13 мин.

Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 22: Вселенная Мо и Трента

Вступление/Пролог

***

В футболе не бывает быстрых решений. Идеям нужно время. Или, что еще лучше, им нужна стабильность, чтобы стать привычками. Или, что еще лучше, чтобы стать стабильно эффективным при самом высоком давлении. Но всегда нужна дата начала; точка, в которой новые идеи обретают ясность. Создание «новых» привычек было основной идеей нашей предсезонной работы, и решения, которые мы приняли с тех пор, действительно окупились. Таковы были МЫ. Парни впитали это, захотели этого и проявили столько самоотверженности, чтобы совершенствоваться.. Я не забыл, что в начале 2021 года из-за нашей формы и травм мы столкнулись с одной из самых больших проблем за последние несколько лет в «Ливерпуле». Но за это время мы стали более целостными, на мой взгляд, и приспособились к новому образу жизни. Нашему образу. Общему новому плану. Росту. Каждую тренировку ребята были очень мотивированы и жадно стремились к победе.

По мере приближения 2022 года было приятно видеть, что мы улучшились больше, чем когда-либо могли себе даже представить. Это было похоже на искусство. Только когда другие видят то, что вы хотите, чтобы они увидели, тогда вы знаете, что это определенно работает... и большинство людей видят это только тогда, когда вы набираете три очка. Нашей целью было сыграть как можно больше матчей в этом сезоне, поэтому я был по-настоящему счастлив входить в 2022 год оставаясь во всех турнирах. Я не очень разбираюсь в футбольной статистике, потому что доверяю своим взглядам или чувствам, но когда статистика может подтвердить то, что ты видишь — это лишь подтверждает правильность твоих чувств. Как искусство!

Эта команда была создана для того, чтобы блистать. Коррективы на правом фланге были разработаны таким образом, чтобы они блистали. К этому этапу сезона Трент создал наибольшее количество моментов в лиге (51), а Мо был третьим (37). Я чувствовал, что эти изменения справа сработали с появлением Трента в качестве дополнительного полузащитника. У нас были первые и вторые по результативности бомбардиры в лиге — Жота и Мо. У нас были первые и вторые по результативности ассистенты в лиге — Трент и Мо. Все больше и больше казалось, что мы находимся во вселенной Мо и Трента. Один только Салах забил больше голов, чем «Брайтон», «Бернли», Вулвз и «Норвич». На этом этапе мы забили больше всех в лиге — 50. По всей Европе мы забили больше всех из-за пределов штрафной. Наше разнообразие — непредсказуемость; мы увеличили количество вооружения. Мы снова стали более целостными, всегда придерживаясь идеи, что каждый несет ответственность за все — одно из первых сообщений, которое Юрген сказал команде в 2015 году, когда только приехал. Нет ничего, что я люблю больше, чем когда рост приносит свои плоды.

Однако для меня эта неделя была странной. Я не могу вспомнить, когда в последний раз пропускал тренировку, и уж точно не во время моего пребывания в «Ливерпуле». Но было бы наивно думать, что желудочная инфекция, поразившая двух моих мальчиков, не заразит мою жену и меня. Как я сказал на пресс-конференции, в жизни ты хочешь многого, очень многого, но когда ты болен, ты хочешь только одного: поправиться. В такие моменты быстро забываешь, что только что сильно измененным составом выбил сильный «Лестер» из Кубка Карабао.

23 декабря, когда я был дома ранним утром, мне позвонил Юрген. Матч против «Лидса» должен был быть отложен из-за роста числа случаев заболевания КОВИД в их команде. Традиционное английское расписание в этом году для нас был отменено. Никакой игры на День подарков для ЛФК. Но даже без матча, к которому нужно было готовиться, парни были на базе в рождественский день, чтобы продолжить тренироваться, как всегда. Юрген начал свою беседу с ними со слов: «Двадцать лет назад, когда я стал менеджером, я пожелал на Рождество, чтобы однажды у меня была команда, которая могла бы обыграть лучшие команды мира. И теперь, вы и есть такая команда, ребята. И это не первое Рождество, когда это так — что делает его еще лучше. Наш сегодняшний подарок для вас, парни — это блестящая, спланированная тренировка. Пеп вчера остался дома специально для того, чтобы создать это новое упражнение на сегодня!»

