«Хоккейная» промышленность ЧССР
Широко известна история о том, как в ГДР хоккей лишился государственной поддержки. При подготовке к Олимпиаде-1972 в западногерманском Мюнхене Политбюрю Центрального комитета Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) постановлением от 8 апреля 1969 года утвердило список видов спорта, подлежащих заботе со стороны государства. Ресурсы направлялись в первую очередь тем видам, в которых спортсмены ГДР имели наибольшую вероятность завоевать медали. Не вошедшие в этот перечень урезались в финансировании или лишались его вовсе. Хоккей в приоритетные не попал. Один из самых главных спортивных функционеров ГДР того времени, руководитель отдела физической культуры и спорта ЦК СЕПГ Рудольф Гельман сказал: «Нам нужна каждая марка (валюта ГДР) для построения социализма. А для того, чтобы заниматься хоккеем, ежегодно тратятся средства необходимые для работы двух судов-рефрижераторов, заготавливающих морскую рыбу. Я спрашиваю вас, дорогие спортсмены, что нам важнее - хоккей или рыболовецкие суда с уловом?». Официальной причиной было названо то, что этот вид спорта слишком дорог и сложен, а большая часть экипировки, включая коньки, завозится из-за рубежа.
А вот в Чехословакии с хоккейным снаряжением все было иначе. Там производилось все (или почти все), что требовалось хоккеистам от малышей до взрослых, от любителей до мастеров.
Первая половина 1970-х годов. ЧССР - Швеция. У защитника Мирослава Дворжака (№ 9) все снаряжение (за исключением шлема шведской фирмы Jofa) чехословацкого производства: клюшка под торговой маркой Artis сделана на Фабрике хоккейных клюшек Sport Horažďovice в городе Гораждёвице, перчатки на пражском предприятии Opus, коньки модели «Корсар» компанией Botas из Скутеча и все остальное тоже сделано в Чехословакии (фотограф Карел Кучера)
Вот так восторженно о хоккейном снаряжении чехословацкого производства писал в 1965 году журнал «Спортивные игры» в одном из своих номеров
Фабрика хоккейных клюшек Sport Horažďovice ведет свою историю с конца XIX века от маленькой колесной мастерской. В 1924 году она была расширена и перепрофилирована, так как возник спрос на лыжи, сани и другой спортивный инвентарь, включая хоккейные клюшки. В начале шестидесятых годов этими клюшками стали играть хоккеисты сильнейшей лиги ЧССР - Первой лиги. 1961 году были заключены первые контракты на поставки клюшек за рубеж. В последующие годы экспорт шел в основном в Швецию, Финляндию, ФРГ, Австрию и Швейцарию.
В конце шестидесятых годов Sport Artis Horažďovice стал выпускать клюшки с изогнутым крюком - модель Alpač, названную так в честь защитника братиславского «Слована» Йозефа Чаплы (Jozef Čapla; Čapla фамилия прочитанная справа налево: Čapla - Alpač), создавшего свою технологию загиба крюка хоккейной клюшки. Экспериментировать с крюком он начал еще в 1957-59 годах, когда играл за «Дуклу» из Йиглавы, где проходил военную службу. Новый импульс идея получила после поездки Чаплы в Северную Америку в составе сборной, во время которой он побывал в гостях у Стэна Микиты, родившегося в Словакии под именем Станислава Гута, любившего общаться с бывшими соотечественниками и являвшегося в НХЛ, вместе Бобби Халлом, первопроходцем в использовании таких клюшек. Стэн подарил Йозефу две своих клюшки с изогнутым крюком.
Август 1967 года. Готвальдов. Тренировочные сборы национальной команды Чехословакии. Йозеф Чапла (справа) и гость сборной Стэн Микита
Вернувшись из Канады, Чапла привез клюшки от Микиты на фабрику в Гораждёвице. После их тщательного изучения и тестирования появилась новая технология производства, позволившая выпускать опытные образцы клюшек. Именно с ним Йозеф Чапла вышел играть в чемпионате ЧССР 1964/65 годов. Еще несколько сезонов опыты продолжались: испытывались различные материалы и улучшались технологические процессы. А в 1967 году в Праге в штаб-квартире национальной компании Artis Йозеф Чапла и Sport Artis Horažďovice заключили контракт на выпуск клюшек Alpač.
Позднее появился Artis Lion с уникальным ламельным черенком, для которого использовались древесина бука и ясеня. Фабрика, численностью около 300 человек, производила более миллиона клюшек в год.
