16 мин.

16-летний регбист: о травмах, проблемах в финансировании и мечтах стать регбийным агентом

Проект «Поколение Sport» - о моих сверстниках, которые в свои 15/16/17/18 лет по-настоящему кайфуют от спорта и уже многого в нем достигли. Нам есть, что рассказать, есть, чем поделиться. Ведь спорт - это не про экспертов в дорогих пиджаках. Это про нас. В этих интервью я стараюсь показать, чем живет мое поколение, а также то, что наши успехи тоже заслуживают интереса и внимания.

В первом выпуске я уже рассказывал о девушке, которая занимается спортивными бальными танцами.

Второй выпуск - интервью с игроком регбийной команды «Слава-2003» Артемием Сенько: о травмах, понятии «мужского вида спорта» и будущем поколения.

Привет. Расскажи в нескольких предложениях о себе, пожалуйста.

Привет. Меня зовут Артемий, мне 16 лет. Я долгое время жил за рубежом, в России 4-й год. До этого жил в Италии, где начал заниматься регби, и в Сербии.

У родителей там была работа?

Да, папа работал по контракту на «Лукойл». Ему предложили место, и он поехал. Мы, естественно, за ним.

Расскажи о том, как ты начал заниматься регби.

Это, на мой взгляд, очень интересная история. После того, как мы переехали в Италию (прошло около года), я ничем не занимался. Потом папа мне предложил пойти на футбол. Я отказался, сказал, что не очень горю желанием. Занимался какое-то время конным спортом, ходил в музыкальную школу.

Однажды мы поехали с папиными друзьями за город. Там был один человек, который сказал, что мое телосложение очень подходит для регби.

Он был русский или итальянец?

Нет-нет, итальянец. Это папин друг по работе. Он сказал: «Приходи на тренировку, попробуй, испытай себя». Я пришел, попробовал, и мне понравилось. Теперь играю в Москве за команду «Слава».

 

Назови три твоих главных качества. Сначала как человека, потом как спортсмена.

Сложно на этот вопрос ответить. Но, наверное, как человека – целеустремленность, ответственность и навыки лидера. И общительность. У меня очень много друзей. И у меня часто получается увлечь за собой людей.

А как спортсмена это, если можно так выразиться, «позитивная агрессия». Я жесткий игрок, стараюсь всегда играть агрессивно, хоть и без злобы. Не обращаю внимания на боль, все равно продолжаю играть. Я часто ломал пальцы на играх, были травмы коленей. Все это в спорте, конечно, присутствует, но не смотря ни на что я никогда не просил замены, всегда продолжал игру.

Какое место вообще занимает спорт в твоей жизни?

Очень важное. Очень много времени я трачу на спорт. Это и тренировки, и просто «пойти поиграть с друзьями в футбол во дворе», и с папой на велосипеде покататься. Иногда не хватает времени на уроки и учебу из-за этого. Приходится тратить все вечера и другое свободное время, чтобы сделать уроки, потренироваться и приехать на игру.

А как ты считаешь, что он тебе дает?

Во-первых, это ОФП, то есть физическая подготовка. Для меня важно не быть просто куском жира, который ничего не может, а иметь какую-то силу. Кроме того, он дает очень много интересных знакомств. Когда я начал заниматься регби, у меня появилось очень много друзей. Общение, связи… Это помогает даже в учебе. Когда ты занимаешься спортом, твой мозг мыслит гораздо быстрее. Ведь на поле ты должен очень быстро принимать решения. Это не только в регби, в любом виде спорта. Улучшается память, физическое состояние, моторика. Это в принципе благотворно влияет на организм.

 

Ты в регби уже 7 лет. На каком уровне ты играешь? Любительски или профессионально?

Можно сказать, что это профессиональный уровень, потому что я играю в академии. Это школа олимпийского резерва. Мы ездили и за границу, и на чемпионаты России, и на отборы в сборную Москвы. Теоретически, когда мне исполнится 17, я смогу подписать профессиональный контракт со своим клубом. Но в этом случае мне нужно будет разрешение от родителей, так как я несовершеннолетний.

Что тебя привлекает в регби? Почему именно этот вид спорта, ведь он не так часто встречается, особенно в России?

