34 мин.

Плеханов: «Клубы России совершили большой медиа-скачок»

В последние несколько лет в российском регби происходит переосмысление работы в медиа: соцсети клубов, лиг, федераций становятся интереснее и разнообразнее, матчи любых российских турниров можно смотреть и по ТВ, и в интернете. Обновляются сайты, принимаются медиа-регламенты, даже снимаются сериалы...

Одно из личных наблюдений — Федерация регби России стала более открыта даже для любительских клубов: если те сделали что-то креативное и запоминающееся в медиа, то без внимания ФРР оно не останется и будет «подсвечено».

Одним из авторов этого медиа-бума стал Михаил Плеханов, который пришёл в российское регби в 2019 году на должность smm-менеджера Федерации регби России. По прошествии почти трёх лет он работает уже на посту руководителя департамента коммуникаций ФРР.

Накануне нового сезона чемпионата России «Железное регби» пообщалось с 24-летним медиа-функционером.

«С медиа-регламентом клубы будут помогать друг другу»

Миша, перед новым сезоном в российском регби произошло очередное нововведение — был создан медиа-регламент. Расскажи, что это и для чего он нужен?

— Нельзя не отметить прогресс, который клубы PARI чемпионата России по регби сделали за последние 2-3 года. Это достаточно понять, если посмотреть на их работу. Но при этом прогресс может быть гораздо более высоким, клубы могут работать гораздо лучше и мы для них можем работать гораздо лучше. И для того, чтобы узаконить с ними наши совместные отношения — то, что мы делаем друг для друга и вместе делаем для развития регби — мы как раз и создали медиа-регламент. Это нужно, чтобы у каждого была установлена своя ответственность.

По сути, это помогает понять руководству и пресс-службам клубов то, чего мы от них ждём, а нам получить это. Клубам будет непросто перейти на него, но я думаю, что к концу сезона аудитория положительно отреагирует и увидит изменения как у клубов, так и у популярности регби в тех городах, в которых они присутствуют.

В общем, мы запускаем, а дальше будем смотреть и, возможно, корректировать свои планы. Скорее всего, мы будем его дополнять, улучшать и вместе продолжать развивать его.

— Насколько я знаю, он вступит в силу первого сентября?

— Да, как таковой регламент вступает в силу первого сентября, но при этом мы с клубами уже сейчас начнём работать по нему. У нас запланирована серия собраний, на них будем обсуждать плюсы и минусы, как клубам работать, как нам с ними работать. Соответственно, начиная с первого сентября мы уже будем пристально следить за ними и тем, чтобы они выполняли условия этого регламента. Может быть, даже будем иногда штрафовать.

— Как в клубах восприняли его создание? Были ли недовольства или, наоборот, предложения?

— Пока что в клубах не очень активно восприняли сам медиа-регламент, потому что сейчас сезон отпусков, из которых люди потихоньку начинают возвращаться. В целом были моменты, которые клубы просили обсудить, и пару пунктов мы точно будем обсуждать — на них указали несколько клубов.

Например, момент с фотографиями в перерыве. По регламенту фото нужно скидывать до 50 минуты — понятное дело, что мы не будем их штрафовать за присланные снимки на 50 минуте и 30 секунде.

— Когда и кому пришла идея о необходимости медиа-регламента? Кто воплощал его в реальность?

— Мы давно думали на ним. Эта история не нынешнего и даже не прошлого года. Как таковая частичка медиа-регламента существовала ещё в пору, когда чемпионат России назывался премьер-лигой. Но при её переходе в чемпионат России часть потерялась. В итоге год прошёл просто на проведение турнира, после этого — уже с середины 2021 года, даже чуть пораньше, уже начали думать о необходимости большого медиа-регламента.

Постепенно всем нашим департаментом коммуникаций мы и пришли к тому, что пора. Все вместе мы и работали над ним. И вот пришли к общему знаменателю.

— Соответственно, он разрабатывался несколько лет?

— Активно он разрабатывался с февраля 2022 года, планово же — с осени 2021-го.

— В новом документе, как ты уже сказал, предусмотрены и штрафы. Они варьируются от 4.000 до 400.000 рублей. Медиа-регламент — это путь к повышению дисциплины и профессионализма?

— В том числе. Да, мы хотим регламентировать все основные моменты, которые ждём от клубов. Есть те, которые обязательно должны быть: например, фотографии гостевой команды. Ранее у нас было так: в перерыве матчей сбрасывались фото только хозяев поля, что вызывало недовольство гостевой команды. Обида между пресс-службами накапливалась и это та история, в которой никогда особо выигрывавших не бывает.

— С введением регламента мы хотим сделать так, чтобы клубы прежде всего помогали друг другу — тогда всё работает единым фронтом для развития регби. Вместе и веселее, и это будет гораздо лучше для развития самого вида спорта.

— Как думаешь, в российском регби готовы к повышению — а самое главное стабильному соблюдению — медиа-требований?

— Я думаю, да. Если бы клубы не были готовы, мы, наверное, ещё чуть-чуть подождали и вводили бы всё это ещё более постепенно. Изначально медиа-регламент содержал 46 страниц – мы оставили 30. Часть требований мы пока убрали. В вопросе соблюдения регламента начинать нужно с малого.