У нас было еще три тренировочных дня перед нашей следующей игрой, что было здорово для Фабиньо и Вирджила, вернувшихся из карантина по КОВИД с 23-го числа. Они нуждались в этих тренировках, и отмена матча против «Лидса» убедила нас, что у нас с ними есть время. Тренировка, которую мы запланировали на рождественское утро, после позднего окончания матча в канун Рождества, идеально подходила для контекста, в котором мы находились: играть и еще раз играть! Мы играли восемь против восьмерых на восьмиугольном поле с двумя свободными игроками (наши «шестерка» и «девятка» — Фабиньо и Бобби — наши соединители). Как внешние треугольники, так и центральные защитники составляли команду из восьми человек. «Используйте ширину и атакуйте по центру» — так называлось это упражнение. Размер поля вынуждает игроков создавать и реализовывать моменты в центре поля, где они могут использовать ширину, чтобы двигать игроков соперника. Это была наша идея, сформулированная в рамках «нового вызова» для парней.

После двух восьмиминутных игр я закричал: «До победного!», когда красная команда сравняла счет 1:1. Это было именно то, что нужно было команде, что-то было поставлено на карту. Что же? Это гордость, лучший «учитель» для элитных видов спорта. Тут же Милнер, Костас и Таки провели комбинацию и завершили игру ударом с края штрафной. «Так заслужено!» Я кричал, потому что они были командой, которая больше всех играла через центр. Затем мы сыграли две партии по восемь минут в нашу «игру идентичности», где три команды борются за право чаще атаковать — игру «волна», игру, которая делает нас НАМИ. Витор считал очки; чем лучше вы защищаетесь, тем больше очков вы получаете, чем лучше вы атакуете, тем больше очков вы получаете. Все дело в уровне концентрации, которого вы достигаете на тренировке, который определяет ее качество.

Трент крикнул: «Счастливого Рождества!», уходя с поля после победы его команды, в то время как Вирджил проревел: «Приятного дня, парни!» Несколько ребят сразу же пошли в раздевалку. Их тишина — прекрасный шум, их конкурентоспособность — с другой планеты. Миссия выполнена. Ребята тренировались с максимальной концентрацией и интенсивностью, и нам, тренерам, не приходилось многое исправлять. При создании упражнений все было сделано так, чтобы «коррекция» происходила во время игры. Право больше атаковать нужно заработать. Поскольку мы планировали провести предсезонную подготовку в Австрии и Франции, нам нужно было достичь нашей цели — сыграть максимальное количество игр в этом сезоне.

Я не мог дождаться 2022 года, я был так взволнован перспективой того, чего эта группа игроков может достичь еще раз. Но сначала у нас был «Лестер» на выезде в последней игре года. Это навеяло воспоминания. Стадион «Кинг Пауэр» навсегда напомнит нам о возвращении с клубного чемпионата мира в Катаре в 2019 году.

Мы обыграли «Фламенго» в финале, завоевали трофей, вернулись назад, а затем сыграли там с «Лестером» в невероятном матче. С того дня прошло почти два года. Это была уверенная победа на нашем пути к титулу, благодаря трем результативным передачам и голу Трента. Исторический момент и совершенно решающий для того, чтобы стать чемпионами в том сезоне.