Да, в России мало кто увлекается им. И мало кто разбирается. Регбистов больше всего на свете бесит, когда те, кто не понимают, сравнивают его с американским футболом.

Я считаю, что регби – это единственный по-настоящему мужской вид спорта. У тебя нет никакой защиты. Максимум капа, чтобы тебе не выбили зубы. Ты играешь почти в футбольной форме. Здесь очень ценится уважение к сопернику. В регби очень много честной борьбы. Конечно, бывают драки, стычки, всплески эмоций, как в любом виде спорта. Но даже если была драка, после матча ты всегда пожмешь этому человеку руку. Есть такая очень красивая фраза: «Регби – это спорт для хулиганов, в который играют джентльмены.»

То есть, ты считаешь регби даже более мужским, чем хоккей или бокс, например?

Да, потому что бокс – это бизнес, это уже не спорт. Все эти крики, полупостановочные крики на взвешивании…

Хоккей – тоже очень мужской вид спорта, но все же там есть защита. Кроме того, там довольно грязных приемов, нечестных тычков. Я предпочитаю уважение к своему сопернику. Да, я грубый игрок, иногда даже слишком, но я всегда подниму соперника и извинюсь. Лучше грубо, но честно.

Когда-нибудь у тебя возникало желание уйти из регби по какой-то причине?

Такие моменты были, но очень кратковременно. Каждую неделю одно и то же, жесткие нагрузки, поэтому иногда хочется сменить вид спорта, расслабиться, отвлечься, просто доказать себе что-нибудь в другой области. Но в то же время я понимаю, что регби – это мой вид спорта и мне в нем комфортно. Я кайфую от самой игры, играю в удовольствие. Однако иногда, конечно, интересно доказать что-то себе или кому-то еще в другом виде спорта.

То, что ты уже упоминал: тебя очень бесит, когда регби путают с американским футболом. Можешь раз и на всегда объяснить, в чем разница, и сказать, чем они отличаются?

Вкратце: дело в том, что Америка – бывшая британская колония. А кто придумал регби? Британцы. Американцы взяли и испортили его, добавив туда некоторые глупые правила и сделав из этого шоу. Они добавили защиту. Мне не нравится, когда играют в защите. Это не контакт «тело в тело». Это не так интересно и не так красиво. Насколько я помню, в американском футболе можно сделать только один пас вперед – и тачдаун. Регби же более динамичная игра, там можно распасовываться, разыгрывать комбинации. А американский футбол – это больше шоу, реклама и деньги. И сравнивать, на мой взгляд, очень культурный вид спорта, регби, с американским футболом, который является его испорченным вариантом, просто некрасиво по отношению к спортсменам, которые этим занимаются. Это как сказать человеку, что его новый «Феррари» как «Жигули». Это неправильно.

Все, что я знаю про правила регби – это то, что там нельзя пасовать вперед. Но я не очень понимаю, как тогда добираться до ворот, как продвигать мяч вперед.

Главное для продвижения вперед – это столкновения. Ты врезаешься в соперника и отталкиваешь его на несколько метров. И так, с помощью столкновений и сложных комбинаций, продвигаешься к воротам, к «зачетке».

Знаменитый элемент, который приходит на ум обывателю при слове «регби» – схватка. Расскажи о ней. В чем вообще ее смысл?

Схватка – это отыгрыш мяча при мелких нарушениях. Команды встают друг напротив друга по позициям. Восемь игроков с одной стороны, восемь с другой. Они сцепляются, толкают друга. Подходят два «девятых», одной и другой команды. «Девятый» команды, которая заработала штрафной, вкидывает мяч, и «второй», центральный разыгрывающий, должен оттолкнуть мяч назад к своим партнерам.

Я так понимаю, на поле очень много позиций, и все они отличаются?

Да, 15 игроков – 15 позиций. Они чем-то схожи, но все отличаются.

На какой позиции ты играешь?

Я чаще всего играю в схватке или «столбом» во второй линии. Могу играть «восьмым» или «усом». Это такие ребята, которые больше всех работают и пашут на поле. Это быстрые и одновременно массивные игроки, от которых требуется очень много работать. Одна из самых важных позиций на поле.

