7 мин.

Философия силы

Гил Рейес – очень интересный человек. Он поднимает вопросы физической подготовки теннисистов на уровень философии. Это интервью с ним было опубликовано в 2008 году в источнике, которого больше не существует. Наверное, многие знают, что в начале 2010 года Tennis Week был закрыт по причине нерентабельности. Я его долго хранила, и вот теперь оно пригодилось.

«Не фонтан юности, а неиссякаемый источник сил помог Андре Агасси в том возрасте, когда большинство его соперников уже ушли, возродить карьеру из пепла.

Когда во время вдохновенного рывка до финала US Open-2005 Андре Агасси спросили о причине успеха, 35-летний спортсмен раскрыл этот источник сил.

«Надо окружить себя хорошими людьми, которые знают, как тебе помочь, и умеют принимать правильные решения. Ну и еще тренироваться и много работать», – сказал Андре.

Почти два десятка лет Гил Рейес – человек, облаченный в черные костюмы, готовые порваться по швам под напором его бицепсов – был ключевым элементом команды Агасси.

Рейес всю карьеру сопровождал Агасси – в ложе на крупнейших стадионах турниров «Большого шлема», рядом в самолете во время бесконечных перелетов, на барбекю на заднем дворе и рождественским утром недалеко от дома, наблюдая за тем, как бывший первый номер мирового рейтинга бегает до потери пульса в и под гору. И удивительно, как многого эти два друга, осмелившиеся мечтать по-крупному, достигли вместе.

Работа над «физикой» укрепила позиции Агасси как завсегдатая «десятки», и он стал единственным, кроме Рода Лэйвера, теннисистом, выигравший пять турниров «Большого шлема» после 29-го дня рождения.

Физическая мощь была ключевым компонентом Ренессанса Агасси. Жесткая программа, направленная на улучшение формы, которую Агасси проходил под руководством Рейеса, помогла ему превратиться из тощего 65-килограммового подростка, которого выделяли только длинные волосы, в почти 80-килограммов чистой мощи. За годы работы с Рейесом – бывшим тренером по физ.подготовке в Университете Невады – Агасси нарастил почти 13 килограммов мышечной массы. Еще подростком Агасси пошел в тренажерный зал и попросил помощи Рейеса, тем самым начав одно из самых длительных и успешных сотрудничеств в теннисе.

Уроженец восточного Лос-Анджелеса Рейес впитал свое отношение к работе от родителей. Его отец был механиком на химической фабрике, а мать – хозяйкой в дружной семье. И Рейес, и Агасси были готовы не выходить из зала, поскольку каждая серия упражнений и каждая пробежка на шаг приближали их к достижению собственных целей и выполнению того пакта, который они заключили в начале своего сотрудничества.

«Я встретил Андре, когда он был подростком, и мы поговорили о мечтах и желаниях, и я сказал: «Эй, если мы хотим добиться всего этого, нам надо сблизиться, сплотиться, и тогда мы далеко пойдем, – вспоминает Рейес, – У меня была присказка, которую мы часто вспоминали: для того, чтобы осуществлять свои мечты, твое тело должно соответствовать полету твоего воображения. Я сказал это Андре, и он ответил: «Я иду ва-банк». Вы же знаете, мы оба из Вегаса, места, где фраза «ва-банк» кое-что значит – ею ты берешь на себя обязательства, после нее уже нет пути назад».

Для Агасси Рейес был больше, чем просто тренером по физ.подготовке, он был его другом, советчиком и наставником. Он был человеком, настолько сильно влияющим на Агасси, что тот назвал своего сына в честь Рейеса. Как человек философского склада ума Рейес утверждает, что его главной наградой за работу с 8-кратным чемпионом турниров «Большого шлема» был не блеск серебряных трофеев, а то влияние, которое Агасси оказывал на людей – именно это было для Рейеса самым важным.

«Я расскажу вам небольшую историю. Мы много раз проходили через поражение на «Ролан Гаррос», и мне было очень больно, когда я сидел на трибуне, а все эти элегантно одетые мужчины и женщины аплодировали новому чемпиону «Ролан Гаррос». Но даже после этих болезненных поражений Агасси никогда не жалел себя: «О, бедненький я». Он всегда говорил: «Надо продолжать работать и вернуться сюда на следующий год». И 6 июня 1999 Агасси проигрывал два сета, но переломил ход игры и первый раз стал победителем «Ролан Гаррос». Я все еще помню, как я посмотрел вокруг и увидел некоторых постоянных зрителей, которые улыбались во время предыдущих матчей, но сейчас неожиданно для меня они плакали, глубоко тронутые тем, чего достиг Андре. Он много падал, но каждый раз возвращался, бился, пока не победил. И я видел это и сказал себе: «Будь я проклят, этот парень заработал себе место в сердцах этих людей. Он их по-настоящему зацепил».