Я уверен, что та его малая часть, запущенная нами в этом году, вполне выполнима абсолютно для всех клубов чемпионата России.

— То есть докручиваться он будет теми дополнениями, которые вы пока убрали?

— В том числе. Ну и ещё исходя из развития самого медиа. Сам знаешь, что оно развивается с огромной скоростью. Будем смотреть и на это. Но первоначальная версия регламента у нас тоже хранится. Поэтому при необходимости будем дополнять.

— Меня зацепил пункт о соцсетях регбистов. Согласно нему, 30% игроков из заявки команды должны иметь открытые профили. Я согласен, что российским регбистам нужно быть более открытыми, в том числе медийно. Но есть пара но. Во-первых, считаешь ли ты возможным влиять на столь личные моменты?

— Тот же канал в Telegram сейчас не настолько сильно отличается в плане ведения от Instagram* (соцсеть принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в РФ экстремистской). Это точно также может быть такой же lifestyle-канал, это могут быть простые посты типа «сегодня мы потренировались», «сегодня сыграли». И я уверен, что в абсолютно каждом клубе найдутся 30% из тех, кто будет вести свои каналы и делать это достаточно интересно.

Причём речь не только про Telegram. В каждом клубе можно назвать человека, который достаточно хорошо с этим справится. Например, у «Стрелы» есть Стёпа Хохлов — он очень хорошо говорит и неплохо Instagram* до этого вёл. Да и в целом довольно активный в общении.

Если брать ЦСКА, то понятно, что там полкоманды таких. У «Славы» теперь есть Гера Годлюк и Данила Чегодаев. В «Динамо» Даня Семёнов, Кирилл Голосницкий. В «Енисее-СТМ» тоже достаточно большое количество людей: от Рамиля Гайсина до Юрия Баранова, есть ещё молодые Тимур Маслов и Хетаг Дзобелов.

В других клубах тоже достаточно таких примеров: Антон Сычёв, Влад Созонов, Денис Барабанцев и иностранцы «Яра». Поэтому в этом плане никаких проблем не будет и это дополнительно поможет клубам,  болельщики любят персоналии.

Следить за игроком условного «Химика» могут не только болельщики этого, но и других клубов. Это поможет бренду «Химик» как таковому. Я вижу в этом положительный момент для клубов и может базовые курсы помощи мы проведём, если они потребуются.

— Во-вторых, насколько это этично — лезть в личное пространство?

— Речь тут идёт о том, что нам полезнее? Нам полезнее популяризация регби как вида спорта или нам полезнее этичная составляющая, которая при этом всём не настолько сильно затрагивается? 30% – это как в той же КХЛ.

Кстати, вот это требование мы, честно признаюсь, полностью позаимствовали с Континентальной хоккейной лиги.

Это нам понравилось, и мы для себя приняли решение, что это как раз один из тех шагов, который сделает регбистов ещё ближе к болельщикам. При этом между регбистами и болельщиками и так небольшая дистанция.

А если мы берём всё тот же Instagram*, то мне кажется (я, правда, не считал статистику), что вот эти 30% в полной мере выполняются уже прямо сейчас. Цифра всё-таки не такая большая. Её осталось просто чуть дополнить и подраскрыть. Проблем возникнуть не должно.

— В-третьих, с вашей стороны хватит людей, которые будут следить за этим?

— За большинством моментов мы следили и без регламента, наблюдая за работой клубов достаточно активно и до этого. В любом случае, мы просили что-то убрать, что-то, наоборот, сделать, разговаривали с клубами. Просто сейчас вся эта работа возведена в регламент. Поэтому слишком большого изменения для нас при работе с клубами не должно быть.

— Медиа-регламент касается чемпионата и Кубка России по регби. Планируется ли его применение в других соревнованиях под эгидой ФРР? Например, в турнирах среди женщин, по другим регбийным дисциплинам...

— Да, безусловно. Причём мы планировали сделать облегчённые регламенты и с этого сезона. Скорее всего, мы примем их уже по ходу сезона. Нужно разработать пока что ещё более облегчённые версии, чем есть сейчас, но при этом регламентировать работу клубов Высшей лиги, мужского и женского чемпионата по «семёрке» тоже необходимо — это те три ключевых турнира, на которые мы смотрим и хотим развивать.

«ФРР не потратила на медиа-чемпионат ни копейки. А клубы стали работать активнее»

— Ты пришел в ФРР в 2019 году. Клубные медиа тогда и сейчас — как бы ты охарактеризовал их?

— Я вижу большой скачок вперёд из того, что было тогда и что есть сейчас. Причём это можно сказать про все клубы чемпионата России, наверное, кроме «Красного Яра». Он как был в 2019 году на каком-то определённом уровне, так и остался. Хотя... Всё-таки и он прибавил тоже, просто не так сильно по сравнению с остальными.

Появление ЦСКА помогло посмотреть другим клубам на то, как надо работать. Появление «Стрелы» сыграло точно также. И мы сейчас даже видим, что и ВВА подтянулась, и «Слава», и «Енисей-СТМ». «Локомотив-Пенза» пришёл уже готовый, с определённым уровнем, и тоже постепенно развивается. Клубы развивались, а с медиа-регламентом они будут развиваться ещё больше.

