Теннис Шараповой
Про Шарапову сказано и написано все. Изучены мельчайшие подробности ее игры, известны все детали ее биографии и личной жизни: с кем дружит, куда ходит, какой цвет предпочитает, каким дезодорантом пользуется. Осталось осознать только один факт: мы можем любить ее или не любить, считать своей или не считать, все это уже не имеет никакого значения. Для всего остального мира Мария Шарапова является таким же символом России, как балет или Достоевский.
Самое поразительное, что сама Россия практически не приложила руки к созданию мифа о русской Золушке. Эта красивая история про нас пришла к нам с Запада, где есть освященная временем традиция: воспринимать Россию как загадку и выдумывать сложные объяснения тому, что в ней действительно ставит в тупик.
Все, что нужно для сказки о Золушке, присутствовало в Машиной биографии — Чернобыль, сибирская глубинка, «эльфийская» внешность, фея-крестная в лице Мартины Навратиловой, мальчик-паж в лице Шамиля Анвяровича, дедовщина в академии Боллетьери (уборка комнаты на шестерых разновозрастных девиц; мытье посуды в кафе, где питались юные теннисистки; вынос мусора и пустых бутылок, банок; выполнение личных просьб более старших «подруг»...), бедность и много тяжелого труда. Только Золушка из советского фильма в результате получила «большое сердце», а современная Золушка Маша — сильную волю: «Я знаю, что моим болельщикам так же больно, когда я проигрываю, как и мне самой. Но вот что я вам скажу. Я не просто так уехала от мамы, когда мне было семь лет. Я не просто так занималась по шесть часов в день под флоридским солнцем, когда мне было девять. И я не просто так три года спала на походных койках, ела кашу из пакетиков и постоянно играла, Бог знает где. Все это закаляет характер. У человека нет ничего более ценного, чем умение постоять за себя».
После ее первой победы на «Уимблдоне» слова ее росла как снежный ком. Robert Philip из Telegraph тогда написал: «Мария Шарапова — это маленькая девочка, превратившаяся из Золушки в королеву, минуя стадию принцессы, перенесшаяся из Сибири в «Уимблдон», от половых тряпок к несказанному богатству». Тогда же было замечено, что «никто не играет в «умный» теннис лучше, чем этот подросток», и начались поиски ответа на вопрос: «И как все это объяснить — когда ее соперницы приходят в раздевалку вне себя от злости? Когда любые знаменитости рады водить с ней компанию? Когда за ней повсюду хвостом следуют папарацци? Когда вслед ей с неодобрением смотрят разнообразные «большие знатоки» тенниса? Когда, в конце концов, я полностью теряю нить интервью на целых пять минут?» (Paul Kimmage, The Sunday Times).
В ходе размышлений о Маше пошло все лучшее из мифологического представления о России: загадочная русская душа, великая русская литература и, конечно, балет. Serge Schmemann (The International Herald Tribune), большой любитель «рассуждений о воздействии долгой зимы, водки, смешения Востока с Западом, монголо-татарского ига, отсутствия эпохи Возрождения и тому подобных основополагающих факторов», изобрел собственную теорию, «объясняющую взлет российского тенниса сложными психологическими особенностями в духе Достоевского». В соответствии с ней, «характер человека формируется в младенчестве: согласно этой логике обычай пеленать младенца как мумию между кормлениями породил народ, шарахающийся из крайности в крайность — от полной пассивности к полной анархии. Может быть, появление юных российских звезд отражает реакцию посткоммунистического поколения на советскую этику коллективизма? И, в конце концов, разве суть тенниса не в том, чтобы мгновенно переходить от пассивности к страсти?».
В процессе создания мифа вспомнили и русскую литературу. «Толстой, имевший один из первых в стране кортов, включил сцену с теннисом на траве в «Анну Каренину», — отмечает Bud Collins, автор книги «Total Tennis: The Ultimate Tennis Encyclopedia». — «Уже в советские времена в теннис играли Ленин и наркоминдел Молотов. Играли и жены некоторых руководящих работников. Официально на теннис смотрели как на буржуазный спорт, но элита все равно играла». Он же окрестил Машу «сибирской Сиреной», имея в виду не гудок сигнализации, а мифологическое существо с гипнотизирующим голосом. Кстати, один только знаменитый Машин крик дал неисчерпаемый источник для литературных ассоциаций. Tom Fordyce (BBC SPORT) сравнивает его с «криком раненой чайки» (вот Вам Чехов), Patricia Davis (MVN) — с «воплями кровожадной ведьмы» (а это уже Гоголь). Daily Telegraph описывает звуки Шараповой примерно как «ооохххррр» с окончанием, напоминающим «рикошет пули от камня».
