3 мин.

«А что у тебя на шее? Цепь? Вот этого золота тебе будет достаточно» Денис Панкратов – о психологических уловках пловцов

Сегодня Евгений Рылов выиграл золотую медаль Токио-2020. Это первая высшая награда сборной России в плавании с 1996 года: тогда золото взяли Александр Попов и Денис Панкратов. Сегодняшний триумфатор тогда еще даже не родился!

Давайте вспомним отрывки из огненного интервью Дениса Панкратова - нашего последнего до сегодняшнего дня золотого вловца. О старте карьеры в СССР, мотивации и хитрых уловках на старте.

«Приезжаешь, на чемпионат СССР – тебе 16 лет и ты знаешь, что можешь выиграть. Идешь на старт, а к тебе старшие подходят и говорят: «Слышь, мальчик, ты сегодня пятый». «Да я могу выиграть!». «Если выиграешь – мы тебя ждем в душе». Ты выигрываешь, идешь в душ, тебя там бьют. На следующий день спрашивают: «Все понял? Сегодня – пятый». Ты опять выигрываешь, тебя опять бьют. И так происходит до тех пор, пока старшие не устали и не говорят: «Хрен с тобой. Будешь первым».

А происходит это не потому что они такие сволочи или звери, а потому что они зарплату получают. А зарплата члена сборной в тот момент – 300 рублей. У шахтера – 200, у члена сборной – 300! И тут приезжает молокосос из Волгограда, как я, или Свердловска, как Попов, и пытается забрать эти деньги»

«Как правило, перед стартом мы находимся с соперниками если не в одном помещении, то очень близко друг от друга. Ты прекрасно видишь, как каждый соперник настраивается, нужна ли ему полная концентрация или наоборот нужна полная расслабленность. Таким образом ты всегда можешь повлиять на его душевное состояние. Если ты начинающий спортсмен, подойди с дебильным вопросом. Просто с дебильным вопросом. Например: «Что, плывем?». Уже ржач, да? А человек тем временем вышел из состояния настроя. А если ты статусный – тем более»

«Середина 90-х, Попов непобедим. У него появляется молодой соперник – Марк Фостер из Великобритании. Талантливый, очень быстрый, с фантастическим стартом. Для Фостера Попов если не идол, то где-то рядом. Попов понимает опасность, на протяжении нескольких дней они с Фостером все время в обнимку. Молодой упивается славой чемпиона, наслаждается тем, что тот воспринимает его как соперника. Ну и соответствующим образом настраивает себя на старт.

Они попадают в финал почти по соседним дорожкам. Вместе выходят на старт, хихикают. Перед самым стартом Попов спрашивает Фостера: «А что у тебя на шее?». А там – золотая цепь, все как надо. «Вот этого золота тебе будет достаточно», – говорит Попов и уходит. Фостер – в полнейшем непонимании: что это было? Наезд? Он хочет обратиться с вопросом, а уже дана команда раздеваться – вот-вот старт. Вместо того чтобы сделать обычный блистательный старт, Фостер его проваливает и финиширует шестым. Больше Фостер и Попов никогда не разговаривали»

«Такие психологические приемы – это школа Советского Союза. Победы советского плавания были настолько велики, что мы психологически были неубиваемые. Нас вывести из равновесия было невозможно, а мы с европейцами могли творить все, что угодно. Единственное, на кого наши чары не действовали, – это американцы. У них был не менее жесткий отбор, не менее жесткая конкуренция. У них при этом совершенно другое мышление, а вот с европейцами можно было как с детьми»