— За три года, что ты в регби, отношение клубов ко всему медийному изменилось?

— Отношение изменилось. Ещё в те годы это для них, возможно, носило более принудительный характер.

Сейчас у нас появились пресс-службы, которые получают большое удовольствие от работы в регби. К ним могу отнести ЦСКА и «Стрелу», как раз отметив пресс-атташе казанцев Лёшу Анисимова. В принципе, прямо сейчас это относится и к «ВВА-Подмосковью», в котором работает Таня Малербе.

Мне кажется, что люди сейчас стали получать больше удовольствия и больше работать ещё и на развитие клубов. Энтузиазма у людей прибавилось, это очень положительный момент.

— С какими сложностями тебе пришлось и приходится сталкиваться за время своего взаимодействия с клубами?

— Я бы не сказал, что это прямо тяжело, но самое главное в этом вопросе – и это касается не только пресс-служб, а в принципе людей – это то, что надо больше общаться. Через разговоры как раз и нужно доносить свою мысль. Одна из тех проблем, которая была у нас во взаимодействии с клубами – мы не так часто разговаривали. Не было совместного общения. Но я рад, что во всех клубах у нас работают толковые ребята, с которыми, может быть, не сразу, но можно найти общий язык по всем вопросам, включая рабочие.

— Чьи медиа в России тебе видятся наиболее приемлемыми в том, как их нужно вести?

— Прямо сейчас я назову «Стрелу» и ЦСКА. Казанцы – те, кто выкладывает не только регбийный контент, но и достаточное количество развлекательного:  мемчиков и прочего, что вовлекает аудиторию. При всём при этом аудитория у «Стрелы» не такая большая, как хотелось бы — но видно, что работа над этим ведётся.

ЦСКА же работает просто профессионально. Это касается многих вопросов: и текстов, и графики – всё на достаточно высоком уровне, уровне лучших клубов России во всех видах спорта. В принципе, и «Стрелу» можно отнести к одним из лучших.

В этом плане я всегда люблю сравнивать регби с гандболом, потому что плюс-минус это одинаковые виды спорта в том плане, что они пока ещё не волейбол/баскетбол/футбол/хоккей. В гандболе, в целом, я считаю, социальные сети получше, но если сравнивать «Стрелу» и ЦСКА с гандбольными командами, то я бы эти два клуба поставил выше них.

— Мог бы кто-то прямо сейчас конкурировать в плане медиа с зарубежными регбийными клубами?

— Я бы назвал их же. У ЦСКА есть все ресурсы, у «Стрелы», наверное, ресурсов пока не так много, но есть достаточно большая перспектива. В плане перспективы я бы ещё назвал «Енисей-СТМ». Потому что если у «Енисея» появится мощная пресс-служба с несколькими людьми: пресс-атташе, smm, дизайнер и фотограф, то это будет клуб, который даст жары как всему чемпионату России, так и большим европейским клубам.

— Кого бы ты поставил в пример российским клубам? Кто тебя наиболее впечатляет в регбийных медиа мира?

— На самом деле, у меня такое большое насыщение регби на внутрироссийской арене, что я особо сильно не слежу за иностранным регби в плане социальных сетей — это можно сравнить с условными рок-музыкантами, которые в свободное время слушают музыку других жанров.

Активно слежу только за соцсетями World Rugby, Мировой Серии и Rugby Europe. Хотя последних я бы в пример не ставил, несмотря на то, что в пресс-службе трудится мой хороший знакомый Бен Фокс, но он там один на всю федерацию. Работать ему очень тяжело.

Тем не менее, я слежу за кейсами и, в принципе, мне нравится манера ведения у английских клубов. Они достаточно активны в Твиттере, а мне он нравится, как соцсеть — и многое можно перенимать для работы в Telegram. Тот же «Лондон Айриш», когда туда перешёл Владимир Подрезов... Я следил, мне нравится их работа с графикой, по составу...

Симпатичен «Глостер» и его работа по предсезонке. Каждую неделю они выкладывают видео с неё. Нравится видео из раздевалки после каждого победного матча – это всегда добавляет атмосферы. Это вообще то, чего не хватает нашим клубам — они такой контент, который позволяет ещё больше приблизиться, не всегда выдают. Это, скорее, чаще исходит от регбистов.

— У нас, как правило, публикуют не видео, а фото. Победные раздевалки у нас есть, по-моему, у «Славы»...

— Да, есть «Слава» в этом плане, есть «Стрела» с очень хорошей традицией передачи тюбетейки... Да и всё.

— Помимо медиа-регламента чуть ранее появился совсем уж уникальный не только в регби, но и в целом в спорте медиа-чемпионат. Расскажи вкратце, что он из себя представляет и для чего создавался?

— Это можно сравнить с методом кнута и пряника, где за пряник будет выступать медиа-чемпионат, а за кнут — медиа-регламент. Это, конечно, всё абстрактно. Прежде всего, медиа-чемпионат создан для того, чтобы не наказывать и штрафовать, а поощрять клубы за хорошую работу с медиа, прессой и СМИ.