 

Что, кроме игровой имитации, «двухсторонок», входит в вашу программу тренировок?

Сейчас, после того, как федерация регби России начала давать деньги на развитие, наш спектр тренировок расширился. Раньше мы могли максимум заниматься в борцовском или тренажерном зале. Сейчас нам построили искусственное поле, на которое мы тоже можем ходить и там тренироваться. Самое главное – тренировка захватов и финтов. Важно также тренировать пас.

Конечно, ходим в качалку. Это важно, потому что мы играем без искусственной защиты и наша защита – это мышечный каркас. Твердые мышцы, твердые кости и хорошее здоровье. Тренируем также игровые ситуации, как розыгрыш схватки, забегания, построение линий.

У тебя когда-нибудь были серьезные травмы?

Ну, я ломал руки, пальцы. Больше на тренировках, но и на играх тоже. Очень много в регби травм, связанных с коленями. Это не всегда из-за стыков. Часто бывают травмы, связанные с самой нагрузкой. У меня некоторое время назад была так называемая болезнь Шляттера. Она возникает при серьезных нагрузках и характеризуется очень резкой болью в колене. И когда я, допустим, приседал со штангой, делал упражнения с нагрузкой на колени, было неприятно. В этот период было довольно тяжело тренироваться. А так, в регби в основном присутствуют травмы локтей, пальцев и коленей. Ключицы часто ломаются при захватах. На тренировке, помню, у парня была очень серьезная травма шеи. Он потом долго лежал в больнице.

Но даже если ты сломал, например, палец, из-за адреналина ты не чувствуешь этого, когда идет игра, особенно зимой. Ты не чувствуешь боль еще и потому, что все сразу замораживается.

А вы играете зимой, да?

Да, у нас весь год идут игры. Есть обычное первенство, а есть зимнее первенство. Зимнее жестче, потому что ты играешь в любую погоду. Без разницы, какой уровень снега, поле может быть вообще не расчищено, все равно играем. Ноги адски замерзают, пальцы…

Потом идешь в раздевалку, подходишь к обогревателю, кладешь на него все, что у тебя есть, отогреваешься и идешь дальше играть. Как-то так.

Ты, получается, занимаешься бесплатно?

Да, на бесплатной основе, но при этом мы платим за все поездки, переезды. За сборы мы тоже платим. Форму нам выдают бесплатно, тренируют бесплатно, но на игры мы сами добираемся.

Где в Москве можно поиграть в регби? Где ты занимаешься?

В регбийном клубе «Слава». Это рядом с Селезневскими банями. 10 минут ходьбы от метро Новослободская.

Сколько раз в неделю ты туда ездишь?

По-хорошему, я должен ездить туда 4 раза в неделю, но из-за школы, ОГЭ и прочего на данный момент получается ездить только 2 раза в неделю. Ну и каждое воскресенье на игру.

Не надоедает?

Нет, из-за того, что там мои друзья, компания. У нас очень близкие отношения, все друг друга поддерживают. Поэтому мне не скучно.

Есть ли у тебя какие-нибудь титулы?

Мы выигрывали Зимнее первенство Москвы. За это нам дали 2-й взрослый разряд. Брали медали на одном из турниров во Франции.

В какие страны вы ездили с командой, кроме Франции?

В Грузию ездили…

В Грузии это вообще национальный вид спорта, чего я, кстати, раньше не знал.

Да, грузины там его обожают. Они там огромные, куда им еще идти… (Смеется)

Но самый интересный турнир был во Франции.

Где конкретно?

Под Марселем. Сам турнир проходил в городе Сис-Фур-Ле-Пляж между Марселем и Тулоном, в котором на тот момент была самая сильная команда в Европе. Там было очень круто. Это, фактически, было мировое первенство. Там были британцы, итальянцы, французы, мы и африканцы.

Как сыграли?

Сыграли неплохо. Из 20 команд, которые там были, мы были девятыми. И то, с командой, которая выиграла турнир, мы по заносам и пропущенным сыграли 2:1. Так что, если бы еще немного постарались, могли бы и выиграть. Но не получилось.

Насколько я понимаю, самые крутые регбисты в мире в Австралии и Новой Зеландии, так?

