8 мин.

Кубок Гран-при Венгрии – искусство: его охраняют на подиуме! Другие призы «Ф-1» тоже удивляют

Гран-при Венгрии 2024-го занял достойное место в череде драматичных гонок меганапряжного сезона «Ф-1» и наверняка надолго запомнится болельщикам: еще больше возмущений Ферстаппена по радио и новое столкновение с Хэмилтоном, исторический 200-й подиум Льюиса, разборки «Макларена» по радио с командной тактикой вплоть до настоящей мыльной оперы, их дубль и первая победа Оскара Пиастри на вершине автоспорта.

И даже кадры с награждения активно обсуждают в соцсетях – ведь на них юный австралиец поддразнивает напарника по команде кубком за первое место, которого тот лишился по приказу команды.

Да, картинно ищет, в какую сторону его бы поставить или убрать подальше – на всякий случай.

И речь не о злорадстве над Ландо, уступившим ему место на верхней ступени: просто Оскар помнит прошлогодний печальный опыт Макса Ферстаппена. Тогда Ландо Норрис уничтожил ценнейший рукодельный трофей фирменным ударом бутылкой шампанского об пол.

А поберечь фарфоровые кубки для Гран-при Венгрии и правда стоит. 

Это традиционный венгерский фарфор, и трофей полгода делается и расписывается вручную командой из 30 местных мастеров-мануфактурщиков. Его стоимость – 40 тысяч евро за штуку, однако все давно знают, какие они хрупкие – автодром заказывает их с запасом на всякий случай.

Спустя несколько месяцев Максу вручили новый экземпляр – босс промоутера Гран-при уже это подтверждал, что их всегда заказывают с запасом «для демонстрации нашего образы страны».

А для этапа 2024-го в знак раскаяния Ландо за прошлогодний инцидент пилот заколлабился с компанией-создателем кубков и подготовил расписанный вручную шлем, напоминающий разбитую вазу Макса.

После уик-энда шлем планируют продать на аукционе, а собранные средства направить на лечение детей с нарушениями зрения.

Кубок для Гран-при Венгрии настолько красив, ценен и важен, что его с радостью используют в дизайнах и другие. Например, Эстебан Окон: полностью скопировал роспись со своего победного трофея 2021-го года.

Другие Гран-при тоже пытаются удивить изо всех сил: самые необычные кубки

Вообще в «Ф-1» набирает обороты тренд на необычные трофеи, которыми пытаются выделиться многие этапы. Для Гран-при Великобритании придумали карбоновые инсталляции: цветок из запчастей болида.

А кубок для Гран-при Канады задизайнил ИИ: ему дали задание придумать форму, которая одновременно отражала бы вихри воздуха, растекающиеся вокруг болида и бесконечное облако информации, передаваемой датчиками, установленными на машинах.

Творение Lenovo для Гран-при Китая-2024 в виде хвоста дракона стало рекордсменом, по заложенным в него смыслам. Трофей получил подсветку, как символ высоких скоростей, с которыми болиды мчат по трассе, а еще своей формой и дизайном отсылал к древней к китайской философии 圆满 (идея о стремлении китайского народу к счастью и совершенству), а так же к традиционному оливковому венку.

А в 2023-м в Японии Макс Ферстаппен праздновал победу с кубком, активирующим яркую подсветку от поцелуя.

И это кубки лишь последней пары сезонов!

«Формула-1» поражала кубками и в прошлых сезонах

Но, похоже, тренд на необычные трофеи – лишь возвращение старой тенденции к необычным дизайнам, выходящим за рамки традиционных чаш. Если повспоминать, спонсоры Гран-при и раньше изо всех сил пытались выделиться.

Вспомните Кинг-Конга, которого вручали на подиуме во Франции.

Этот Конг – уменьшенная версия статуи авторства французского скульптора Ричарда Орлински, расположенной здесь же – на «Поль-Рикаре». В свое время Кинг-Конг и еще несколько скульптур Ричарда украсили трассу в честь ее возвращения в календарь «Ф-1».

Ровно 10 лет назад Гран-при Великобритании так же отличилось необычным дизайном трофея. Тогда вместо традиционного кубка Королевского Автомобильного Клуба, дебютировавшего еще в 1970-е, Льюису Хэмилтону вручили награду в форме логотипа спонсора этапа – банка Santander (в наши дни компания спонсирует «Феррари»).

Также и трофей для Гран-при Австралии от одного пивоваренного бренда, который в течение десятков лет был крупным партнером серии. Он выглядел как банка, обрамленная золотыми элементами, придающими облику трофея шик. Так же на нем указывались имена всех победителей этапа и лого компании.

Thierry Boutsen (Williams Renault) 1st position and team-mate Riccardo Patrese on the podium.

Еще один алкогольный трофей в «Ф-1» был посвящен сорту вина из испанской провинции Херес. Вы догадываетесь, где проходил этот этап, да? Награду вручали лучшим гонщикам Гран-при Испании. Она повторяла форму бутылки компании в шляпке и с гитарой.

Ayrton Senna, 1st position, Gerhard Berger, 2nd position, and Alain Prost, 3rd position, on the podium. Senna raises his trophy.

А в 1989-м на Гран-при Мексики Айртон Сенна получил медный трофей в форме плевательницы. Такие в 19-м веке использовали для сплевывания, например, жевательного табака.

А это, пожалуй, один из самых знаменитых трофеев в истории «Формулы-1». Наверняка, каждый из вас хотя бы разок натыкался на знаменитое фото Айртона Сенный с Соником в руках.

Это награда победителя Гран-при Европы 1993-го, ставшая частью большой маркетинговой кампании японской компании «Сега». Но не смотря на то, что золотой амбассадор и самый узнаваемый персонаж «Сеги» стал любимцем публики, нашелся человек, который не оценил оригинальность организаторов и спонсоров этапа. Им был босс «Макларена» Рон Деннис, поэтому, прежде чем занять свое место на аллее славы, Соник пылился на складе команды и только в 2020-м был выставлен на всеобщее обозрение.

А главной особенностью дизайна кубка для Гран-при Бразилии 1989-го стала его травмоопасность. Найджел Мэнселл довольно сильно порезал руку об острые колонны в основании трофея, когда попытался поднять его и вознести к небу в честь своей победы.

В завершение вспомним один из самых своеобразных кубков – трофей для Гран-при Сан-Марино. На основание золотого кубка необычной формы наносили имена всех предыдущих победителей, над ними красовался логотип Автомобильного Клуба Болоньи. А увенчан трофей был фигуркой человека с копьем в руках.

Этот дизайн использовался до того самого трагичного Гран-при 1994-го, унесшего жизни Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны.

Кстати, все эти трофеи – как и венгерский с французским – тоже можно назвать «спонсорскими», ведь взносы за все эти Гран-при оплачивают государства! Они и продвигают национальные фишки.

Можно вспомнить довольно много необычных наград, согласитесь. В автоспорте вообще питают особенную любовь к вычурным празднованиям. Вот еще одна подборка с примерами из гоночных серий со всего света 😉👇 Какой запомнился вам больше всех?

Фото: x.com/Max33Verstappen; instagram.com/landonorris; instagram.com/estebanocon; instagram.com/mercedesamgf1; news.lenovo.com

Фото: Gettyimages.ru/Paul-Henri Cahier, Paul-Henri Cahier, Paul-Henri Cahier, Roger Gould, Mark Thompson