Идею медиа-чемпионата я подсмотрел ещё в 2019 году, когда работал в гандболе. Тогда публиковался рейтинг спортивных федераций, где регби было там, где было, а гандбол находился чуть повыше. И ещё был рейтинг гандбольных клубов по работе с медиа. Кажется, он назывался digital sport-рейтинг. После перехода из гандбола в регби идея подобного рейтинга не уходила и спустя полтора года.

Собственно, после этого вместе с коллегами я поделился ей и вот мы сделали медиа-чемпионат. Это было очень сложно начать, всё очень затягивалось... Долгие согласования с клубами, нахождение партнёра для помощи при подсчётах, потому что всё это считать вручную – дело вообще неблагодарное и занимает кучу времени. Даже сейчас с автоматическими сервисами по аналитике подсчёты занимают примерно полдня чистого времени.

Поэтому я рад, что наконец-то мы его запустили с возобновлением чемпионата и потихоньку это даёт плоды. Скоро мы с сервисом Livedune, который и помогает нам с подсчётами и аналитикой, выпустим совместную статью, где мы проанализируем изменения работы клубов в социальных сетях за эти несколько месяцев с начала старта медиа-чемпионата.

Но ещё до введения медиа-регламента я отнесу эту идею к положительной, потому что ФРР на неё не потратила ни копейки, а клубы при этом стали работать активнее.

— А как отнеслись к нему в клубах?

— Начиная с процесса первых обсуждений и созвонов с клубами, единственные вопросы, которые мы обсуждали, это не отмена и «зачем нам это вообще нужно», а только по корректировке некоторых пунктов. Отношение клубов в том числе можно понять по их работе — не все к этому отнеслись так: «сейчас мы побежим, наймём себе супер пресс-службу и будем завоёвывать награды в медиа-чемпионате». Конечно же, нет. Но в принципе, мы этого особо и не ожидали. У нас были такие ожидания: если это поможет нескольким клубам – уже хорошо. Это получилось. Клубы недовольства не высказывали, так что все отнеслись либо положительно, либо «ну есть и есть».

— В своём Telegram-канале ты писал: «Теперь будет интересно посмотреть, как будет меняться (и будет ли) контент в клубных медиа». С момента запуска прошла пара месяцев. Каковы твои промежуточные наблюдения?

— Во-первых, я счастлив рассказать о том, что в «ВВА-Подмосковье» начали обновлять новости на сайте. И я даже больше тебе скажу, их начали не просто обновлять, а делать это так, чтобы получать за это очки. Согласно критериям.

Второй момент: опять-таки ВВА обновила и заполнила профили всех игроков на сайте: молодёжной команды, основной, женской, тренерского штаба – все были сфотографированы. И что важно – не в стиле фотографий «на паспорт».

А когда Герман Давыдов покинул «ВВА-Подмосковье», в этот же день его уже не оказалось на клубном сайте. Это про «ВВА-Подмосковье».

В казанской «Стреле» после недополучения очков за посещения их сайта приняли достаточно хорошее решение – делать предматчевые онлайн-программки через сайт. Таким образом, клуб стал получать больше посещений сайта.

Московское «Динамо», на данный момент находящееся на невысоком последнем месте (улыбается), при всём при этом активно работает в блоге на Sports.ru – это ещё один критерий медиа-чемпионата. Оно его достаточно активно ведёт и выкладывает свои новости и туда.

Плюс у нас есть ещё Youtube-каналы, которые клубы активно развивают – в общем, процесс пошёл.

— Накануне пресс-служба ФРР анонсировала скорое расширение медиа-чемпионата за счёт новичка ЧР «Химика» и клубов, выступающих в иных турнирах под эгидой ФРР. В их числе и любительские команды. Что скажешь о медиа за пределами чемпионата России?

— Хочу сказать, что ситуация опять-таки гораздо лучше, чем была несколько лет назад. Я вижу несколько команд, которые активно и красиво говорят и пишут о регби. Из команд, которые не участвуют в чемпионате России по регби, я упомяну «Витязь» – женский и мужской, «Ротор», который всегда довольно неплох со своей графикой, «Липецк», ставший участником чемпионата России по регби-7, и ещё в период выступлений в Высшей лиге радовал различными видео, хорошей графикой и прямо сейчас перед туром выпустил хорошее красивое видео с очень хорошим продакшном.

Если так задуматься, то у нас ещё до этого были «Владивостокские тигры» – они, правда, немного волнообразно вели свои аккаунты. Но когда они делали это, то получалось у них довольно неплохо.

Это что касается полупрофессиональных команд. В любительских лигах ситуация тоже достаточно неплохая. Наверное, самый главный пример в этом плане для меня – московский «Спартак», который делает просто феноменальную графику, уровня выше, чем у большинства клубов чемпионата России.

Также волнообразно могу отметить «Фили». Когда у них есть вдохновение, они способны на шедевры. Особенно, когда они играли в Федеральной лиге в 2020 году, очень хороший контент выкладывали, очень активно работали благодаря Ивану Лыско.

В общем и целом, и любительские социальные сети благодаря людям очень хорошо развиваются и в этом я тоже вижу хороший шаг вперёд.

— Способны ли любительские и полупрофессиональные команды навязывать борьбу профессионалам в медиа-чемпионате?