Да, но нельзя забывать Шотландию, Англию, Уэльс, Ирландию. В принципе, в Италии тоже неплохая школа регби. Франция, конечно же. Вообще много хороших регбистов во всем мире.

Расскажи немного про структуру регби в нашей стране. Есть какие-то федерации, система лиг?

Есть Федерация регби России. И почти что в каждом городе есть свой клуб. Мы ездили во многие города России: Пенза, Красноярск, Санкт-Петербург, Тула. Много где есть клубы.

Что касается системы лиг, существует Высшая лига, где играют лучшие клубы, и Вторая лига, в которой играют вторые составы. Она наполовину любительская. Там играют в том числе и университетские команды.

 

Ты говорил про профессиональный контракт. Как ты в принципе видишь свое будущее в регби? Думаешь ли ты о том, чтобы потом пойти играть профессионально?

Нет. Как бы я ни любил этот вид спорта, я не очень горю желанием играть профессионально на взрослом уровне. Я хочу быть с ним связан, но совершенно с другой стороны. В будущем я хочу стать спортивным агентом. Продвигать других игроков, может быть даже своих сокомандников, в Европу, чтобы они приобретали опыт.

Мы очень часто видим, например, в соцсетях, как устроена футбольная раздевалка. Ты уже упоминал, что у вас классный коллектив. Но регбийная раздевалка сильно отличается от футбольной по духу?

На мой взгляд, даже покруче будет. Мы очень часто смеемся, иногда подстебываем друг друга (главное, конечно, не обидеть). Музыку редко слушаем. Обязательно, когда кто-то входит в раздевалку, он со всеми здоровается. Даже если 24 человека сидит. Когда 25-й входит, он со всеми остальными поздоровается и только потом сядет переодеваться. Поэтому желательно приходить первым, чтобы не обходить всех.

(Смеется)

У нас, кстати, недавно пришли легионеры: три бельгийца…

Даже в 2003-й год?

Да-да. У нас до этого были французы, все время играют грузины.

А они сюда с родителями переезжают?

Да. Мы, наверное, чуть ли не единственный клуб, в котором играют иностранцы, потому что мы находимся в Москве. Сейчас у нас играют 3 бельгийца и 2 англичанина.

Как вы с ними общаетесь, на английском?

Они немного знают русский. С некоторыми говорим на английском. Есть классный парень, Оскар, у него с русским плохо, так что с ним в основном на английском. Можем подшутить над ним из-за этого, да и он сам тоже смеется.

Получается, у вас лучшая академия в Москве?

Не скажу, что мы лучшие, но точно одни из лучших. У нас же еще существует разделение. Есть «Слава-Марьино». Это лучший клуб в Москве и третий по России, и есть «Слава-2». Я сейчас ушел из «Славы-Марьино» в «Славу-2» за практикой. Но зимнее первенство я выигрывал еще со «Славой-Марьино».

 

Заключительная часть: последние несколько вопросов. На твой взгляд, какая главная проблема твоего вида спорта в России?

Нежелание вкладывать деньги, отсутствие спонсоров. Насколько бы я ни любил свой клуб, но приведу пример. Клуб не давал нам поле для тренировок (просто не было свободного времени, плюс берегли газон для больших турниров), а потом с нас требовал каких-то побед и результата. Как мы можем побеждать и выигрывать, если мы не можем даже тренироваться нормально на собственном поле?

Ну мы и тренировались только в борцовском зале. Это не очень правильно. Сейчас вложили деньги, нам построили маленькое искусственное поле для тренировок. Все стало намного круче, и теперь, как мне кажется, это очень повлияет на уровень нашей команды.

Только недавно нас начали спонсировать. В последний раз, когда наша команда ездила в Грузию, это все проспонсировала Федерация регби России. Нам выдали новую форму, обустроили, поселили. Все было красиво и хорошо. Но если это отбросить, есть много проблем: стадионов мало, все они используются и для других видов спорта. Чтобы поиграть, нам иногда приходится ездить в Зеленоград, Южное Тушино, в Подмосковье. Это очень неудобно.

То есть то, что вам поле построили – это на деньги федерации?