Столь же возвышенны и впечатления от внешности и поведения молодой россиянки на корте. В момент поиска своей игры «она похожа на гадкого утенка, из которого вот-вот вырвется лебедь» (Mark Hodgkinson, Telegraph). Барри Флатмену (Barry Flatman, The Times) пришел на ум «жеребенок, еще не до конца научившийся справляться со своим телом». Nick Townsend (The Independent) увидел в ней «ангела с оборванными крыльями». Эдвард Радзинский на страницах Wall Street Journal называет Шарапову «теннисной Лолитой». А вот Маша в момент яростного противостояния: «Вы когда-нибудь видели, как поет лебедь? Я не имею в виду «лебединую песню» из поговорки. Я говорю о чисто орнитологическом термине, характеризующем конфронтационное поведение лебедя. Он поднимает крылья, становясь похожим на парусник на полном ходу, закидывает голову на длинной шее, напоминая факел, и движется по направлению к сопернику короткими рывками, используя обе ноги. Это впечатляющее зрелище, символ элегантной ярости. Это Шарапова» (Simon Barnes).
Ну, и, конечно, где лебедь, там и балет. Поначалу Машу спрашивали, любит ли она балет, занималась ли она балетом, ходит ли она на балет — и так чуть ли не в каждом интервью. Она честно пыталась припомнить: «Когда я была маленькой, мы жили в таких местах, где редко бывал балет. Но моя мама всегда следила за всеми культурными событиями и водила меня в музей и театр». Прорекламировала свое белое платье на «Уимблдоне» в 2007 году как «навеянное «Лебединым озером», Маша сама дала пищу для размышлений журналистам. «Она кланялась, как балерина, и посылала воздушные поцелуи зрителям. А потом упорхнула, чтобы продолжить тяжелый каждодневный труд» (Nick Townsend).
Удивительно, насколько русским получается образ девушки, которая и говорит-то по-русски, как утверждают многие россияне, с трудом. Но сама Маша и ее команда всегда настаивали на ее «русскости»: «Даже живя в Америке, я остаюсь русской в душе. Мне обидно, когда на Родине меня считают чужой». Машин папа, кстати, уверен: дочери неизменно «везет потому, что родилась на Пасху».
Единственная страна, которая долго не принимала миф про «Masha from Russia» была как раз Россия. У нас тогда были другие кумиры — Мыскина, Дементьева. Нам не нравилась «попсовость» образа, полностью состоящего из штампов. Но Маша на то и Маша, чтобы добиваться того, «что решила». За дело взялись российские журналисты и писатели, гораздо лучше владеющие материалом. Были учтены ошибки «гламурной звезды от тенниса» Анны Курниковой, чей образ не прижился на российской почве, и на свет была извлечена не «бальная», а «трудовая» составляющая сказки о сибирской золушке. Потом появились Пушкин («Мария русская душою») и, наконец, Гончаров.
Потрясающую по красоте теорию изобрел культурный обозреватель радио «Свобода» Борис Парамонов. Исходя из мысли, что «спорт есть преодоление тела», он увидел в Шараповой некую приподнятость над Землей, бесплотность, «ангеличность», а, следовательно, чистую духовность: «Шарапова не революция русская, а какое-то русское возрождение, еще больше — воскрешение». Но для того, чтобы воскреснуть, нужно умереть, и умереть, по мысли автора, должна извечная русская «обломовщина». Вот Маша Шарапова и стала таким фениксом, взлетевшим из русского костра, символическим образом победы свободного духа над обыденностью, так называемым «бытием в себе». Далее он заключает: «Маша являет какой-то доступный, всем понятный, легкий образ русской удачи. Необыкновенно обаятельный, красивый русский образ. Глядя на нее, хочется быть русским. Толстой с Достоевским — это не для всех, а Машу знают и любят все. И не Маша она даже — а Надежда, Вера, Любовь».