— Я уверен, что да. Единственный критерий, по которому такие клубы могут уступать – это аудитория. Потому что понятно, что аудитория чемпионата России больше, чем у клубов других лиг. Но за счёт различных критериев в плане вовлечённости, оценочном формате, я думаю, что у многих точно будут не последние места. Но это будет зависеть и от того, кто отправит заявку.

— Активная работа пресс-службы ФРР привела к хорошим показателям в рейтинге среди всех спортивных федераций России в соцсетях: во «ВКонтакте» ФРР стала восьмой, в Telegram — 12-й. И всё это — после 35 места в digital-рейтинге 2019 года. Впечатляющий скачок. Выше подняться реально?

— 100% это не наш потолок, и мы перед собой, как неоднократно говорил Игорь Юрьевич Артемьев, ставим цель войти в топ-3 самых популярных командных видов спорта. Понятно, что тягаться с футболом и хоккеем нам пока что тяжело, но в обозримом будущем у нас есть шансы догнать баскетбол и волейбол и начать бороться за топ-3.

Это наша самая главная цель на данный момент. Вполне достижимая. Может не в этом году, не следующем и не через два года, но до 2027-2028 года надо бороться и стараться. Иначе если не ставить цели, то и нечего будет достигать.

Что касается некомандных видов спорта... Вот в этом рейтинге, например, нас обогнали лёгкая атлетика и плавание. Частично это могло произойти из-за того, что в счёт шёл олимпийский год. Что в плавании, что в лёгкой атлетике были отличные олимпийские результаты, золотые медали, за счёт чего достижения спортсменов помогали им раскручиваться.

У нас ситуация, в том числе и с Олимпиадой, не была такой же, как у других видов спорта. По сравнению с тем же гандбольным турниром, который длился на протяжении всего месяца, турнир по регби-7 прошёл за три дня. Что я считаю, кстати, возможным упущением World Rugby, который организовывает его.

«Хочу верить, что главной победы у меня ещё не случилось»

— Давай вернёмся чуть в прошлое. Ты работал в футболе, баскетболе и гандболе. Как возник вариант с регби?

— Достаточно просто: я какое-то время работал в гандболе, в «Спартаке» вместе с Антоном Хализовым, полгода. Позже он ушёл, я остался, проработал там ещё сезон и после него у меня было не всё хорошо в отношениях с руководством. Я думал над тем, чтобы уходить, но у меня не было конкретных предложений, а без них куда идти?

Но перед началом нового сезона с предложением поработать в регби ко мне и пришёл Антон. Я, работая в гандболе, за регби тоже чуть-чуть посматривал, уже понимал, что это достаточно перспективный, развивающийся вид спорта поэтому предложение принял, практически за пару дней. Оставалось только пройти собеседование и начать работать. Что и получилось.

— Регбийный отрезок карьеры на данный момент самый успешный?

— Я думаю, что да. Безусловно. Во-первых, здесь и уровень работы, наверное, повыше, чем в других видах спорта, где я работал, и успехи самого регби как в медиа, так и в целом тоже показывают, что тут хорошо. Я не зря сюда перешёл и принял верное решение.

— Спустя месяц после твоего прихода в федерацию со сборной России произошёл Кубок мира. Как ты считаешь, турнир стал одним из триггеров дальнейшего медиа-скачка регби в стране или он произошёл бы и без КМ?

— Слушай, это был кошмар. Я тогда не понимал правила регби от слова «совсем» — только базовые вещи типа запрета на пас вперёд и способов набора очков. Регби – это такой очень сложный вид спорта. Но вообще Кубок мира для нас, несмотря на результаты, дал огромный положительный бонус. Мне кажется, то, как ФРР отработала турнир, особенно персоналии того же Василия Артемьева, показало стране, что и здесь есть этот вид спорта и что несмотря на поражения во всех четырёх матчах сборная боролась и эти парни реально старались за страну.

И за счёт этого, наверное, мы увидели большой скачок в медиа. Кубок мира очень сильно помог в продвижении вида спорта, в том числе и через персоналию Василия. В любом виде спорта развитие невозможно без персоналий. И долгое время в регби, наверное, не было такой звезды, которая была столь узнаваема для большого количества жителей страны. После появления Артемьева, как звезды, развивать спорт стало легче.

— ФРР представлена практически во всех соцсетях. Какие из них ты видишь наиболее перспективными для продвижения регби?

— Учитывая, что мы сейчас в 2022-м, в котором на территории РФ не разблокировали TikTok, я, к сожалению, отвечу, что это не он. Хотя мы на него в январе и первой половине февраля делали особый упор, который, правда, не показал результата в те месяцы, но дал их в апреле.

Мы ничего не выкладывали, потому что никто ничего не выкладывал, но за счёт участившихся попаданий в рекомендации мы увеличили количество подписчиков в TikTok за апрель в 3,5 раза. Ничего не выкладывая. Повысилась и активность, и просмотров видео стало по два миллиона. Поэтому, когда TikTok снова разблокируется, мы снова с радостью вернёмся в эту социальную сеть и будем её развивать.

