11 мин.

Правила американского бильярда (пул). Как играть в «восьмерку», «девятку» и стрейт-пул

Разбираемся в терминах и типовых нарушениях.

Пул (американский бильярд) – популярный вид лузного бильярда. Пул имеет большое количество разновидностей игры, самые известные – пул-8 (или «восьмерка»), пул-9 («девятка») и стрейт-пул (известный также как «14+1»).

Слово «пул» (англ. pool) означает общий банк ставок или игру на деньги. Название прижилось еще в XIX веке, когда американские бильярдные стали использоваться как точки букмекерских контор для приема ставок на скачки.

Виды американского бильярда

Пул-8 («восьмерка», 8-ball) – одна из самых популярных разновидностей бильярда. Получила всемирное признание за простоту освоения и понятные правила игры.

В «восьмерке» используется полный комплект из 16 шаров: белый биток, черный шар под номером 8, семь разноцветных шаров сплошного окраса и номерами с 1 по 7 и семь разноцветных полосатых шаров с номерами 9-16.

Цель игры: необходимо сначала забить все шары одинакового окраса (сплошные или полосатые – в зависимости от того, какой окрас после разбивки и первого результативного удара достался вам, а какой – сопернику), а затем забить шар под номером 8.

Существует британская разновидность «восьмерки» под названием блэкбол (английский пул, английская восьмерка), в которой вместо сплошных и полосатых шаров используется 7 желтых и 7 красных без номеров.

Пул-9 («девятка», 9-ball) – разновидность пула, в которой помимо белого битка используется только 9 шаров (с номерами с 1 по 9).

Цель игры: забить все шары по порядковым номерам. Победителем становится тот, кто забьет девятый, при этом не имеет значения, сколько шаров игрок забил в течение игры.

«Девятка» может быть забита досрочно, если во время своего удара игрок сыграет по шару с наименьшим порядковым номером на столе, и дальнейшие отскоки и рикошеты приведут в лузу шар под номером 9.

Стрейт-пул («14+1», англ. straight pool) – разновидность пула, в который играют полным набором шаров, при этом каждый удар игрок «заказывает»: называет до удара конкретный шар и лузу, в которую планирует его забить.

Засчитываются только правильно забитые шары. «Дураки», то есть случайно забитые из-за рикошетов шары, в зачет не идут и возвращаются на стол. Когда игроки заканчивают текущую пирамиду (на столе остается только биток), на стол выставляется новая, и игра продолжается.

Игра идет до того момента, пока один из игроков не наберет определенное количество очков, например 100. За каждый правильно забитый шар присуждается одно очко, при этом существует система штрафов за различные нарушения.

Стол и кии

Для игры в пул как правило используется девятифутовый стол с соотношением сторон 2:1. Длина игровой поверхности составляет 2,54 м, а ширина – 1,27 м. Также популярен восьмифутовый стол: 2,34 х 1,17 м.

Ширина (створ) средних луз составляет около 13 см, угловых – чуть больше 11 см. При этом диаметр игральных шаров составляет всего 5,7 см (при весе 160-170 г).

Кии изготавливаются из дерева и могут быть усилены стекловолокном или углепластиком. Длина современного кия для пула составляет около 1,5 м при весе 450-600 г.

Дом

Дом – зона в ¼ игровой поверхности стола, занимает промежуток между передней линией (линией дома) и передним (верхним) бортом. Линия дома – условная поперечная линия, соединяющая точки, расположенные посередине между угловыми лузами переднего борта и средними лузами.

Передний (верхний) – борт, от которого производится разбивка пирамиды, задний (нижний) – тот, где пирамида выставляется.

Обычно дом ограничивает область для первого удара, при этом передняя линия не входит в область дома. Удар под определенным углом и с определенной силой позволяет разбить пирамиду так, что сразу несколько шаров оказываются в лузах, но для этого надо осваивать технику игры и изучать разные удары. 

Также в некоторых разновидностях бильярда удары с руки (если игрок нарушил правила, соперник производит следующий удар, установив биток в любую точку стола) должны производится только из дома.

Расстановка шаров на столе

В «восьмерке» существует несколько правил, которые обязательно стоит учитывать при расстановке шаров:

  • шар номер 8 устанавливается в середине пирамиды;

  • передний шар пирамиды устанавливается на заднюю отметку;

  • по углам пирамиды (крайние шары в последнем ряду) должны располагаться один полосатый и один сплошной шар;

  • остальные шары могут располагаться в произвольном порядке, включая передний шар (существует заблуждение, что там должен располагаться шар №1).

В «девятке» правила расстановки шаров следующие:

  • шар номер 9 устанавливается в середине ромба;

  • шар номер 1 устанавливается впереди ромба, при этом передний шар должен располагаться на задней отметке;

  • остальные шары могут располагаться в произвольном порядке;

  • в некоторых правилах любительского бильярда шары могут располагаться в ромбе по порядку, за исключением «девятки», которая всегда остается в середине ромба.

В стрейт-пуле шары внутри пирамиды располагаются в произвольном порядке, кроме шаров №1 и №5: «единица» располагается в правом углу пирамиды, а «пятерка» – в левом. Передний шар располагается на задней отметке.