За день до игры Юрген включил свой телефон, когда началось командное собрание, и зачитал: «Всего ударов, 17-14. Ударов в створ, 9-8... О какой игре я говорю?» Хендо сразу сказал: «"Ман Сити" против "Лестера"». «Правильно, — ответил Юрген. — И не скажешь, что игра завершилась 6:3, если знать только эту статистику, а не счет». Парни отправились на тренировку в День подарков, когда «Сити» обыгрывал соперника со счетом 4:0 еще до перерыва матча с «Лестером», поэтому мы сочли важным отметить, что игра была более напряженной, чем показывал окончательный счет. Для себя нам нужно было принять решение о том, как подойти к этой игре. Не ошибиться в том, как мы готовились, потому что они играли всего день назад, не ошибиться, потому что мы обыграли их в Кубке лиги сильно изменным составом, не ошибиться, думая, что «Ман Сити» не пришлось много работать, чтобы получить эти три очка. «Лестер» — по-настоящему хорошая атакующая команда, и если бы мы не защищались от них, отрезая внутренние пути к Мэддисону, мы бы столкнулись с неприятными ситуациями на контратаках. Наша идея заключалась в том, что мы должны были сделать игру невероятно напряженной, сделать поле маленьким и буквально висеть на них на всех его участках; нам нужно было бы бросать на них все, что у нас было, чтобы завладеть мячом и остановить контратаки. К этому моменту они уже забили 33 гола, что показывало их атакующую силу. Мы хотели поддерживать высокий ритм, идти на каждый обратный пас вратарю. Мы не знали, как они будут выстраиваться, но что мы знали наверняка, так это то, что мы должны были защищаться от их быстрых нападающих по-умному и смело.

Видео — отличный инструмент, но эти нарезки также могут быть настоящим обманом. Единственная «честная» нарезка футбольного матча — это 95 минут от начала и до конца. Важно то, что все, что ты решишь показать, в конечном итоге тебя и определит. На тебе лежит огромная ответственность; будь мудр и сообразителен, потому что нельзя недооценивать силу воображения. Ты можешь повысить ясность, ты можешь вселить уверенность, но также слишком легко вызвать сомнение. Как можно ожидать от игроков творческого подхода, когда ты постоянно меняешь стратегии? Они сосредоточены на правильном реализации стратегии, так зачем вообще придумывать что-то новое? Непредсказуемость, спонтанные моменты — это то, что мы ищем, и это исходит из наших ясных и последовательных идей. В футболе так легко отнять эту роль. «Стратегия приведет тебя из пункта А в пункт Б, но воображение приведет тебя куда угодно», — должно быть цитатой Эйнштейна, если адаптировать ее к футболу. Не попадайтесь в ловушку, называемую «стратегией».

Когда мы отправились тренироваться на поле «С», Садьо сказал мне, что ему не очень нравится там тренироваться. Я сказал, что причина, по которой мы его использовали, заключалась в том, что оно было точно такого же размера, как поле на стадионе «Кинг Пауэр». У нас есть три тренировочных поля, все они предназначены для полей разного размера в Премьер-лиге. «Ааа!» Теперь он понял — и я надеялся, что теперь ему оно нравится немного больше. Во время той последней тренировки Мо и Садьо раз за разом находили друг друга. Хороший знак, подумал я. «Невезучий Пеп, — услышал я слова Мо, — в следующий раз повезет больше». «Старая команда» выигрывала со счетом 4:0 у «молодой команды» в одной из наших тренировок, и если бы они выиграли со счетом 5:0, то их бы очки удвоились в соревновании «старые против молодых».… Мо прострелил на дальнюю штангу, Садьо головой замкнул. Пять-ноль. Дело сделано. Теперь все знают, что я тренер, который хочет, чтобы молодая команда побеждала, порой для создания нужной атмосферы, а в других случаях для давления, потому что я просто люблю нашу талантливую команду.

Когда мы уходили, Юрген сказал Роббо: «Жизнь наказывает». Нам оставалось провести еще две игры без него после его красной карточки в матче против «Тоттенхэма». Нам его не хватало, но он был оживлен на тренировках и поддерживал команду, как и подобает настоящему лидеру.

После сеанса я позвонил Андреасу, чтобы сообщить ему последние новости. Он тоже был дома с КОВИД, хотя, к счастью, у него не было никаких симптомов, и он все еще полностью управлял своим физкультурным отделом. Страстные люди всегда находят выход. Самая большая разница в работе на топ-уровне или чуть ниже заключается в том, что в нашем здании не найти ни одного человека без этой максимальной страсти. И я не шучу. Даже наша команда охраны у ворот выполняет свою работу так, как будто от этого зависит три очка в выходные.