Прямо же сейчас перспективен, конечно же, ВКонтакте. Для видов спорта в стране он очень полезен – у него очень хорошая служба по развитию спорта, которая на протяжении сезона нам помогала с продвижением регбийных трансляций, различными спецпроектами типа плейлистов от игроков сборной России. Их служба очень хорошо идёт на контакт и готова помогать видам спорта.

Плюс, конечно же, Telegram. Он не так лёгок в раскрутке на минимальных оборотах, но когда появляется своя аудитория — я предполагаю, что у нас она потихоньку начинает сформировываться окончательно — тогда и Telegram начинает развиваться. Я думаю, что через какое-то время Telegram тоже покажет хороший рост.

— Составь свой рейтинг успешности аккаунтов федерации. Давай так: топ-3 лучших и один наименее успешный?

— Прямо сейчас самым успешным по развитию в 2022 году является аккаунт чемпионата России по регби. С апреля мы поняли, что хотим развивать его бренд намного выше, чем это есть сейчас. Достаточно большие силы мы отдали на то, чтобы у людей вернулась привычка вновь заходить на страницы чемпионата России.

Я считаю, что тот же чемпионат России по регби как бренд очень хорошо развился во всех трёх социальных сетях: «ВКонтакте», Instagram* и Telegram. Ну и по успешности на данный момент я как раз отнесу в тройку вот кого: чемпионат России в ВК, Telegram-канал ФРР и Telegram-канал того же чемпионата России.

Из неуспешных? Про «Одноклассники» слышал? (смеёмся)

Тут я ещё добавлю, что у нас не всё так хорошо с Facebook* (соцсеть принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в РФ экстремистской). Но мы хотим полностью переформировать его на англоязычную аудиторию. Соцсеть достаточно много потеряла на территории РФ, но на англоязычную аудиторию в том числе и под наш сайт на английском можно продолжать держать такую страницу и как раз этим летом мы будем тестировать, как всё  пойдёт. Если не пойдёт, то мы, наверное, временно откажемся от Facebook*.

— Ты работаешь в федерации уже почти три года и за это время из smm-специалиста был повышен до руководителя департамента коммуникаций ФРР. Что изменилось для тебя после смены должности?

— Изменения, которые для меня произошли – я перестал выкладывать посты (улыбается). Первое время, когда я переходил с исполнительной должности на руководящую, думал, что буду скучать по этому, ведь на протяжении многих лет работы в спорте я занимался именно этим.

Но прямо сейчас не сказать, что я по этому скучаю. Во-первых, потому что я всё равно это иногда делаю, страхуя своих ребят. А во-вторых, это развитие, то, что в принципе и хорошо, и должно быть у любого человека – развиваться в том числе и в плане работы. Мне сейчас всё нравится и я стараюсь работать именно в том формате, в котором работаю.

— Назови свою личную главную победу за время работы в ФРР и главную неудачу.

— Хороший вопрос. Во-первых, я хочу верить, что такой ещё не случилось. Личной победой будет как раз попадание в топ-3 самых популярных видов спорта. Но в целом... Вот я пытаюсь понять, у меня вроде было много личных побед, но они все были не высшего класса.

Я не могу сказать прямо сейчас какую-то определённую одну... В голову приходят, что мы Васю Артемьева отправили в «Вечерний Ургант» в 2019 году, то, что мы совместно с World Rugby транслировали матчи сборной России на английском языке, запуск англоязычной версии нашего сайта, и опять-таки — медиа-регламент и медиа-чемпионат. Вот эти события можно охарактеризовать как победы.

Что касается главного поражения... Я до сих пор не был в Красноярске (смеётся). А если серьёзно — у нас на январь 2022 года было не так много иностранной аудитории. Конечно, хочется, чтобы про [российское] регби говорили не только в России, но и в других странах. Мы к этому шли, но мне кажется, шли не так быстро. То, что у нас до сих пор не такой большой процент просмотров из других стран – это, наверное, можно частично засчитать как поражение.

— Все сборные России отстранены от международных соревнований. Это скорее помеха в развитии медиа или, наоборот, освобождает время под другие проекты?

— Это такая ситуация, с которой нужно смириться. Нужно продолжать работать в любых условиях, но я, как человек, который в каждой ситуации стремится найти плюсы,  и сейчас как раз их тоже нахожу. Сейчас мы очень прилично занялись брендом чемпионата России. У нас есть время, чтобы развить его на территории нашей страны. Когда мы разовьём его у нас, наверное, дальше будет легче выходить и за рубеж.

«Профессиональный клуб в Твери? Это вполне осуществимо»

— Ты – из Твери. Недавно в одном из интервью ты рассказывал про неё и её стадионы. Что не так с «Центральным»?

— Стадион «Центральный» меня за всю мою жизнь в Твери никогда особо не волновал. У меня было два основных стадиона: «Юность», на котором я тренировался в футбольной школе, и «Химик», на который я ходил как болельщик, а позже и работал.

«Центральный» всегда был для меня тем стадионом, мимо которого я проходил и такой типа: «О, «Центральный». Для развития спорта в Твери его нужно как-то отпустить и забыть. Да, у него отличное расположение, но еще более успешно расположен и «Химик».