Через два года после ухода Агасси Рейес снова в игре. Он подписал контракт с adidas и стал частью их тренерской команды. Глава отдела маркетинга adidas Джим Лэтэм предложил собрать в команду тренеров, чтобы они поддерживали топ-игроков adidas. Он нанял уважаемого специалиста Свена Греневольда, который раньше тренировал Томми Хааса и Мари Пьерс, чтобы возглавить группу. Программа доказала свою состоятельность, когда Греневольд помог Ане Иванович выйти в финал «Ролан Гаррос». Рейес, в чьем ведении находится физическая подготовка игроков, дебютировал в команда на Pacific Life Open-2008. Tennis Week поймал человека в черном, чтобы задать несколько вопросов.

Tennis Week: Гил, как идет ваша работа в adidas?

Гил Рейес: Вообще наше сотрудничество зародилось при очень интересных обстоятельствах. Джентльмен по имени Джим Лэтэм, который является главой теннисного маркетингового отдела в adidas, придумал проект команды. От него я и заразился этой идеей. Свен Греневольд, который, как вы все знаете, является очень уважаемым тренером, теперь мой коллега по команде. Свен заведует тактикой, стратегией, игровыми тренировками, также он помогает игрокам, тренерам и их семьям. Свен участвует в программе с теннисной стороны, в то время как я – со стороны физической подготовки и силовых тренировок. Эта идея так важна для меня, потому что так же, как и Джим Лэтэм, я считаю, что кто-то должен быть наготове, когда придет новое поколение игроков. В туре есть социологические тенденции, которые нельзя игнорировать или отрицать. Обычно молодой человек под двадцать лет приходит в тур с родителем, чаще всего отцом, который его тренирует и принимает все решения. Игрок стремится обзавестись спарринг-партнером, тренером и это все. Нет разделения ответственности. Есть еще агенты, но их задача стимулировать игрока, давать ему должные советы по развитию карьеры. Как я уже сказал, игнорируется возраст игрока, которому надо тренироваться, играть матчи, физически развиваться, правильно питаться – и все это отдано на откуп одному человеку. Если уж быть до конца откровенным, я не считаю, что это всегда плохо, но я уверен, что для молодого спортсмена, не имеющего многих лет опыта, даже просто рассмотреть все эти факторы, не то, что принимать самостоятельные решения, очень и очень трудно. Поэтому идея собрать в одной команде людей спортзала и людей игры, которые уже много-много лет в туре, и которые могут применить свой опыт в работе с молодыми спортсменами, показалась мне очень интересной, привлекательной и, что самое важное, полезной для перспективных игроков.

TW: То есть, предлагая вам место в команде, adidas оценил 20 лет опыта работы с Андре и теперь рассчитывает на ваши практические советы в области физических тренировок и питания?

ГР: Когда я встретил и выслушал Джима Лэтэма, мне стало совершенно ясно, что adidas заботится о своих спортсменах и прилагает все усилия, чтобы обеспечить им лучшую поддержку. В моем случае, 20 лет работы с Андре позволили мне получить такой опыт в теннисе, который, по мнению Джима, может пригодиться множеству специалистов и спортсменов. Понимаете, Ричард, я постоянно учусь. Что очень важно, я могу легко отбросить гордость. И во время моей работы с Андре, и сейчас я никогда не тушуюсь взять телефон, позвонить экспертам в какой-то области и спросить: «А что ваши исследования говорят об этом? С точки зрения биомеханики и диетологии?». Годами я обращался к специалистам за ответами на свои вопросы, и моя «сеть» росла, росла и росла, и довольно скоро Андре стал превосходным теннисистом. Я действительно верю, что Андре Агасси – идеальная модель теннисиста. Он идеален в том смысле, что на нем можно пронаблюдать, как молодой человек становится выдающейся личностью в поведении, подготовке и жизненной философии. Для того, чтобы понять, насколько протяженной и насыщенной была карьера Андре, можно просто сказать – вы видели матчи Андре Агасси против Джона Макинроя, Джимми Коннорса, Бориса Беккера и Стефана Эдберга, но вы также видели его матчи против Ллейтона Хьюитта, Рафаэля Надаля, Роджера Федерера и Энди Роддика. То, что он играл на таком высоком уровне против игроков разных поколения – я думаю, это помогает полностью оценить его путь.

Продолжение следует…