В тот вечер я наблюдал, как «Ньюкасл» Марка Лейланда играл с большей интенсивностью, чем «Манчестер Юнайтед», сыграв вничью 1:1 — зрелищная игра. Матч было приятно смотреть, я очень горжусь им. Но с одиннадцатью очками после 19 игр перед ним стояла огромная задача. Тем не менее, я думаю, что ничего еще не завершено, и если очки являются побочным продуктом игры, я чувствовал, что у них будет огромный шанс остаться в лиге.

В день матча Юрген обратился к команде в последний раз до того как мы покинули отель и отправились на стадион. «Из всех вещей, в коих я ожидаю, что мы будем хороши сегодня вечером — то, что мы будем контпрессинговать их всем, что у нас есть. Мы будем часто владеть мячом — это значит, что мы будем терять мяч. Это сделает игру энергичной, и мы хотим быть на том же уровне, чтобы, когда нас все же переиграют, мы преследовали их со спины».

«Ожидается большая игра», — написал Роббо в группе WhatsApp команды, когда мы направлялись к автобусу. За час до начала матча Вирджил лежал на массажной кровати, Костас рядом с ним. «Снова ромб», — сказал я им. Смолли, наш массажист, и Крис, наш физиотерапевт, как всегда, всех идеально готовили. «Мэддисон в роли "десятки", Ихеаначо и Варди в качестве двух нападающих, — объяснил я. — Костас, ты будешь освобождаться на короткое время, ориентируйся на атаку, чтобы мы могли воспользоваться преимуществом».

Но «финал №18» закончился поражением — мы проиграли со счетом 0:1 на стадионе «Кинг Пауэр». И мы проиграли, потому что заслужили. Не из-за того, что мы могли бы гораздо чаще бить по воротам, пускай у нас и был 21 удар против 6 у них. Не потому, что мы промахнулись с пенальти и отправили пущенный после отскока мяч в штангу. Не потому, что Каспер Шмейхель совершил несколько невероятных сейвов. Не потому, что Али не пришлось совершить ни одного сейва до их гола на 60-й минуте. Не потому, что за последние десять минут мы могли и должны были забить три гола. Нет, мы проиграли, потому что даже близко не раскрыли свой командный потенциал. Мы так и не нашли ритм, наша позиционная игра совсем не была подвижной, и когда мы теряли мяч, у них была фаза, когда они каждый раз могли контратаковать. Мы недостаточно хорошо атаковали, и из-за этого потеряли все преимущество в том, что были свежее их. Как можно так играть, когда тренируешься совсем иначе?

Мы делали что-то не так, и мы должны были быстро выяснить что. Тактически мы знали, что недостаточно часто переключаемся с фланга на фланг, мы знали, что у нас не было дополнительного и решающего игрока между линиями, и мы знали, что могли бы добиться гораздо большего со всеми мячами, которые мы выиграли высоко в поле. Мы ни разу не пробили из-за пределов штрафной с игры против глубоко обороняющейся команды. Но у меня также было ощущение, что нам не следовало уезжать на матч в день игры. Обычно мы никогда так не делаем, только в экстремальных ситуациях — и когда мы готовили логистику игры, это была экстремальная ситуация, когда нам пришлось играть два матча за три дня. Мы так и не вернулись к нашему обычному распорядку после того, как игра в День подарков с «Лидсом» была отменена.

На следующий день я потратил время на просмотр одной видео-нарезки, которая изменила ситуацию на стадионе «Кинг Пауэр». Это была 95-минутная нарезка. «Никогда не показывай пальцем» — то, чему я научился, когда был молод. Моя мама всегда говорила: «Когда ты показываешь на кого-то одним пальцем, три других пальца указывают на тебя. Если винишь кого-то — вини себя». И в этом случае я так и сделал.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.