Тверь – это такой город, в котором пока что не так сильно возможна реконструкция двух стадионов одновременно. «Центральный» можно просто привести в порядок, сделать его чисто для занятий физкультурой жителями города, открытым, точкой соприкосновения всех спортивных людей города.

А вот «Химик» должен быть неким стадионом для профессионального спорта. Он тоже расположен в самом центре города. Я был в довольно большом количестве городов, и ни в одном из них, включая Москву, не видел настолько близкого к центру города стадиона.

— «Стадион «Химик» переделали, но переделали очень плохо», — сказал ты в том же интервью. Какие проблемы возникли с ним?

— Если честно, я не назову прям конкретные проблемы. Но факт в том, что там трава и кустарники буквально растут на трибунах. Там положили новый газон, но положили его с нарушениями, тоже самое и с беговыми дорожками. Даже тот стадион «Химик», который был до реконструкции, он хоть и выглядел похуже, но как стадион, был гораздо лучше нынешнего.

Конечно, там можно проводить тренировки, но низкого уровня. Там тренируются ученики медицинской академии, находящейся по соседству. Но для профессионального футбольного клуба, который сейчас есть в Твери, и для клуба из любого другого вида спорта, выступающего на зеленом газоне, он непригоден. Из-за этого тверская «Волга» играет на «Юности», которая тоже не слишком хороша.

— В Твери есть и регбийная команда. Расскажи о тверском регби. Что именно оно сейчас из себя представляет? 

— Тверское регби прямо сейчас держится на энтузиастах. Прежде всего, я могу назвать Стёпу Ефремова, потому что он является тем человеком, который привёл Тверскую область к матчу за третье место на Первенстве России по регби-7.

После того турнира игроки сборной Тверской области выступали за академию ЦСКА и в них были заинтересованы и другие академии клубов. Назову и Артёма Становова, который прямо сейчас тренирует сборную Тверской области до 16 лет. Они в 15-летнем возрасте взяли золото в СЗФО и ЦСЗФО, в том числе обыграв и Петербург, и Калининград – то есть те города, которые в регби всегда на высоком уровне.

И прямо сейчас на турнире до 16 лет они выступили достаточно успешно. Взяли матч с «Тушино» с разницей в +90 очков, с Пермью – в +50 очков. Уступили только Питеру.

Регби в городе держится на энтузиастах и, к сожалению, правительство региона пока что не так сильно хочет помогать. У тверского регби есть явные проблемы в инфраструктуре – не так много мест для тренировок с хорошими условиями. Сейчас условия получше, чем два года назад, когда я приходил на одну из тренировок команды зимой, а команда переодевалась в коридоре школы, играла в регби на нерасчищенном поле: без ворот, без всего. Регбийные ворота в Твери вообще отсутствуют.

Поэтому основной путь развития в Твери – это правительство. Надеюсь, что в будущем при реконструкции стадионов поставят футбольно-регбийные ворота. Федерация регби России писала письмо на Тверскую область, чтобы на стадионе «Текстильщик», который будет реконструироваться, их и поставили. Я очень надеюсь, что это будет сделано.

И если у тверских регбистов будет инфраструктура и все условия, я думаю, что это будет команда по типу того же Калининграда, которая будет «кусать» фаворитов — Москву и Красноярск, и будет бороться за высокие места.

— Ты держишь связь с командой?

— Я очень хорошо общаюсь как раз со Стёпой Ефремовым – тренером юношеских команд. Он большой молодец во всём том, что он делает, каких высот достиг с командой. Сейчас он еще является тренером Академии регби Центр, в которой постоянно присутствуют тверские регбисты. Он планомерно и очень хорошо развивает детей и очень талантлив как тренер.

Что же касается контакта с «Тверью», я иногда пытаюсь им помогать в том числе и в плане коммуникации с тверскими СМИ, пишу различные отчёты для них. Пока, несмотря на хорошие результаты, они не очень сильно заинтересованы в написании материалов про вид спорта регби. Тверь – один из немногих регионов России, в котором есть отдельное спортивное СМИ – Tverisport, и это очень классное СМИ, которое, кстати, недавно отметило пятилетие. При этом там пока что нет раздела «Регби» – будем работать над этим.

Поэтому я стараюсь им помогать в том числе и в этом. Не всегда получается из-за загруженности, но когда время есть, то это даёт результат и тверские СМИ идут на контакт. Делаем хоть и небольшую, но помощь в развитии регби в регионе.

— «Хочется, чтобы в Твери был профессиональный регбийный клуб. Это, наверное, одна из самых личных целей», – ещё одна твоя цитата из того интервью. Насколько реальным тебе видится её достижение?

— Наверное, в ближайшем будущем пока что нет. Но, как я говорил до этого, наличие инфраструктуры, в том числе и школы, которая будет постоянно подпитывать, и наличие стадиона — всё это должно помочь. Когда будет где играть, то в этом плане станет легче найти и партнёров, и спонсоров, поговорить с губернатором региона, чтобы он тоже помог найти спонсора. Я думаю, что это не настолько недостижимая цель, это вполне осуществимо в течение ближайших 4-5 лет.

Вот две цели и нарисовались: регби в топ-3 и клуб в Твери.

