В болиде «Феррари» сбоит радио – Леклера не слышат на мостике! А как вообще оно работает в «Ф-1»? Это обычные рации?
Проблемы преследуют «Феррари» во всем. Например, Шарль Леклер весь Гран-при Венгрии гонял без воды и с барахлящим радио. На середине гонки казалось, будто он то плачет во время разговора с гоночным инженером, то злится и орет.
«Давайте возместим друг другу все через стратегию – то, как все сейчас, не имеет смысла. Что вы имеете в виду «обсудим и решим в конце?!» Я останавливался...» – и инженер его превал.
У «Феррари» вообще давние трудности с радиопереговорами – на международной трансляции они часто самые невнятные, и нужно переключаться на онборды, чтобы разобрать хоть что-то.
И Шарль признался: проблема действительно есть, и она как раз вызывает странную манеру общения:
«Инженер не понимал одно из четырех слов просто из-за проблем с радио в последних трех или четырех гонках. Надо это исправить.
Я говорил достаточно громким голосом, чтобы меня было слышно. Но это просто ради того, чтобы команда поняла, что неправильно меня услышала, и что я хотел действовать агрессивнее раньше, а не в конце гонки. Я просто прояснял в свете проблем с радио», – объяснялся монегаск после финиша.
Только послушайте проверку радио Шарля перед стартом гонки.
«Проверка проходит, но качество плохое. А шлем, они сказали мне… [помехи] … в конце, длинной трубки нет, так что у меня не будет воды».
Что это за система, которая подвела «Феррари», и как работают радио-переговоры в «Формуле-1»?
Чтобы позволить даже инженерам в разных уголков гаража, трассы и даже стран (ведь по радио команды могут болтать даже со своей базой), сквозь шум от машин, людей и инструментов используют несколько видов передатчиков.
Пожалуй, самые известный предмет из радио-набора команд – наушники. Их мы видим в трансляциях чаще всего.
![Toto Wolff throws headphones down in anger at Max Verstappen, while Lewis Hamilton screams 'this guy is f***ing crazy' in tense race | talkSPORT](https://talksport.com/wp-content/uploads/sites/5/2021/12/hamilton-break-test.png?f=webp&q=90)
Они, конечно же, с функцией подавления шума, чтобы оградить пользователей от оглушительных звуков пит-лейна.
![Mercedes maakt lolletje over populaire koptelefoon-meme Wolff:](https://sportsbase.io/images/gpfans/copy_1200x800/bbb25b39d702ab15a370aff977398442ab4351e7.png?f=webp&q=90)
Соединяются с радиоприемником, работающим по типу обычной рации – можно говорить только в одну сторону.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/3/3c/6365cbd354b439088602e1868f388.jpeg?f=webp&q=90)
Есть улучшенная версия: на таких наушниках больше проводов и кнопок, и вы можете говорить сразу с несколькими людьми. Нажимаете одну кнопку – и вы на связи с главным стратегом, другую – уже с пилотом.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/9/eb/4fdc1efde41eaad0ea98a06b3e828.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/0/4f/fd425517749bc826f6dff5e63942d.jpeg?f=webp&q=90)
А еще у таких наушников есть дополнительная защита от шума в виде вот таких цветных беруш.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/f/5c/310d6e89b4f3da3af65d4f09f700e.jpeg?f=webp&q=90)
Высшая ступень в эволюции радио в «Ф-1» – система, расположенная на пит-уолл, где доступны десятки кнопок. Называется «интерком» – «устройство внутренней связи».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/6/41/8c485017a46ff8ce87e918e16e325.jpeg?f=webp&q=90)
Работает не на радиочастотах, а передает информацию по кабелю из оптического волокна. Благодаря этому вы и ваш собеседник можете говорить одновременно, как по телефону.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/b/23/8dcb1ae75472bbfe141ebe8b95d85.jpeg?f=webp&q=90)
И именно эта система позволяет командам напрямую подсоединиться к базе или дирекции гонки.
