7 мин.

Почему Антонио Конте – сомнительный выбор для «Челси»

Алексей Логинов рассуждает о перспективах итальянского тренера в лондонском клубе.

alt

В понедельник «Челси» предал гласности секрет Полишинеля. Было официально объявлено, что этим летом Антонио Конте сменит лазурные цвета на синие. Таким образом, он станет пятым итальянским тренером в истории «Челси» после Джанлуки Виалли, Клаудио Раньери, Карло Анчелотти и Роберто Ди Маттео. Неплохая компания. Все они, за исключением Раньери, принесли лондонскому клубу титулы. Контракт с Конте заключен до 2019 года. В Италии говорят о зарплате в 5 млн фунтов за сезон, причем в случае победы в Лиге чемпионов предусмотрен бонус – 5 млн фунтов стерлингов. Ни один из грандов серии А не способен платить такие деньги. 

Если бы менталитет победителя передавался воздушно-капельным путем, то лучшей кандидатуры Роману Абрамовичу не сыскать. Ведь бывший тренер «Ювентуса» буквально помешан на успехе: его дочь зовут Витториа, а на заставке мобильного телефона красуется надпись: «Проиграть – значит умереть». Однажды, когда его клуб уступил в борьбе за скудетто, Антонио поехал с друзьями отдыхать в Египет. Но там на него напала бессонница – настолько сильно он переживал неудачу. И отпуск был испорчен. Конте даже откладывал свадьбу до тех пор, пока не завоевал чемпионство с «бьянконери». 

Такое маниакальное отношение к результату во многом определяет и манеру работы Конте-тренера. Он всегда держит группу под контролем. Эта привычка возникла у него еще со времен капитанства в «Ювентусе». И даже когда Марчелло Липпи отобрал у него повязку, власть в раздевалке так и не перешла к Алессандро Дель Пьеро. Возглавив «Юве», Конте не изменил себе, и де-факто Буффон не был капитаном «бьянконери» вплоть до лета 2014 года. Это чувствовалось даже в мелочах. Показательным стал эпизод, когда Конте при свидетелях устроил Джиджи взбучку, словно какому-нибудь мальчишке, едва тот посмел заговорить о финансовых вопросах. Антонио же в тот момент размышлял о более важных вещах – как побить очередной статистический рекорд серии А. 

alt

Однако такой подход хорош там, где футболистам с юношеских лет вбивают в головы мысль о том, что тренеры – это высшие существа, имеющие право измываться над простыми смертными. В случае с Бонуччи, Джаккерини, Джовинко, Кьеллини и К° действовало правило: бьет – значит любит. Поэтому-то ни один из бывших или настоящих «бьянконери» не сказал про Конте ни единого дурного слова. Только Андреа Пирло в своей книге посмел сыронизировать насчет темперамента Антонио, но сделал это так, что даже сам Конте вполне мог этого и не заметить.

В Англии же, насколько мне известно, к тренерам относятся куда проще. Не знаю, как сейчас, но в конце 1990-х итальянцы, вернувшиеся из АПЛ, рассказывали, что там allenatore – это обычный мужик в спортивном костюме, который проводит тренировки и назначает стартовый состав. Наверняка с тех пор многое изменилось, но нужно обладать непререкаемым авторитетом, чтобы заслужить право кидаться в футболистов всякой всячиной. Однако, по меркам острова, Конте далеко не Алекс Фергюсон. Поэтому летающие по раздевалке в перерывах матчей бутылки с водой встретят непонимание со стороны игроков. Конечно, Конте постарается перетащить как можно больше футболистов, крещенных в свою веру. Называют Погба, Наингголана, Бонуччи, вероятно возвращение из аренды Куадрадо. Тем не менее даже финансовых возможностей «Челси» не хватит, чтобы заполучить всех, в кого новый тренер ткнет пальцем. А когда в составе больше половины – свободные люди, с этим придется считаться. 

Поэтому сомнительно, что Конте сможет, по крайней мере, в первый сезон, задействовать авторитарную систему управления. Но способен ли он добиваться цели по-другому, при демократии? Скромные результаты в Национале показывают, что при использовании метода «кнута и пряника» с пряниками дела у Антонио пока обстоят неважно.

Один из главных козырей нового тренера «Челси» – умение объединить футболистов. В решающий момент он способен произнести зажигательную речь и заставить их сделать что-то неимоверное: «Держитесь, парни, у меня есть идея!» Однако для этого нужно, чтобы тебя понимали. В буквальном смысле. Каждое слово, каждое ругательство. Надеюсь, что интенсив по английскому языку поможет ему в этом. 

