Квят все-таки едет на главный гоночный марафон. Первую попытку сорвал русский бойкот прошлого сезона
Добро пожаловать на «Ле-Ман».
Самый успешный гонщик «Формулы-1» России Даниил Квят возвращается в международные гонки: в 2023-м он поедет в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC в крайне конкурентном моноклассе LMP2 за итальянскую команду «Према». Его ждут напарник Мирко Бортолотти и очень быстрая напарница Дориан Пин в экипаже №63, 10 равных конкурентов в классе с равными шасси и моторами (600 л.с.), и календарь из 7 мощных гонок – включая легендарные «1000 миль Себринга» и «24 часа Ле-Мана» (главный автомарафон планеты).
«Я очень рад возможности присоединиться к «Према» в WEC, – прокомментировал Квят. – Эта команда очень известна своими предыдущими успехами, а теперь она стремится покорить мир гонок на выносливость. Я очень рад возможности быть частью этой команды, предельно мотивирован, и буду выкладываться на максимуме, чтобы мы могли оказаться на как можно более высоких позициях».
И для Даниила это хорошая новость – поскольку именно длинные гонки на выносливость лучше всего подходят его пилотажному стилю. Квят классно работает с жесткими покрышками и потому хорошо справляется с длинными отрезками дистанции – ближе к концу «стинтов» среднее время его кругов лучше «расчетного». Его темп на дистанции – очень ровный и предсказуемый, и командам проще выстраивать стратегию. В последние годы в «Ф-1» Даниил научился умно обгонять без потери времени – шикарный навык для многочасовых гонок с трафиком из машин более медленных классов. Прототипы LMP2 тоже должны подойти Даниилу: они стабильные и с легкой недостаточной поворачиваемостью – как он любит.
После года почти без боевых заездов – только с парой гонок в полувыставочном Russian Endurance Challenge и этапов NASCAR – дебют в WEC выглядит действительно отличным ходом.
Квят уже планировал «Ле-Ман» в 2022-м – в составе русской команды G-Drive. Но сезон бойкотировали
Вообще мы уже радовались за карьерное решение Даниила примерно год назад – когда он объявил о контракте с русской командой G-Drive Racing на сезон в том же WEC в той же категории LMP2.
Однако помешала реакция Международной автомобильной федерации на конфликт на Украине: Россия потеряла Гран-при «Ф-1», этапы Кубка мира по кузовным гонкам, Интерконтинентальный Кубок по дрифту, этап Кубка мира по кросс-кантри ралли и всех представителей в системе управления ФИА.
Гонщиков формально согласились допустить до любых чемпионатов только без символики на экипировке и машинах, флага и гимна. И – при условии «приверженности принципам мира и политической нейтральности». ФИА выкатила целое соглашение для подписания всем русским пилотам, желающим остаться в чемпионатах мира под нейтральным статусом. В него вошли довольно жесткие требования:
признать солидарность с гражданами Украины;
публично и в соцсетях не демонстрировать национальную символику, цвета или флаги;
запрет касается даже униформы, одежды, аксессуаров или других личных вещей и любых деталей гоночных болидов. Под эмбарго попали слова «русский», «Россия», «Российская автомобильная федерация», а также акронимы RUS, RAF и эмблемы РАФ;
запрет самостоятельно петь гимн в любой форме в рамках соревнований и связанных с ними мероприятиях;
запрет на заявления, комментарии и действия, которые могут быть расценены как нанесение ущерба ФИА или проводимым соревнованиям: например, напрямую или косвенно в любой форме выражать поддержку действиям России в отношении Украины;
признать право ФИА на введение дополнительных мер в случае участия спортсмена в событиях, связанных с происходящим на Украине – в том числе право отказать в участии.
Жесткость формулировок вызвала много споров в гоночной среде, ведь после ряда обновлений законов подписание подобных бумаг уже вполне могло сойти за госизмену и сотрудничество с государством-противником с перспективой тюремного срока. «КАМАЗ» и многие другие гонщики из ралли-рейдов вроде чемпиона «Дакара» Сергея Карякина отказались подписывать (остались лишь единицы), несколько молодых гонщиков вроде Александа Смоляра из «Формулы-3» приняли нейтральный статус, как и Николай Грязин в ралли (сейчас сражается за победы в классе WRC2!).