Начало партии (розыгрыш)

Чтобы определить первого бьющего, игроки берут по одному шару и располагают их на линии дома. Затем они одновременно выполняют удар в сторону нижнего борта. Задача – ударить таким образом, чтобы шар, отразившись от нижнего борта, подкатился как можно ближе к верхнему.

Игрок, выигравший розыгрыш, определяет первого бьющего.

Очередность ударов

Начальный удар (разбитие) осуществляется из дома. Бьющий должен ударить так, чтобы забить хотя бы один шар, либо чтобы как минимум четыре шара (за исключением битка) коснулись борта.

В случае нарушения соперник может продолжить партию с текущей позиции либо потребовать повторную расстановку шаров и осуществить разбитие лично.

Если игрок забил шар по правилам, то его серия продолжается, и он бьет снова. Если он промазал мимо лузы или нарушил правила, право удара переходит к сопернику.

В «восьмерке» используется понятие «открытый стол», то есть позиция, при которой игроки еще не выбрали, кто какие шары будет забивать (полосатые или сплошные).

После разбития стол все еще остается открытым, даже если разбивающий забил любое количество шаров без нарушений правил. Он может наносить следующий удар по любому шару, но первый, попавший в лузу, определит вид шаров, которые он должен будет играть до конца партии.

Если после разбития не было забито ни одного шара, соперник может наносить удар по любому шару, то есть право выбора переходит к нему.

Нарушения правил и фолы

Базовые фолы, при которых игрок теряет право следующего удара:

● Игрок забивает биток. ● В «восьмерке» первое касание битка происходит с шаром противника. ● В «девятке» первое касание битка происходит с шаром большего порядка из оставшихся (например, вместо имеющегося на столе шара с номером 2 наносится удар по номеру 3). ● Игрок промахивается мимо всех шаров. ● Игрок наносит удар по своему шару, но при этом не забивает и не доводит до борта ни один из шаров (включая биток).

Прочие нарушения правил:

● Удар по катящемуся или вращающемуся шару запрещен. Необходимо дождаться полной остановки всех шаров после предыдущего удара. ● Запрещено касаться шаров руками, одеждой и другими подручными средствами. ● Запрещен двойной удар по битку (двойное касанием кием). ● Запрещено проталкивать биток, то есть намеренно затягивать время касания кия с битком. ● Запрещено бить по шару, который располагается вплотную к битку. ● Во время удара игрок должен касаться пола хотя бы одной ногой, в противном случае к нему применяется штраф.

Если игрок за один удар нарушает сразу несколько правил, то к нему применяется только один штраф – самый строгий из предусмотренных за совершенные им нарушения. Иногда это просто потеря хода, а иногда дополнительные штрафные баллы, которые зависят от вида пула и правил конкретного турнира.

Возвращение шаров в игру

В некоторых видах пула, а также при игре с дополнительными правилами, неправильно забитые («дураки») и неправильно заказанные шары (например, игрок заказал шар в угловую лузу, а попал в среднюю), возвращаются на стол.

Если правилами предусмотрено возвращение в игру неправильно сыгранных (забитых) шаров, то они выставляются на продольной линии параллельно длинному борту стола максимально близко к нижней (задней) отметке.

Если позиция уже занята другим шаром, то возвращенный шар ставится ближе к заднему борту вплотную к стоящему на столе шару.

Если во время удара любой шар (включая биток) вылетает за пределы стола, бьющий получает штраф и теряет право следующего удара. Вылетевшие шары возвращаются на стол в соответствии с правилами конкретной игры, а биток вручается следующему бьющему для удара с руки.

Если шар после удара вылетает с игровой поверхности и ударяется о поверхность борта, но при этом возвращается обратно в поле, то он не считается вылетевшим, а бьющий не получает штраф.

Заказные удары

В некоторых разновидностях пула, например стрейт-пуле, каждый удар заказывается: игрок называет конкретный шар и лузу, в которую планирует его направить. В такой игре засчитываются только правильно забитые шары.

Также в пуле существует понятие отыгрыша: игрок, забивший правильный шар, из тактических соображений или ради развлечения может передать право удара сопернику. Для этого до удара он заказывает отыгрыш, о чем говорит вслух.

Завершение партии в «восьмерке» и «девятке»

В отличие от стрейт-пула, где игра ведется до определенной суммы очков, «восьмерка» и «девятка» играются до момента, пока не забит соответствующий шар.

Для победы в «восьмерке» черный шар с номером 8 должен быть забит без нарушений. Обычно «восьмерка» заказывается, то есть называется луза, в которую будет забит шар, но в некоторых случаях для упрощения игры этим правилом пренебрегают. 

Игроку сразу присуждается поражение, если он забил «восьмерку» с одним из нарушений:

  • шар №8 забит одновременно с последним шаром своей группы (полосатым или сплошным);

  • при выполнении удара «восьмерка» вылетела за пределы стола;

  • шар №8 забит до того, как забит последний шар своей группы;

  • «восьмерка» забита не в заказанную лузу.

Для победы в «девятке» полосатый желтый шар с номером 9 должен быть забит без нарушений. «Девятка» не заказывается и может быть забита досрочно, когда на столе имеются другие шары. Для этого игрок с соблюдением правил наносит удар по шару с наименьшим номером с расчетом на рикошет, который заведет «девятку» в лузу.

Фото: unsplash.com/Freddy G, Christian Wiediger, Albert Hyseni