Конте планирует взять с собой Массимо Карреру, Анджело Алессио, Паоло Бертелли, Мауро Сандреани, а еще брата Джанлуку. А ведь никто из них также не может похвастаться приличным знанием языка Шекспира. К тому же пять итальянских помощников – это перебор. Для сравнения – Жозе Моуринью привез двоих соотечественников, а Карло Анчелотти – только одного. Пятеро пришельцев в штабе могут вызвать ревность со стороны работников «Челси».

alt

Другой важный аспект, который способен помешать Конте адаптироваться в английской премьер-лиге – это отношения с прессой. Дело в том, что Антонио убежден, что все должны им восхищаться. Даже враги. И каждый раз, когда сталкивается с обратным, буквально звереет, выплескивая эмоции. Особенно его бесит, когда в газетах про него самого и его команду пишут разные гадости. И он никогда ничего не забывает. Конте имеет привычку, которую подцепил у своего учителя – тренера «Лечче» Эудженио Фашетти, развешивать такие статьи в раздевалке. Задумка состоит в том, чтобы игроки заряжались энергией. Неважно какой – пусть и отрицательной. 

Вот почему Конте переругался со многими итальянскими журналистами, хотя их число пока не перевалило за критическую массу. Связано это с тем, что в ведущих изданиях позиции удерживают представители старшего поколения. Андреа Монти, Паоло Де Паола и Алессандро Вокалелли по своему мировоззрению ближе к эпохе Лодовико Марадея и Джанни Де Феличе, чем к парням из интернет-изданий, которые часто напоминают троллей. Эти люди чувствуют грань, за которую нельзя переходить. Поэтому при всей напряженности отношений Антонио с розовой газетой, главный редактор GdS не допустит откровенно издевательских материалов на его счет. Однако английские таблоиды вроде The Sun вряд ли будут стесняться. Страшно даже представить, во что это выльется, учитывая темперамент Конте. Справляться с прессингом он так и не научился.  

Отдельный момент – общение со студией после матчей. В Италии все уже привыкли, что Конте отвечает на вопросы ведущих весьма раздраженным тоном. Нехотя, всем своим видом демонстрируя, что ему пора уходить. Много раз ему советовали быть дипломатичнее, стараться хоть как-то сглаживать углы, но с годами болезнь лишь прогрессирует. В Италии на Sky и Mediaset экспертами работают те, кто вместе с ним играл или же его тренировал. Для них он свой, поэтому и можно пикироваться с Сакки, Виалли, Сереной или Мауро. Но как это воспримут их английские коллеги? Слово за слово, и вполне может повториться ситуация февраля 2014 года, когда Конте устроил полемику с Фабио Капелло. Причем, чтобы уладить конфликт, потребовалось вмешательство руководства «Ювентуса». 

alt

Тактика – еще одна тема, над которой следует призадуматься. Во-первых, сложность практической реализации в Англии схемы с тремя защитниками. Пример Луи ван Гала, к которому Конте в свое время ездил на стажировку, показал, что не все европейские идеи срабатывают по другую сторону Ла-Манша. В Британии никогда не играли по схеме 3-Х-Х, и защитникам будет крайне трудно переучиваться. Во-вторых, категорическое нежелание Конте использовать треквартисту. Пусть в АПЛ это понятие и не имеет столь сакрального значения, как в Италии, но все же расстановка 4-2-3-1 пользуется большой популярностью, а она предполагает наличие сразу трех атакующих полузащитников. Конечно, никто не говорит, что Конте выгонит из «Челси» всех, кто располагается между линиями. Есть несколько путей решения – от развертывания линейной 4-4-2 до перехода на 4-3-3. Однако полузащитников, которые привыкли отрабатывать в обороне чуть меньше остальных, ждут трудные времена. Кроме того, для адаптации к методам Конте потребуется время. Только вот будет ли оно?  

Несмотря на кризис в кальчо, итальянская тренерская школа – одна из ведущих в мире. Однако не все выпускники Коверчано способны пойти по пути Карло Анчелотти и Клаудио Раньери. У меня есть серьезные сомнения, что Антонио Конте добьется успеха с «Челси». В чужой стране, вдали от привычных условий, так и не решив проблемы с прокурорами из Кремоны по делу calcioscommesse, находясь под давлением прессы, для которой он – всего лишь иностранец, проявить себя будет невероятно сложно. Это как заняться экспортом граппы в страну, где предпочитают совершенно другие спиртные напитки. Антонио – продукт для внутреннего потребления, что ни в коем случае не умаляет его ценности.

Не знаю, кто посоветовал Роману Абрамовичу остановиться на Антонио Конте, при том, что, по слухам, среди кандидатов были Диего Симеоне и Хорхе Сампаоли. Но явно этот человек – очень большой оптимист.    

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Лазурное небо. Памяти Чезаре Мальдини

Кто поедет на чемпионат Европы? Сборная Италии

Инсинье и пустота. Почему Италию разгромили в Мюнхене

Фото: globallookpress.com/imago/Insidefoto; REUTERS/Alessandro Garofalo; Gettyimages.ru/Claudio Villa; REUTERS/Mohammed Omar