5 мин.

Ну что столпились?

Пока до Гран-при Испании, на котором, как мы помним, «все изменится», остается еще несколько дней, можно кратенько пробежаться по успехам команд второго эшелона на заокеанских Гран-при. Тут прозрачности в расстановке сил еще меньше, чем в топе, и даже сами команды не могут однозначно определиться со своим взаиморасположением. Они просто говорят: «Мы в очень плотной группе позади тройки лидеров». И только две из них смело и, главное, одновременно идентифицируют себя на четвертом месте, то есть во главе этой самой плотной группы.

Обе имеют отношение к «Тойоте», а значит, ведут не только борьбу за позиции в чемпионате, но и не забывают проверять – а как там наши коллеги с аналогичным мотором? В прошлом году заводская «Тойота» была посрамлена в Кубке конструкторов «Уильямс-Тойотой», но в начале этого сезона знак в неравенстве между этими конюшнями, кажется, сменился на противоположный. Нет, конечно, британцы лидируют по очкам, Нико Росберг взобрался на подиум, тогда как «Тойота» не купалась в брызгах шампанского уже два календарных года. Но «Уильямсу» по итогам зимних тестов прочили возвращение в Большую четверку, что вряд ли случится – думаю, как раз «Тойота» и не пустит. А ведь японской конюшне ничего хорошего перед началом сезона не предсказывали, и даже лучшее время Ярно Трулли в самый последний день февральских испытаний всерьез никто не воспринял.

Если вспоминать первые три Гран-при, то подопечные Фрэнка Уильямса были нестабильны и в традиционных, то есть не сумасшедших, как в Альберт-парке, гонках, уступали красно-белым болидам заводской конюшни. А Ярно Трулли на каждом этапе был на виду, ни разу не упустил возможности пройти в третий сегмент квалификации, в Малайзии засветился на первой строчке Q1 и там же финишировал на четвертом месте. Итого, по потенциалу на лидера второго эшелона тянет как раз «Тойота», а не «Уильямс». Она же по достигнутому за межсезонье прогрессу вполне заслуживает титула «БМВ» середняков» за совершенный сравнимый с немцами прорыв, только в своей группе. В целом, так бодро команда не начинала сезон с 2005 года, который завершился как раз четвертым местом в Кубке конструкторов и оказался до сих пор лучшим в ее истории. Годом позже, правда, был подиум в Австралии, но очковая копилка по итогам первых этапов все же была заполнена меньше, чем сейчас.

Что случилось в «Тойоте»? Новый руководитель Тадаси Ямасина, новый, менее закостенелый подход к дизайну болидов, наполовину новый состав пилотов. Тимо Глок пока не раскрыл свой потенциал – впечатлил на квалификации в Австралии, но нахватался штрафов и больше в десятку так ни разу и не прошел. А вот Ярно в отсутствие Ральфа Шумахера и при наличии более послушной и предсказуемой машины прямо расцвел. А бывшего напарника он не забывает нет-нет, да кольнуть: мол, и команда теперь больше к его мнению прислушивается, и машина ему больше подходит, и направление развития выбрано именно такое, как ему всегда хотелось.

Взлет «Тойоты», конечно, относителен. И отсчет нужно вести от еще двух команд, которые сотрудничают и соперничают одновременно – от «Ред Булла» и «Рено», сдавших прошлогодние позиции в пользу японцев. В этой паре все наоборот по сравнению с раскладкой в предыдущей. Заводская конюшня, в прошлом году безоговорочно превосходившая клиентов, невероятно провалилась. В «Рено» сейчас все не так и все не то: мотор недостаточно мощный, аэродинамика болеет с прошлого года, к шинам до сих пор не приспособились, а Фернандо Алонсо, кажется, забыл свои 0,6 секунды в «Макларене», когда уносил оттуда ноги. По-крайней мере, Нельсиньо Пике, хоть и проигрывает почти по всем показателям и сессиям двукратному чемпиону мира, не всегда катастрофически от него отстает, а в гонке в Бахрейне показал лучший круг, который оказался чуть-чуть, но все же быстрее результата именитого лидера команды. Но уже сейчас понятно, что все наши надежды или подозрения на то, что Фернандо Алонсо снова получит неудобного напарника, не оправдались. Впрочем, на такой телеге, как R28, это и не важно… Для Гран-при Испании «Рено» заготовила массовый апгрейд болида, который уже окрестили R28B, но лично у меня после того прошлогоднего шпионского скандала с участием французов до сих пор не рассеялись сомнения в компетентности их конструкторского бюро, которое не смогло по чертежам разобрать принцип действия демпфера «Макларена». Того самого, кстати, который дебютировал на машине во время тестов в Барселоне.

У «Ред Булла» отличные задатки для того, чтобы обыграть заводского конкурента, – преимущество в квалификациях. По сравнению с прошлым годом, правда, Марк Уэббер и Дэвид Култхард пока реже попадают в третий сегмент (сейчас у них только по одному прорыву в Q3 на брата), но поскольку Алонсо даже при всех своих способностях до десятки лучших по итогам субботы не дотягивает, стабильные стартовые позиции «быков» могут стать решающим фактором в междоусобной борьбе этих команд. Конечно, в том случае, если шотландец прекратит испытывать RB4 на прочность в столкновениях, забудет о комментариях соперников и сосредоточится на финише в очках по примеру своего более молодого коллеги. Если же подвеску «Ред Буллов» не вынуждать схлопываться, как карточный домик, внутренняя надежность болидов за межсезонье заметно повысилась. В ущерб скорости, очевидно…

Пожалуй, последней командой, которую нужно отнести ко второму эшелону, даже несмотря на отсутствие у нее очков, будет «Хонда». Объект насмешек прошлого сезона и язвительных замечаний по итогам зимних тестов, где «экологические» болиды занимали последние строчки протоколов, проигрывая даже «Форс-Индии», японская конюшня под руководством Росса Брауна за какой-то месяц совершила невероятный скачок: с этих замыкающих позиций на девятую стартовую в Бахрейне. И если бы Рубенс обращал внимание на светофоры на выезде с пит-лейн, а Дженсон лучше оценивал намерения соперников, избегая коллизий, на счету команды сейчас бы не было «баранки». Но, по крайней мере, все не так безнадежно, как год назад.

Конечно, есть искушение уже сейчас списать этот прорыв на гений Росса Брауна – а мы об этом говорили, когда обсуждали назначение британца на пост руководителя японской конюшни. Поскольку ниже опускаться «Хонде» было просто некуда, прогресс неминуем и сразу пойдет в актив новому боссу. Но суть в том, что сам Браун пребывает буквально в шоке от того, как глобальное изменение аэродинамического пакета, проведенное накануне старта чемпионата, вышвырнуло RA108 из рядов аутсайдеров. Росс много повидал в своей карьере, но сейчас он оценил успехи подопечных как «самый большой шаг вперед, который ему когда-либо доводилось видеть». Ух ты! Новый аэродинамический отдел, сформированный в прошлом году, может гордиться.

Но что же тогда будет в следующем году? Уже сейчас известно, что «Хонда» не собирается вкалывать над моделью этого сезона – значит, особых надежд на Баттона и Баррикелло возлагать и болельщикам не следует. Но в 2009-м Росс готовит прорыв, революцию, надеясь сыграть на новых правилах, которые круто сменят не только внешний вид болидов, но и привычный облик пелетона. Пока «Тойота» борется за право называться лучшей среди тех, кто позади лидеров, «Хонда», жертвуя этот чемпионат в пользу разработок для следующего, возможно, совершает свое самое разумное действо последних лет. После найма Брауна, разумеется.