А G-Drive Racing вместе с ее боссом Романом Русиновым объявила о бойкоте сезона.
Квят же выразился слегка по-другому – с критикой самого факта барьеров для российских гонщиков:
«Я очень надеюсь на мирное решение ситуации в Украине и на то, что мы все сможем жить в мире. Надеюсь и верю, что все стороны в самое короткое время смогут найти решение за столом переговоров, путем уважительного диалога. Меня ужасает видеть конфликт двух братских наций. Я хочу, чтобы моя дочь и все дети наслаждались этим прекрасным Миром.
Также хочу подчеркнуть и обращаюсь ко всем спортивным федерациям и МОК: спорт должен оставаться вне политики, и недопуск российских спортсменов и команд к участию в мировых соревнованиях является несправедливым решением и идет вразрез с тем, чему учит нас спорт в своем принципе – уважению, единству и миру. Кто как не мы, спортсмены, поможем соединить нации в грядущие времена».
Тем не менее, выступать оказалось просто негде, кроме России и США.
Как тогда Квят поедет в чемпионате мира сейчас? Бумаги ФИА не помешают?
«Мне могут дать зеленый свет для выступлений во многих сериях – и в Европе, и в США. Долго ситуация была очень напряженной. Сейчас напряжение немного спало. Но, к сожалению, в тот момент некоторые переговоры вынужденно сорвались. Теперь же я снова готов вести переговоры. К счастью, варианты есть. Я открыт для предложений и не вижу препятствий» – делился Даниил уже в сентябре 2022-го.
Переход в «Према» выглядит логичным: менеджер Квята Николя Тодт – по совместительству агент Шарля Леклера и Мика Шумахера – обладает обширными связями в Италии. Многие его молодые клиенты после 2018-го (ухода Тодта из управления командой «АРТ») гоняются именно за «Према», и Шумахер с Леклером именно через нее обкатывались в «Ф-2». Итальянская организация расширялась в чемпионат мира по гонкам на выносливость, и ей потребовался надежный сильный пилот, согласный на переход в WEC – пазл и сошелся.
Сейчас у Квята во внутренней системе ФИА нейтральный белый флаг, в рейтинге категоризации – «Российская Федерация», то есть допуск он получал по российской лицензии. Следовательно, для выхода на старт ему пришлось согласиться с условиями федерации (по аналогии с Грязиным и другими раллистами, уже стартовавшими в сезоне).
Как тогда расценивать участие в бойкоте предыдущего сезона? Дело в контракте и лицензии команды G-Drive: даже если бы сам Даниил еще в прошлом году все подписал, то на старт WEC все равно бы не вышел – ведь его организация делать то же самое отказывалась, и формальных причин разрывать соглашение не было. По-видимому, пришлось выполнять его минимальные условия, ждать завершения и искать новые опции. Вероятно, бойкот сезона оказался вынужденным.
В G-Drivе Даниил, похоже, уже выступать не будет: когда мы связались с командой для комментария, они ответили, что Квят больше не с ними.
Как Квят тогда гонял в 2022-м без допуска ФИА?
Даниил ездил лишь в двух «ветках»: российском Russian Endurance Challenge за G-Drive и в двух дивизионах американского NASCAR.
В России у Квята ничего дополнительно не просили, да и сами гонки REC пребывали в странном статусе: их вроде подавали как новую флагманскую серию страны, но ни один заезд даже не числился в официальном календаре РАФ на сезон. В регламенте тоже попадались много странностей с просроченной на год омологацией систем пожаротушения, разрешение средств безопасности с истекшим сроком годности вроде ремней и сидений, дозаправок и так далее. Похоже, серия оказалась больше выставочной.