Кстати, папа играет немаловажную роль не только в Машиной жизни (это не обсуждается, для Маши он – ее семья), но и в Машином имидже. Несмотря на жалобы специалистов Машиной команды, что он создает проблемы, папа Юра прекрасно работает на образ Маши в общем, мифологическом плане. Он – этакий сказочный Кощей, стерегущий свою «красоту ненаглядную», слегка сумасшедший азиат в камуфляже и темных очках, который «каждую новую победу дочки, даже каждый удачный удар сопровождает дикими выкриками, хриплым взвизгом, всхлипываниями и искренними рыданиями или, наоборот, хохотом, громкими подсказками, нелицеприятными комментариями, прямыми выпадами в адрес соперниц Маши, а в довершение выскакивает на корт и устраивает «индейскую пляску». Нина Рота посвятила целую статью обсуждению вопроса, что означает жест Юрия, «как будто он берет кого-то за горло». Так вот, именно такой человек на трибуне прекрасно дополняет визуальный ряд «вырывания» ангелоподобного существа из замшелой «скифской» почвы через крик и яростную борьбу на корте к окончательной победе «чистого духа». При этом надо отметить, что сама Мария никогда не отрекалась от своего «слегка неадекватного» отца.
Именно такая Шарапова — сделавшая себя тяжелым трудом, преодолевшая судьбу, добившаяся успеха, но оставшаяся милой домашней девочкой, и при этом болеющая за свою страну, сначала трогательно тянущаяся подержаться за флаг, а потом и бьющаяся аки львица за команду — и растопила, наконец, сердца простых российских граждан. Тем более, что и за благотворительность взялась, и язык подучила, и рекламу теперь сама озвучивает. Вот именно в выгодности патриотизма сегодня и заключается дальновидность Шараповой. А кто сказал, что выгодность патриотизма — плохо? Ведь за словами Шараповой об ее преданности Родине, о желании и умении играть под флагом своей страны и побеждать, приумножая славу Родины, как бы пафосно это ни звучало, стоит реальная работа, реальный пот, пролитый на тренировках, реальные синяки и порванные мышцы.
Во всем же остальном мире миф о Шараповой продолжает жить своей уже абсолютно самостоятельной жизнью, причем, главным образом, его (мифа) гламурная часть. Машу уже сравнили с величайшей блондинкой всех времен и народов: «Ну вот и поди пойми, что это такое? Колдовство? Откуда этот последний потрясающий контракт с Sony Ericsson? Откуда эта толпа людей из самых разных компаний, каждый день возникающая у ее дверей? Рекламы с ней в Vanity Fair? Наконец, аукционы, прошедшие в одной из гостиниц Сингапура, где продали полотенца, которыми она вытиралась после душа, халат, который она заворачивалась и простыни, на которых спала? Неужели эта русская девушка стала спортивной Мэрилин Монро?» (Paul Kimmage). Очень известный и не менее скандальный современный поэт Alessandro Porco уже написал стихотворение «Ode to Maria Sharapova». Кстати, при выборе портретов для статьи Russians в Wikipedia, четверка самых знаменитых россиян по результатам опросов нерусскоязычных пользователей выглядела так: Толстой, Достоевский, Гагарин, Шарапова (правда, в окончательном варианте ее заменили Цветаевой).
Никто и никогда не поймет, как человек становится феноменом. Можно говорить про «ломовой» пиар — и это, безусловно, присутствует. С Машей работает целая команда профессионалов, включая стилистов, филологов и логопедов. Журналист «Новой газеты» Игорь Фейн даже написал, что «ее делали, как скрипку Страдивари». А может, это еще одна наша национальная черта, ведь у нас в России и «поэт — больше, чем поэт», и Маша Шарапова — больше, чем просто Мария. Но, безусловно, есть что-то такое в этой девочке, что не объяснить никаким пиаром. Давайте просто «убьем в себе Обломова», перечитаем классику, сходим на балет и порадуемся, что она есть. И что она наша.
C_Urala
Да само собой. Как литературный обзор нормально :) Тут согласен.
Другое дело, кроме этого могло быть что-то реально интересное. Есть разные авторы, пишущие по делу, тот же Питер Бодо, например. Можно было рядом вставить и актуальную инфу.
«Если бы не ее рост, то она бы уже завязала с теннисом. Я о силе удара говорю. Потому как чем тогда она будет обыгрывать миниатюрных, но грамотных теннисисток, типа Корне, Дулко и т.д?"
У вас проблемы с логикой. Какой рост – такой и теннис. Была бы маленькой, иначе бы играла.
«Какой рост – такой и теннис. Была бы маленькой, иначе бы играла."
Да конечно . 1 БШ - Уим МШ была 1.83 .Мне кажеться ее карьере сильно помешало что организм не остановился на этом .
