется выбрать тот, который сам перекинет тебя через планку.

К Лондону – по словам Исинбаевой – она подошла в хорошей форме. Теперь главное, чтобы вечером ей попался хороший шест, а уж они-то свое дело знают!