Вратарские щитки под брендом VHV от Opus
Рихард Фарда в перчатках, сделанных на предприятии «Опус», на которых написано Made in Czechoslovakia
История компании Opus начинается с 1923 года. Изначально она специализировалась на производстве конской сбруи и других товаров для конного спорта. Позднее ассортимент выпускаемой продукции был расширен за счет спортивных сумок. А затем «Опус» сосредоточился в основном на выпуске хоккейного снаряжения.
Еще одна модель перчаток VHV от пражского «Опуса» и тоже с Made in Czechoslovakia
Сезон 1968-69 годов. Вацлав Недомански в защитном снаряжении, вероятно, сделанном тоже на «Опусе»
1970-е. Иржи Холик в другом варианте защитного снаряжения, а рядом клюшки Artis Lion
15 сентября 1976 года. Кубок Канады. Интересно, где сделано снаряжение вратаря чехословацкой сборной Владимира Дзуриллы, отличающееся от защиты канадца Рогасьена Вашона (слева)?
Коньки Botas
Botas - компания, специализирующаяся на выпуске спортивной обуви, из города Скутеч, имевшим многовековые традиции производства обуви. Основана в июле 1949 года на базе нескольких обувных фабрик под названием Botana для производства повседневной мужской обуви.
Кроссовки Botas
В 1962 году «Ботана» приступает к производству спортивной обуви и коньков и уже в следующем году появляется торговая марка Botas (bota в переводе с чешского означает «обувь», а S это Sportovní (Sprots) или Skuteč). А в 1968 году производство спортивной обуви составляло более половины от общего объема производства.
Ян Гавел из пражской «Спарты» на фоне логотипа Botas с тремя звездами, нанесенного на борт хоккейной площадки «Спортивного зала» в Праге
Чехословакия. Рабочий момент процесса изготовления хоккейных шайб
Шайба, сделанная в ЧССР: Made in Czechoslovakia
Чехословацкие шайбы тоже были предметом экспорта
Шайба с чешским национальным символом листом липы, сделанная в Чехословакии к очередным матчам между сборными командами ЧССР и СССР
В Чехословакии было чем играть, в чём играть и где играть. Первый хоккейный матч на искусственном льду состоялся 17 января 1931 года и прошел он на «Зимнем стадионе», находившимся на самом крупном острове в черте Праги - Штаванице. Правда, это сооружение из-за не полностью законченных строительных работ работало тогда по временной схеме. Торжественное открытие состоялось почти через два года - 6 ноября 1932. Холодильное оборудование для этой ледовой площадки было сделано и смонтировано специалистами Первого машиностроительного завода из Брно. Вместимость арены, одна их трибун которой была передвижной, составляла 8 000 зрителей. Активное строительство катков с искусственным льдом развернулось со второй половины сороковых годов прошлого века.
Схема расположения катков в ЧССР по состоянию на 31 декабря 1983 года
В 1962 году в стране насчитывалось уже одиннадцать крытых арен, что позволило перейти в изготовлении свитеров для команд мастеров от шерстяных материалов к различным видам хлопчатобумажных тканей. Началось это, естественно, с национальной сборной.
Олимпийские игры 1948 года. Владимир Кобранов
Чемпионат мира 1953 года. Карел Гут
Чемпионат мира 1959 года. Владимир Надрхал
Чемпионат мира 1961 года. Йозеф Миколаш
1961/62. Йозеф Миколаш
Чемпионат мира 1963 года. Франтишек Грегор
1963/64. Ярослав Иржик
1963/64. Властимил Бубник
1963/64. Властимил Бубник
1964/65. Владимир Дзурилла
1964/65. Йозеф Миколаш (№ 13), Владимир Дзурилла (№ 17), Владимир Надрхал (№ 1)
Чемпионат мира 1965 года. Франтишек Тикал (№ 3) и Рудольф Поч (№ 8)
1965/66. Владимир Дзурилла
1965/66. Ян Сухи
1965/66. Ян Гавел
1966/67. Ян Сухи
1967/68. Карел Масопуст и Ян Гавел
1968/69. Владимир Беднарж
1970/71. Ярослав Иржик
1971/72. Йозеф Хорешовски
1971/72. Владимир Дзурилла
1971/72. Ярослав Холик
Все права на фотографии принадлежат их владельцам и публикуются исключительно в ознакомительных целях