Да, это все на деньги федерации. Получилось выбить. Но я не очень понимаю наше Министерство спорта. Очень редко выделяются деньги на регби. Хотя в последнее время наши регбисты доказывают, что они заслуживают этих денег, особенно наши женщины-регбистки. Они стараются, хорошо выступают на евротурнирах. Например, сейчас обе сборные довольно успешно проходят отбор на Чемпионат мира. Но эти старания очень мало замечают.

Соответственно, меньше финансирование, меньше популярность, меньше зрителей приходит…

Да, в медиа, даже спортивных, я очень редко слышу, чтобы кто-то упоминал регби. Мало кто даже не знает, что это такое.

Сколько всего народу, именно игроков, вовлечено в вашу академию?

Я не знаю точно, сколько человек по всем возрастам, но, допустим, из 2003 года нас человек 60.

То есть все не так плохо, к вам приходят новые люди, пытаются записаться?

Да, но дело в том, что в Москве я больше не знаю бесплатных секций, да еще такого уровня. Из-за этого все пытаются к нам попасть.

На твой взгляд, как именно наше поколение могло бы повлиять на эту ситуацию? Ты говорил, что хочешь стать агентом, продвигать наших игроков на европейском рынке. Что бы конкретно ты предложил для развития регби в России?

Больше уделять внимание молодежи. Следить за ней, давать больше практики, улучшать условия именно для молодежи. У старших групп все более-менее хорошо. А более младших зачастую не ценят. Очень многие уходит из регби, думая: «А зачем мне здесь оставаться, если меня не ценят, если я никому здесь не нужен?»

А в глобальном плане, как ты думаешь, что наше поколение может дать спорту? Какие у нас есть преимущества перед теми, кто сейчас рулит этим процессом?

Может быть, как раз, мы можем усилить связь с зарубежными лигами. Чтобы наши молодые спортсмены уезжали практиковаться в Европу. А то мы все играем в России друг с другом, варимся в собственном соку. Почему бы не уехать в ту же Италию, в какой-нибудь Третий или Второй дивизион, чтобы поиграть на другом уровне. Ведь там все совершенно другое. Везде играют по-разному.Чтобы у нас не было такого, что только один раз в год кто-то куда-то уезжает. Допустим, сейчас я знаю только двух русских регбистов, которые играют за границей.

А если не говорить конкретно про регби?

Да то же самое, развивать молодежь. Вот у меня друг играет в академии футбольного «Зенита». Он говорит: «Много хороших игроков, все стараются». А потом: звездная болезнь, кого-то просто так выгоняют, потому что «не видят потенциала». Это неправильно. Всем надо давать шанс на реализацию. Разорвана связь между «основой» и молодежной спортивной системой. В том же футболе только ЦСКА, «Локомотив» и «Краснодар» подтягивают молодежь к основе.

За молодыми будущее. И в спорте, и в политике, везде. Надо их стимулировать, чтобы им было интересно в этом. Никто этим толком не занимается. А потом все удивляются, что в стране много пьющих, курящих. А это все те, кто не смог прийти и позаниматься, те, кого прогнали. Все секции платные, сборы платные. Надо больше денег тратить на спорт и развитие молодого поколения. И страна тогда будет лучше.

Ну и последний вопрос. Его можно назвать риторическим, но все-таки постарайся ответить. Продолжи фразу: «Мое поколение…»

Мое поколение – это, в большинстве своем, потерянные люди.

Почему?

Как бы я ни любил своих друзей, но все же многие в свои 14, 15, 16, 17 лет уже пьют, курят. Это ужасно. Даже спортсмены. Я, например, иду на спортивную диспансеризацию, знакомлюсь с парнем, он, допустим, борец. Мы выходим оттуда, он достает пачку и начинает курить. Разве это правильно?

Большая проблема, к сожалению, и наркотики. Эти люди, они уже потеряны. Никто не может понять, кем они будут в будущем. Раньше можно было понять: вот этот будет математиком… а сейчас – нет. Из-за того, что чиновники не хотят вкладываться в спорт, в занятия для молодежи мы, к сожалению, уже потеряли очень большую часть нашего поколения, многих талантов. И если вовремя не задуматься, последствия могут быть еще хуже.