Реклама 18+

Тормоза для «Ф-1» стоят в сто раз дороже, чем диски для обычной машины. И их не расплавит даже вулкан!

Оборудование для самолетов производят точно так же.

Автогонки – самый дорогой вид спорта: один лишь сезон в региональной картинге на самой слабой технике в среднем обойдется в $48 000 – а ведь с него карьеры только начинаются. Потому большинство пилотов – выходцы из обеспеченных семей.

Не легче и командам. Они платят не только за участие в заездах: база, персонал, (порой огромные) зарплаты пилотов, невероятно дорогие машины и детали для них – приходится как-то справляться через поиск спонсоров, щедрых инвесторов и технических партнеров. Для наглядности: по подсчетам издания The Race, для одного лишь создания болида с нуля требуется $97 млн.

Звучит безумно, однако у такой высокой цены есть причины. Гран-при – еще и очень требовательный спорт и к скоростям, и к безопасности, потому подготовка настолько грандиозна. Лучший пример – одна из важнейших деталей болидов «Ф-1»: тормоза.

Современный автоспорт состоит из безумных перегрузок и температур. Надежные тормоза – способ с этим справиться

Прежде всего нужно осознать нагрузки на болид во время заезда.

Одна из основ любой трассы – повороты, и именно здесь машина сталкивается с главным испытанием – торможением: за счет него можно проехать круг быстрее, либо – в случае ошибки – медленнее. Команды и пилоты пытаются замедляться как можно позже с минимальными потерями темпа, и для достижения цели каждый коллектив тратит примерно $700 000 из года в год. Просто один комплект тормозов для «Ф-1» стоит $6 900 (против $69 за обычный дорожный экземпляр) и держится в среднем 4 000 км – а затем его уже нужно менять. Как вы понимаете, в год на один болид уходит по 50 комплектов – еще весьма неплохо с учетом четырех колес машины и 23 Гран-при в календаре.

Самое страшное в торможении – условия, с которыми сталкиваются болид и пилот: к примеру, давить на педаль приходится с силой, превышающей массу тела в два раза (то есть примерно 120-160 кг – по ситуации). Перегрузки доходят до 6G: это в три раза больше, чем показатель суперкаров. На той же «Монце» – самом скоростном треке календаря «Ф-1» с невероятно жестким торможением в первом повороте – разница ощутима еще сильнее: кинетическая энергия болида в четыре раза больше, чем у серийного авто!

Из-за подобных нагрузок в «Ф-1» используют именно карбоновые тормоза, выдерживающие температуру в 1 200 °C (между прочим, максимум, который выдает лава из вулкана) и быстро остывающие.

От пилотов требуется большое мастерство, ведь любой излишний перегрев усиляет дополнительный износ. Он выглядит примерно так:

Вот почему в тормозном диске так много отверстий: на современных деталях их количество достигает 15 000 штук. Просто они – один из самых эффективных инструментов охлаждения благодаря повышению площади контакта с воздухом, продуваемым через тормозную систему. И только представьте: еще в 1998 году подобных отверстий было всего 35! Вот насколько увеличились нагрузки в современных гонках.

Откуда безумная цена?

Все дело в материале: производство карбона обходится очень дорого, и углеродное волокно стоит в десятки и сотни раз больше обычной стали (зависит от чистоты, марки и состава, конечно же). Процесс начинается с работы с мягкой тканью, которой вручную придают нужную форму.

После придания карбоновому изделию вида тормозного диска его отправляют в печь на обработку температурой в 1 000 °C – на целый месяц! Некоторые типы дисков держат в печи даже дольше. Можете представить, сколько энергии уходит на изготовление одного комплекта.

И точно так же производят карбоновые тормоза для самолетов. Также гоночные тормоза дороже из-за более продвинутых колодок: в «Ф-1» используют 6 пистонов на каждое колесо, а в обычной машине – только по одному. И да, колодки тоже делают из углеволокна – по такой же технологии!

А ведь тормоза – лишь часть болида «Ф-1». Команды производят еще десятки других даже более дорогих и требовательных деталей – неудивительно, что эпоха небольших частных коллективов ушла в прошлое. 

Дебютный провал Шумахера в «Ф-1» из-за спаленного по неопытности сцепления – миф. Сдала ненадежная деталь, ее украли у другой команды

«Мерседес» полгода гоняет в «Ф-1» со странными буграми на корпусе. Это последствия новации мотора: они повышают мощность

Команда Мазепина готова к революции в «Ф-1» больше всех: первой протестировала детали для следующего сезона

Источник: Driver61

Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Формула жизни
+49
Популярные комментарии
flegmatichen
+24
Может потому, что материал выложил Тимофей Поршнев?
Ответ на комментарий Кен Блок
Отличная статья! Но, блин, зачем писать "пистоны", когда есть русское слово "поршни"?
Кен Блок
+15
Отличная статья! Но, блин, зачем писать "пистоны", когда есть русское слово "поршни"?
Du Du
+13
Отличная статья, спасибо автору. Будет интересно почитать про другие детали гоночного авто.
Написать комментарий 19 комментариев

Новости

Реклама 18+