4 мин.

Получить приставку «топ»

Послушать специалистов от королевских автогонок, так на Гран-при Испании нас ожидают волны технических нововведений и серьезные пертурбации в негласной иерархии в пелетоне, а три первых этапа это, собственно, разминка перед настоящим боем по возвращении в Европу. Так действительно говорят каждый год, но прямо в Барселоне ветер перемен если и подует, то лишь легким бризом (или самым настоящим ветром, который нередок для «Каталуньи»), а заметным прорыв, ежели таковой случится, будет хорошо, если к середине чемпионата. Тем временем, три Гран-при – это одна шестая сезона, и именно здесь обычно закладывается очковый фундамент, который догоняй потом до бразильской гонки…

В общем, может анализ положения команд в 59-м чемпионате и преждевременный, но даже официальный сайт «Ф-1» взялся за сей труд. К тому же, то, что последует – больше мысли вслух, нежели настоящее обдуманное исследование. А начать придется с «БМВ-Заубера», что неожиданно, а оттого весьма приятно.

Баварская команда заслужила это первое место не только благодаря лидирующему положению в Кубке конструкторов, но и из-за произведенного впечатления – ее выступления значительно превзошли предсезонные ожидания, и я уже не раз пожалела, что в мартовском прогнозе пошла на поводу сердца и поставила на «Уильямс». А должна бы знать уже по собственному опыту, что такое немецкая эффективность.

В прошлом году после прочтения одного посвященного прогрессу «БМВ-Заубера» обзора, как-то запала в память одна фраза. «Статус топ-конюшни определяется не только скоростью ее болидов», – писал автор, имя которого, к сожалению, запамятовала. Действительно, быстрые болиды – лишь один из многих паззлов, составляющих картину успеха. Там будет и надежность машин, и высокий темп технических разработок, и талант пилотов, их стабильные выступления, внимание всей команды к мелочам, слаженная работа инженеров и механиков, воля к победе, мудрое руководство, желание идти на риск, умение просчитывать этот самый риск…

У подопечных доктора Марио Тайссена эти компоненты, кажется, были всегда, но сейчас, когда команда привлекает к себе все больше внимания, стали особенно заметны, вышли на новый уровень. Возьмем надежность и стабильность выступлений. В данный момент это единственная команда, пилоты которой поднимались на подиум во всех трех гонках, и финишировали бы они трижды полным составом в очках, если бы не лихой Казуки Накадзима, подбивший Роберта Кубицу в Мельбурне. Скорости у «бимеров» тоже не отнимешь – быстрейшие круги кого-то из пилотов в гонках если не лучшие, то как минимум в тройке. Как работают механики, например на пит-стопах, можно проследить по времени, которое тратят гонщики при заезде на обслуживание – время, проведенное ими на пит-лейн минимально на всех трех этапах. И тактика у команды всегда продумана. Хайдфельд и Кубица делят агрессивную и консервативную стратегии, чтобы в случае провала одного, выстрелил второй – минимизация потерь, так сказать. К тому же, если у обоих все получается по плану, как в Бахрейне, пилоты в итоге оказываются на финише рядом.

Гонщики «БМВ-Заубера», кстати, идеально дополняют друг друга не только стратегически, но своими стилями пилотирования, со спокойным, выверенным и надежным – у Ника, и агрессивным – у Роберта. Различия между ними, думаю, это беспроигрышный вариант. Если машина не будет соответствовать предпочтениям одного, она подойдет другому: в прошлом году сливки снимал Хайдфельд, сейчас он жалуется на баланс болида, зато Кубица хватает комплименты за свои успехи. Такой состав пилотов теоретически, особенно если соперники будут сами себе палки в колеса вставлять, вполне может вытянуть конюшню на первое место в Кубке конструкторов по итогам чемпионата, хотя пока ни один не утвердился в роли лидера, на титул в личном зачете они вряд ли будут претендовать…

Уместно снова вспомнить, как методично «БМВ-Заубер» продвигается вперед. Два полных сезона в «Ф-1», и они уже заставляют «Феррари» и «Макларен» думать о себе, как о реальных претендентах на победы. Правда, в итальянской конюшне угрозу со стороны баварцев признают – Стефано Доменикали спешит похвалить Роберта, Кими Райкконен практически предвещает их скорые победы. А вот в семействе «серебряных» разлад – Рон Деннис уверен, что у «БМВ» не хватит ресурсов (там сотрудников примерно в два раза меньше), чтобы идти в ногу с техническим прогрессом, задаваемым самим «Маклареном», Мартин Уитмарш более осторожен и реалистичен в высказываниях – поздравляет и признает силу соперников.

Кстати, почти неограниченные ресурсы, как известно, не являются залогом успеха команды. Классические примеры: «Тойота» с ее безумным бюджетом и чемпионство ограниченной в средствах «Рено». К тому же, вспомним, как бледные тесты «БМВ» зимой породили предположения о непродуманном риске конструкторского бюро, но затем трансформировались во впечатляющие выступления в Гран-при. Самый интересный (если не считать портящих эстетическое наслаждение рогов на носу) и самый рискованный дизайн оказался уверенным шагом вперед. Пожалуй, следующее приращение должно быть менее существенным, но определяющим здесь станет сравнение не с самими собой, но с «Маклареном» и «Феррари».

В общем, «БМВ-Заубер» – приятнейшая во всех отношениях команда, которая даже когда вляпывается в неприятности, как в прошлом году в гибкими днищами (немцы фигурировали наравне с «Феррари» в том австралийском мини-скандале), или с охлажденным топливом (в Бразилии они попались на пару с «Уильямсом»), умудряется выйти из них тихо, так, что даже с трудом вспоминается ее участие в инциденте. Прочие возможные недостатки немецкой конюшни пока не хочется даже искать. Вот проиграют, тогда будем обсуждать причины…