«Стрела» вполне может побороться за первую строчку»

— В июле 2020 года ты в одном из своих аккаунтов написал: «Из планов на будущее — безусловно, регби в топ-3 видов спорта в России (или плотно к этому топу), полные стадионы, гудящие соцсети. Следующие пять лет обещают быть ещё мощнее». С того поста прошло два года. Промежуточные итоги подведёшь?

— Мы потихоньку, но движемся в этом направлении. То, что мы с тобой обсуждали про скачок с 35 мест в digital-рейтинге, как федерация в том же «ВКонтакте» входим в топ-3 видов спорта – это в принципе указывает на то, что мы на правильном пути. Остаётся только продолжать работать в том же темпе, может повышать его, и всё будет хорошо.

— Новые цели за это время появились?

— Я думаю, что да, появились. Потому что прямо сейчас по той же просматриваемости регби на ТВ мы пока что уступаем волейболу, баскетболу и хоккею. Уже обгоняя гандбол. Ещё одна дополнительная цель – это, наверное, как подцель цели попасть в топ-3 – это ещё увеличение количества постоянно смотрящих регби зрителей на ТВ. А может и не на ТВ. То есть аудитория, следящая именно за матчами чемпионата России по регби.

— Какие теперь планы по развитию регбийных медиа? Что нам стоит ждать в скором времени?

— В самое ближайшее время мы будем делать упор на чемпионат России, на его бренд. Мы сейчас будем стараться продвигать его ещё сильнее. Я думаю, что это будут различные партнёрские конкурсы и голосования. Плюс ещё хотим попробовать совместно с нашим новым спонсором делать побольше специальных проектов, которые позволят людям лучше узнавать наш вид спорта и повышать его узнаваемость.

— Начинается новый сезон российского регби. Что ожидаешь от него и медиа клубов?

— В первую очередь, соблюдения медиа-регламента, отсутствие штрафов – не хочу, чтобы клубы платили их. Получать деньги от клубов — не это было целью при его создании. Наоборот, скорее хочется, чтобы все работали хорошо и о никаких штрафах речи вообще не шло. Это в первую очередь.

Во-вторых, я, конечно, хочу увидеть больше креатива от клубов. В этом плане пока что особняком стоит «Стрела». Хочу, чтобы другие команды также продолжали работу с медиа.

Мне очень интересно будет увидеть, насколько конкурентным в плане медиа станет дзержинский «Химик», потому что в прошлом году на полгода зашедший «Ростов» ничего не показал, но зашедшие два года назад «Стрела» и ЦСКА – это был совсем другой уровень. Поэтому хочется, чтобы «Химик» больше относился к категории, где находится «Стрела» с ЦСКА.

В остальном я хочу, чтобы клубы показали прогресс в своих социальных сетях в плане подписчиков и активности. Это было бы очень хорошо увидеть. Мы за ними будем следить в медиа-чемпионате.

— Медиа-чемпионат был запущен в мае 2022 года. Когда будет определён его победитель? Турнир будет синхронизирован со спортивным?

— Нет, он не будет синхронизирован. Победитель определится в конце календарного года. У нас будет традиционное подведение итогов и на этом мероприятии также будут награждены чемпион и призёры медиа-чемпионата.

— Кого считаешь фаворитом в медиа-чемпионате?

— Исходя из того, что сейчас есть, это «Локомотив-Пенза» и «Енисей», они хорошо и достаточно стабильно идут вместе, но я уверен на все 100%, что «Стрела» в этом году вполне может побороться за первую строчку с этими двумя клубами.

Касательно ЦСКА. Конечно, потеряв команду в чемпионате России, ему будет чуть-чуть сложнее бороться за первую строчку, но при этом все мы знаем, как работает ЦСКА. У клуба по-прежнему остаётся «семёрка», молодёжка, женская команда и сам бренд ЦСКА. Они тоже могут побороться за топ-3.

— То есть ЦСКА остаётся в медиа-чемпионате несмотря на то, что мужской команды нет?

— Конечно.

— В чемпионате России шесть лет титул остаётся у «Енисея». Как считаешь, кто-то новом сезоне может прервать его гегемонию?

— Да, я предполагаю, что это будет та же «Стрела». Причём это будет так: «Енисей-СТМ», «Стрела» и «Красный Яр» будут в топ-3 по итогам регулярного сезона. Предполагаю, что СТМ возьмёт «регулярку», Казань станет второй, «Яр» третьим, а за четвёртое место будет борьба, которую выиграет «Слава».

В плей-офф надо будет смотреть, но видя, как «Стрела» играет с «Енисеем», предположу, что, если Казань выйдет в финал, она вполне может взять его и стать чемпионом России.

— Смелый прогноз, но согласиться с тобой не могу. Считаю, что этого не произойдёт. Я не готов назвать какой-то другой клуб, но уверен, что если и произойдёт смещение «Енисея» с первого места, то это сделает не «Стрела». Готов даже поспорить с тобой.

— А давай! На регбийку того клуба, который и станет чемпионом!

— Договорились!

__________________________________

Telegram-канал «Железного регби»

Telegram-канал Михаила Плеханова

Фото: личный архив Михаила Плеханова, официальный сайт ФРР

__________________________________

*Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, деятельность которой в РФ признана экстремистской.