Кто-нибудь здесь теннис вообще смотрит?
Дулко, Корне, Радванска и так далее имеют реальные шансы довести матч до победы.
Вы то сами смотрите . Обыгать МШ это не турнир БШ взять . Сомневаюсь что Дулко, Корне, Радванска хоть когда нибудь сделают это . МШ - 3 турнира БШ +фин . турнир + 1 номер рейтинга . Впрочем уникумы с полным отсутствием логики отметут любые факты противоречащие их тупым теориям .
Прошлый год у Маши был годом восполнения пробелов, которые образовались из-за быстрого скачка в карьерном росте, возможно, и в росте физическом. Правда, некоторые пробелы в технике и физике еще ощущаются, но в методике подготовки и создании модели эффективной игры есть большие подвижки. Все строится на ее индивидуальности, личностных качествах. Так что проблемы у нее сейчас совсем другие.
Авторы! Я понимаю Ваше желание применить на практике знания из филфака/журфака, но проще надо быть с контингентом, проще. Здесь спортивный сайт, как-никак...
Главное в Шараповой - не руки и ноги. Не умение сильно бить. Главное - это абсолютно дикий и нереальный характер. Такой и у мужиков редкость. У Машки мощнейшая психика, позволяющая находить ресурсы для выполнения невероятных суперударов в ситуациях, когда по счету безнадежно проиграл, позволяющая любую ситуацию вытянуть в свою пользу. Игруний с антропологией Шараповой и лучше полно. А вот с уверенностью Шараповой - почти никого нет. Единицы. На ум приходит только Энен и Серена. Все. Остальные, кто так может, уже сошли. Новых пока нет.
=====
«попроще надо быть с контингентом»
Ну, кнтингент, положим, тоже разный. Некоторых его представителей от сомнительных «попроще» с души воротит. И от допустимых преувеличений особого вреда нет, нужно только с юмором к ним относиться. Вот ведь и Вы не удержались - насчёт дикого и нереального характера, например ;-). Да и не в том смысл любой статьи, чтобы всем понравиться, главное, чтобы зацепило. Вот и Вас зацепило, раз Вы сразу на пару кэментс отважились. Ещё раз ;-).
Теоретически, я могу общаться в стиле:
"- Здравствуйте, господин N!. Вы знаете, третьего дня на электронной странице «Sports.ru» читал статью о Марии Шараповой. Автор смело раскрыл ее образ как квинтэссенцию страданий русской женской души, этакого человека без Родины, так и не впитавшего в себя западный стиль жизни, всегда заявляющего о своей русскости, но так и не принятого неблагодарными соотечественниками.
- Да что Вы! Я тоже имел удовольствие ознакомиться. И как, Вам понравилось?
- Отнюдь. Полагаю, автор совершенно напрасно указал на роль Ленина, Льва Толстого и Достоевского в становлении русской женщины в теннисе."
Но ведь это же бред. Согласитесь. Нет, кому-то может это и нравится. Но только если поржать :))
Ведь помимо изложенного, есть нормальные иностранные автора и блоггеры, которых читать интересно. Про Федерера и грунт - отличная статья. Ни капли философии :) Пойду, кстати, похвалю автора :)
Так что всё-таки, за статью - ЗАЧЕТ :))
В то же время ничего нового и полезного не узнал, кроме того что Маше уже 21, а с кем она дружит кроме пары подружек никому не известно
А мне показался обзор (именно обзор, прав C_Urala) забавным. Другую Шарапову с суперхарактером мы и сами знаем, а вот такое «прочтение» русского характера за кордоном нарочно не придумаешь. Почти по Задорному. Я думаю, имхо. частенько они там также и Толстого понимают, и Достоевского, хотя и почитают за мировых классиков. Можно попенять автору на субьективность подбора материалов. Но и это допустимо: захотелось выложить именно такую палитру – и в шутку, и всерьез, и для общего развития. Но я понимаю, как при чтении это может не лечь на настроение, тем более – когда ждешь чего-то другого.
----------------
Step-1
ты че тупой?
----------------
Обратный вопрос: Ты дурак? Или просто так здесь, хамло местное?
Чисто академический интерес.
Конечно нормальная. Малолетнему хамлу - ответ на понятном ему же языке. Только так.
Ибо первым своим вопросом к незнакомому доселе человеку, т.е. ко мне, ты себя ясно охарактеризовал, и надобность в какой-либо дискуссии отпала начисто.