Американский NASCAR же вообще своя вселенная, не связанная с ФИА: у нее своя федерация, свои критерии допуска до гонок и свои лицензии. NASCAR не выдвигал дополнительных условий Даниилу и пустил в оба высших дивизиона – Квят достаточно впечатлил для новичка без опыта в новой европейской команде предаутсайдерского уровня.
С другой стороны, россиянин сходу попал там в топ-10 по хейту в соцсетях!
«NASCAR показывает отличный пример и действует по-спортивному. Думаю, так и нужно. Спорт должен объединять людей, и NASCAR – прекрасный пример для остальных, в том числе в Европе. Надеюсь, они примут его и упростят ситуацию.
Нельзя сказать, что все заблокировано – способы есть. Просто я не должен говорить ничего плохого ни о ком» – комментировал Даниил после первой гонки.
Более того, Даниилу настолько понравилось, что рассказывал, как ищет спонсоров и возможности остаться в США на полный сезон:
«Я счастлив. Я всегда хотел попробовать себя в NASCAR, так что в определенном смысле я исполнил мечту. Конечно, чтобы начать бороться за самые высокие места мне потребуется время, но я терпелив. А в NASCAR карьера может быть очень продолжительной, если ее правильно построить. И мне любопытно, как далеко я смогу зайти».
Пока же карьера повернулась в другом направлении: первая гонка в высшем дивизионе NASCAR стартует уже 5 февраля, 19-го – легендарная «Дайтона 500». Квят же объявлен в WEC и полноценно совмещать вряд ли получится: большая часть календаря чемпионата мира накладывается на расписание NASCAR. Однако класс LMP2 (особенно на «Ле-Мане») котируется в гоночной среде намного выше и в смысле престижа, и уровня гонок.
На данный момент это будет самое статусное представительство России в мировом автоспорте, хоть и без флага.
«Белгородского Шумахера» взяли в «Ф-3». Шаг на пути к «Ф-1»? Насколько он хорош?
Мазепин возвращается в топовые гонки – в Азии. Какая команда его взяла и что за чемпионат?
Фото: gdriveracing.com; twitter.com/PREMA_Team; Gettyimages.ru/Jared C. Tilton, Sean Gardner / Stringer; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency
Было бы интересно почитать, что сейчас из себя представляет гонка 24 часа Ле-Мана, что за тачка у Квята.
АВТОР, ЧИТАЙТЕ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЖАЛУЙСТА. Информационное письмо Комитета Спортивной Техники РАФ от 26.04.2022
В связи со сложившейся экономической и логистической ситуацией КСТ принял
решение до особых указаний внести следующие изменения в ограничения на применение
оборудования и экипировки безопасности для соревнований всех уровней (если иные
требования Регламентов и технических требований не предусматривают больших сроков
эксплуатации):
1) Разрешить применение безопасных топливных баков, имеющих действующую
омологацию ФИА, до десяти лет от даты их изготовления, без необходимости
переосвидетельствования. Дата выпуска должна быть подтверждена наличием
сертификата производителя и сохраненной читаемой маркировкой на самом. баке;
2) Разрешить применение ремней безопасности, омологированных ФИА, на пять лет
после даты окончания их срока эксплуатации, указанного на бирке. При этом ремни
не должны иметь механических, химических или иных повреждений строп лямок, следов
коррозии на металлических элементах; замок ремня должен исправно функционировать;
3) Разрешить применение спортивных сидений, омологированных ФИА, на пять лет
после даты окончания их срока эксплуатации, указанной на бирке. При этом сиденья
не должны иметь механических и/или химических повреждений, в том числе наружного
слоя.
4) Разрешить до 31 декабря 2022 года применение систем пожаротушения,
омологированных ФИА в соответствии со Стандартом 8865–2015 (Технический cписок
ФИА №52), объявленный срок годности которых истек не ранее 01.06.2021.
Необходимые условия:
сохранение читаемой наклейки с датой изготовления;
монтаж всей системы в соответствии с инструкцией производителя;
вес баллона и давление (при наличии манометров) – в норме;
отсутствие внешних повреждений