4 мин.

Канадский облом

Летние каникулы в «Формуле» просили? Получите! Четыре недели в августе между этапами в Будапеште и Валенсии, а если вам этого мало, то не забывайте, что еще два уик-энда подряд без гонок ожидается весной, едва только начнется чемпионат. Ну а то, что по пути к отпуску потерялся один этап, так это ведь не страшно. Канада? Да там все равно асфальт в шпильке разваливается, и сурки проигрывают болидам битву не на жизнь, а на смерть…

А вообще, просто поразительно, как Берни Экклстоун никогда не забывает о том, что «Формула-1» – мировой чемпионат, когда нужно обосновать очередной шаг в восточном направлении и разместить еще одну трассу где-нибудь в пустыне ОАЭ или в неудобном для европейцев часовом поясе. Но когда дело доходит до американского материка, вся географическая широта взглядов Берни куда-то пропадает, вместе с ней начинают исчезать и классические Гран-при. В прошлом году болельщикам пришлось пережить потерю этапа в США – пожалуй, не самого интересного, но весьма важного для команд и спонсоров, вчера «старец с косой» добрался до любимого всеми Гран-при Канады.

С одной стороны, канадский этап «скончался» скоропостижно – никаких ранних симптомов, подсказывающих об угрожающем положении в календаре трассы имени Жиля Вильнева, не было и в помине. И то, как втихаря вчера все провернул Всемирный совет ФИА, не огласив даже самого абсурдного объяснения своему решению, исключает сразу две возможные причины: самоотвод канадского промоутера и шантаж со стороны Экклстоуна. Как оказалось, организаторы Большого приза Канады сами ничего не знали и получили уведомление об увольнении по нестандартным каналам – из прессы, которая, наверное, еще и первая заметила и начала названивать в штаб-квартиру потерпевших. Берни же… Этот хитрец свой шантаж никогда не ведет без должного освещения журналистами всех подробностей. Ну, вы знаете эти приемчики: если гонка в Австралии не станет ночной, если Британский клуб автогонщиков не заплатит обычную ставку за право проведения этапа, если «Сильверстоун» не будет модернизирован, если Франция не найдет менее Богом забытое место для автодрома на своей территории, то у нас не будет Гран-при Австралии, Великобритании, Франции… Но с Канадой все было не так – ей никто не угрожал, не просил больше денег, починить асфальт, истребить сурков, осушить реку Св.Лаврентия или перенести заезды в предрассветную мглу.

Разумеется, с саморазрушающимся покрытием в шпильке «Казино» в этом году в квалификации произошел конфуз. Но гонку спешно заплатанный поворот выдержал, да и не такая уж это большая проблема – вон в Сингапуре нужно перестраивать все подъезды-выезды с пит-лейн. Зато Гран-при безмерно популярен среди зрителей, постоянно собирает полные трибуны, команды обожают атмосферу, которой окутывает их Монреаль в гоночный уик-энд, да и сами состязания почти гарантированно преподнесут что-нибудь эдакое, и для этого вовсе не обязательно, чтобы автодром захлебывался в волнах дождя. «Формула-1» без «Стены чемпионов», без жутких аварий, вроде той, что произошла в прошлом году с Робертом Кубицей, и без тупых аварий а-ля Льюис Хэмилтон? Грустно становится от одной только мысли…

С другой стороны, небольшой намек на то, что Канада может стать слишком неудобной и дорогой экскурсией для Большого цирка, в прошлом имелся: исключение Гран-при США автоматически означало, что Индианаполис и Монреаль больше не смогут делить расходы команд, отправляющихся в Северную Америку. Но тогда информация так и осталась малозамеченным опасением, этап сего года состоялся, в предварительном календаре, опубликованном в июне, никаких условий перед организаторами не ставилось, да и вообще, контракт был заключен до конца 2011 года. Честно говоря, закралась было мысль, что Гран-при просто пропустили по недосмотру, но вот ведь незадача – его даты оказались отданы Турции, переезд которой и обеспечил летние каникулы.

Если все же остановиться на экономических причинах исключения канадской гонки, то можно предсказать развитие событий в будущем по следующему сценарию: либо североамериканский континент так и остается ни с чем, либо календарь получает одновременно Индианаполис и Монреаль (что было возможно для «Старой кирпичницы», поскольку спонсоры были готовы платить Берни разницу, лишь бы выступать на американском рынке). В первом случае под ту же экономически невыгодную базу легко подводится единственный оставшийся в Америке Гран-при Бразилии (к тому же, криминальная обстановка в Сан-Паулу никогда особо не радовала команды), а если австралийцы будут упорствовать в нежелании обзавестись модными сингапурскими фонариками, Зеленый континент тоже пойдет под нож. Во втором случае нынешний календарь резко разбухает до 20 гонок, а это значит, что Берни будет уже сложно в ближайшие годы втиснуть туда Индию, Южную Корею, если хотите – Россию. Уже сейчас Азия вместе с Ближним Востоком застолбила семь(!) этапов из восемнадцати, добавьте как минимум упомянутые два, и нетрадиционный для «Ф-1» регион без фанатской базы, истории, но зато упакованный деньгами, займет почти половину чемпионата. Невероятно, полчемпионата на восточных «Тилькедромах», две скучнейших трассы в Испании, непопулярная Франция и ненавистная Венгрия, но нет приятной во всех отношениях Канады!

Бесспорно, «Формуле-1» нужно разнообразие. Но не столько стран, сколько треков. В ней должны быть антиподы вроде Монако и Монцы, трассы с характером вроде Спа и с историей вроде Сильверстоуна, даже автодромы с искусственным освещением заслуживают небольшое местечко в календаре. Для разнообразия. Но все движется к какой-то стандартизации и унификации: моторы, коробки, аэродинамика, даже трассы. Вскоре, наверное, можно будет с таким же успехом проводить все этапы на «Поль Рикаре», на котором можно крутить-вертеть конфигурацию – и вроде разные повороты, но все как-то до боли похожи. А то, что окрестности не меняются, так пустыни ОАЭ и Бахрейна зрители также вряд ли отличат…