Коммент, на который ты тут указываешь, был чистым стебом, адресован был совершенно не тебе. Заметь, только ты один увидел в нем самовосхваление автора и гордость за владение терминами + оскорбление автора статьи. Только ты один построил в своей башке такую изощренную логическую цепочку. Зато счел необходимым сразу сорвать покровы и выдать абзац мудацких комментариев лично в отношении меня.
А так себя ведут кто? Правильно, малолетние дол..бы.
Поэтому смело мой руки до и после, и как «культово обозначают» в одном опять же известном всем питерцам и не только месте: свои совета давай своим родителям, если они у тебя есть. Авось выпорят, что тоже неплохо.
совсем не сложно... я сказал бы даже как два пальца...
Да здесь у многих такие же комментарии.
----Теперь давайразберем ситуацию в общем.-----
Да тут все просто. Некий малолетний дол..б, проходя мимо, увидел что «в интернете кто-то не прав». Он конечно, сразу же объяснил незнакомому прежде человеку про то что тот тупой, сделав в это той обычной хамской и мудацкой манере, которую подростки в анонимном интернете называют «прямотой в общении». Когда его в ответ ткнули в его же г..но на его же мудацком языке, он сначала удивился, мол как же так. А потом заверещал как поросенок и незамедлительно выплеснул ведро слюней с соплями, что в вобщем-то, и ожидалось. Состав помоев у малолетних долб..в всегд стандарстный, и содержит ряд компонетов:
А) Умиление от прочтения поста где его тупо обосрали
Б) Импотенция
В) Половые извращения
Г) Выяснение «да какой же ты авторитетный и понтовый»
Д) Робкие крики из погреба «Пусть я маленький, но я умнее»
Могу поздравить. Твои помои содержат все вышеперечисленное в разных вариациях.
В очередной раз малолетний му..к ярко проявил себя.
Теперь, собственно, у тебя три стандартных варианта продолжения «беседы». 1. Поток изощренных оскорблений в мой адрес, что будет свидетельствовать о твоем полном бессилии. 2. Вякнешь что-нить несуразное, чтобы гордо удалиться (есть вариант - возвращаться каждый раз с повякиванием, чтобы за тобой осталось «последнее слово»). 3. Еще раз поднатужишься, и шлепнешь очередно ведерко помоев на пол-листа.
Так что я жду с нетерпением. Не разочаруй меня, родной.
У некоторых здесь эмоции явно застилают разум. Я написал, что чисто спортивные успехи Шараповой весьма слабо коррелируются с её популярностью. Она отнюдь не сильнейшая теннисистка в мире - но самая раскрученная. Это и есть маркетинг. Более того, для раскрутки особых спортивных достижений бывает и не нужно - вспомним Курникову.
Чисто для справки: малолетний долбоеб - не возраст, нет. Это состояние мозгов.
А так молодец, не подвел.
Жги, жги еще! Не сдерживай себя!
Да с этим-то кто спорит :) Мысль разумная.
Срач в комментах совсем по другому поводу.
Отпрыгивает от брызжущего слюной малолетнего долбоеба, под ником delete, сливающегося в унитаз.
Не подвел и в этот раз. Вякнул и гордо убежал.
Модераторам: если таки трете посты, потрите все, тогда логично.
присоединяюсь
Она отнюдь одна из сильнейших.
Машу, конечно, с днем рождения!Тоже оч.люблю ее.
Но это, прости господи,....эссе. Ведро патоки. Оно же сочинение сообразительного школьника (надергать из предисловий лит.критиков подходящих по смыслу абзацев и дОбытый набор неких умных слов-синонимов х.знает о чем размазать на сколько требуется страниц).
Ксения! Как это Вы сподобились передать Ваше любимое Все в чужие руки?:)Да еще в день его-Всего 21-летия?
Вообще, Ваши тексты читать оч. люблю. Вчера, кстати, реально наслаждалась, читая написанные по горячим следам размышления о матче Шараповой с Сереной, которая чисто» мимо проходила». Вот это спорт.чтиво, от которого получаешь удовольствие. А от этого - одни воспоминания о вымучивании сочинений по литературе и желание сказать «enough уже про этот Светлый Лик,а?"
Помогите, как старший товарищ, коллеге в следующий раз: «Ты что охренел?" - Как то Вы упоминали, что нередко используете этот оборот..
Кстати, Ксения, как профессионал с PRбагажом, сказали бы что-нибудь о PR-технологиях IMG в создании соц-культ образа по имени Шарапова.