Еще одна интересная фишка – можно заглушать переговоры на других каналах. Например, когда спортивному директору нужно объявить круг пит-стоп и комплект шин для него, он просто жмет особую кнопку и становится единственным в эфире.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/9/66/153e59909451396d41f64c75bb05b.jpeg?f=webp&q=90)
Еще устройство – гибрид рации и интеркома. Оно называется «болеро» и совмещает в себе компактный размер рации с возможностью свободно говорить, как с интеркомом. При этом качество связи лучше, чем у обоих собратьев.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/1/5d/14df62c6c4722b8d9bd94ea0503bd.jpeg?f=webp&q=90)
Болеро очень эффективно, и количество людей с ним ограничено. Такой есть, например, у главного инженера, чтобы он мог оставаться на связи даже вне пит уолл.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/c/4c/14abf97664c99b4cd76e2f4a9e24c.jpeg?f=webp&q=90)
А вот гонщикам досталась самая простейщая вариация радио. Крохотный микрофон встроен в мягкие внутренности шлема, и они немного заглушают сигнал. Поэтому иногда мы слышим непонятное бормотание и кряхтение вместо реплики пилота.
Возможно, именно здесь и кроется причина бед Леклера.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/0/15/40a0d5edd444cacbe314c3f28024f.jpeg?f=webp&q=90)
В наборе к микрофону силиконовые наушники-вкладыши, которые изготавливаются индивидуально для каждого пилота. В снятую с уха форму заливают расплавленный силикон, чтобы в точности повторить строение слухового прохода пилота.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/f/94/63d6d959c4acb92c66aecf30a87d8.jpeg?f=webp&q=90)
Гонщики часто попадают в эфир, когда облизывают наушники – помогает удобнее вставить их в уши.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/6/03/6b98f65ef40ad8afb1c7ab60a0987.jpeg?f=webp&q=90)
Кстати, дирекция гонки, соперники и даже болельщики «Ф-1» слышат вообще все радиопереговоры внутри команд, кроме одно исключительного момента.
Замечали кабели, которые висит над болидом в боксах? Один из них предназначен для тайных переговоров между инженером и гонщиком. После его подключения все сообщения идут по отдельному конфиденциальному каналу – можно спокойно обсуждать все настройки и особенности машины, не опасаясь, что другая команда подслушает.
![NewsImport: MQ6-10-image-20191104195822-e5-1.jpg](https://images.ctfassets.net/1fvlg6xqnm65/2y4BNhF9x9c9QHiGdGr68W/a34d39bee4a7d06fd50af3aa9e6bd975/MQ6-10-image-20191104195822-e5-1.jpg?f=webp&q=90)
Система радиопереговоров четко организованна. Есть машина и команда, которая работает в гараже. В среднем это порядка шести десятков человек, у каждого свой тип передатчика и свое место в иерархии радио-переговоров.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/2/14/9c0113fa742818705ffd8b52e3729.jpeg?f=webp&q=90)
Например главный механик, инженер или люди с пит-уолл могут напрямую связываться с пилотом, но механик, который регулирует давление в шинах, может вести переговоры только с другими механиками. Иначе гонщиков перегрузит репликами отовсюду.
Это база команды. Здесь пользуются тем же интеркомом, только побольше – и через него можно связаться с пит-уолл или инженерами, которые работают из грузовиков рядом с моторхоумами.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/c/6b/0f781e60343be9109e6dd4708d0b4.jpeg?f=webp&q=90)
Вот они.
![](https://www.schuler-trucks.com/fileadmin/user_data/Bilder/Motorsport/Racebase/SRB_400/SCHULER_RACE_BASE_WILLIAMS_F1_120.jpg?f=webp&q=90)
![](https://www.schuler-trucks.com/fileadmin/user_data/Bilder/Motorsport/Racebase/Schuler-fahrzeugbau-ebhausen-amg-motorsport___133_.jpg?f=webp&q=90)
А вот это все мы – зрители, наблюдающие за происходящим.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/5/fc/c621dcfb7461b82dcf5356b72386d.jpeg?f=webp&q=90)
Удивленные качеством радио в настолько продвинутой серии у самой дорогой и титулованной команде «Формулы-1».
Пит-стоп быстрее 2 секунд – редчайший в новой «Ф-1». Теперь он удается раз в год
Герой-аутсайдер «Ф-1» стирает спину до крови о машину каждую гонку. Это все рост и перегрузки
Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan; кадры трансляций