Путешествие к звездам и прогулка по краю пропасти в одном флаконе
Пятнадцатого марта 2005-го Камапа заговорила красным шрифтом. Это произошло в первый и, очень хочется надеяться, в последний раз в истории нашего сайта. Но повод был веским: более экстренного сообщения мы, кажется, никогда и не публиковали:
Вниманию болельщиков!
По независящим от клуба причинам ФК "Крылья Советов" вынужден за 24 часа до игры перенести время начала матча 1/8 финала Кубка России с московским "Динамо".
Время начала матча – 15:00 по самарскому времени.
ФК "Крылья Советов" приносит извинения за причиненные неудобства и обращается к болельщикам прийти и поддержать "Крылья" вопреки обстоятельствам, направленным на то, чтобы лишить команду этой поддержки.
Клуб обращается к своим болельщикам с просьбой помочь в распространении информации о вынужденном переносе времени начала матча.
Положа руку на сердце, причины, по которым "Крыльям" пришлось в последний момент назначать игру в будний день на 15:00 были н такими уж и независящими от нас. Ужесточились требования к освещению на стадионе, и "проскочить" не удалось. Кроме того, нам закрыли Северную трибуну. Уже давно все знали, что с этого сезона все сиденья на стадионах должны быть только пластиковыми, но мы, как всегда, не поспешили.
"Отмазка", как всегда, была сформулирована довольно изысканно, но ее не услышали:
Разумеется, мы не игнорируем требования РФПЛ и РФС. Да, мы не отрицаем факт нарушения регламента, но ведь здесь стоит вопрос не безопасности, а комфорта. Мы пошли на нарушение исключительно в интересах болельщиков, а значит, и всего футбола. Ведь даже командам, приезжающим в Самару, интереснее играть при переполненных трибунах. Телевидение тоже заинтересовано в получении привлекательной картинки из Самары. Разумеется, мы подчинимся любому решению КДК. Но при этом надеемся, что наказанию будет подвергнут только наш клуб, но никак не любители футбола, ради которых мы, собственно, и работаем.
Но из этой ситуации "Крылья" все равно вышли победителями. В холодный будний день, в три часа дня, на "Металлург" пришло более двадцати тысяч человек, лишь накануне узнавших об этом неудобном времени начала матча. Вдобавок ко всему, на 86-й минуте, когда все уже изрядно задубели, Денис Ковба воткнул мяч в сетку динамовских ворот!
В этой истории - весь 2005-й год в миниатюре: сумасшедшая народная поддержка, абсолютная самоотдача футболистов и жуткий хаос в клубе, благодаря которому "Крылья" все время дефилировали по лезвию ножа. Мы даже первое апреля "пропустили" тогда, потому что цирка хватало и без нас...
27 февраля 2005 года на Камапе родился очередной великий мем.
Защитник Мойзес, который пока тоже отсутствует в тренировочном лагере "Крыльев Советов", вчера весь день не был на связи. По словам его брата, в самое ближайшее время Мойзес обязательно даст интервью нашему сайту - такое сообщение появилось на главной странице, и читающие массы тут же выделили из него главное. "Брат Мойзеса" - это выражение оказалось очень емким и потому живучим. К этому персонажу посылали, с ним советовались, на него рассчитывали, а главное - ему верили. В шутку, конечно, ведь многие уже догадывались о том, что на самом деле происходит за широкой спиной мифического братишки защитника "Крыльев Советов".
Все обратили внимание на то, что совершенно фантастическую по содержанию и оформлению "бронзовую" церемонию в МТЛ-Арене не удостоил вниманием никто из первых лиц. И тема премии размером в 18 000 рублей, которую от имени главы области вручили Герману Ткаченко, обсуждалась везде.
- Я тронут, - КВНовская закалка, помнится, помогла ему выглядеть серьезным, хотя в зале люди буквально стонали от смеха. - Постараюсь найти этим деньгам достойное применение.
А я в репортаже о нашей бронзовой церемонии написал слова, которые, к огромному сожалению, оказались пророческими: "Вы можете поручиться, что следующий самарский футбольный праздник не будет посвящен, скажем, выходу команды из второй лиги в первую?"
Видите, только с лигами чуток промахнулся. А по сути оказался, увы, абсолютно прав...
Поначалу мы еще делали хорошую мину при плохой игре, которая вдобавок вот-вот должна была стать еще хуже.
- Какова в целом сегодня финансовая ситуация в "Крыльях"? - спросила в начале февраля Камапа генерального директора Александра Федосеева.
- Она не хуже, чем в прошлом году, - сказал он, и этот ответ, хоть он и не стал мемом, тоже вполне можно назвать ярким и афористичным. Потому что в этой безобидной фразе явственно читалась мрачная ирония - ведь Валерич точно знал, сколько долгов накопилось у клуба с того самого прошлого года.
18 февраля Камапа еще раз повеселила публику новым сообщением про футболиста, чье имя и так было у всех на слуху: "Сегодня в город Олива, где расположились "Крылья Советов", прибыл и приступил к работе защитник Мойзес, задержавшийся в Бразилии в связи с затянувшимся почти на месяц оформлением нового заграничного паспорта".
Гостевая веселилась от души, ведь перед этим отсутствие Мойзеса на сборах объяснялось совсем другой причиной - болезнью матери. Сейчас и руководителей клуба, и пресс-службу, а до кучи и самого футболиста, болельщики за такое, наверное, прокляли бы раз и навсегда. А тогда все эти не слишком ловкие попытки как-то сгладить ситуацию вызывали только добродушный смех. Тем более, что люди, в большинстве своем, все равно не могли себе представить, какие события ждут "Крылья Советов" в самом ближайшем будущем. Что Мойзес, получив бронзовую медаль, но не получив ничего из того, что ему причиталось кроме, вскоре свалит в «Крузейро» и станет в его составе чемпионом неведомого штата Минас-Жерайс. Что Соуза дотерпит до начала первенства России, но проведет за "Крылья Советов" лишь несколько игр и тоже вернется на родину. А остальные кумиры, любимцы, герои, да и просто хорошие футболисты разъедутся из Самары всего на полсезона позже...
Единственная осязаемая хорошая новость предгрозовой зимы две тысячи пятого - трансфер в Самару Андрея Гусина. За месяц до этого, когда "Крылья" играли в Эмиратах товарищеский матч с киевским "Динамо", Андрей, имевший за плечами блистательную карьеру в этом клубе, уже находился там в опале. И вот я в течение почти двух таймов слушал совершенно тупое монотонное совковое брюзжание о том, какой же он индивидуалист, пижон и вообще чуждый элемент. Неподалеку сидели люди, имеющие самое непосредственное отношение к "Динамо" (на сборы случайные люди не ездят, к тому же некоторых из них я узнал), и они с каким-то мазохистским удовольствием перемывали косточки человеку, которому, в общем-то, были кое-чем обязаны.
Уже одного этого хватило, чтобы проникнуться к Гусину заочной симпатией. Потом, когда Андрей неожиданно для всех оказался в "Крыльях", это чувство только усиливалось.
Первое интервью для Камапы у безотказного на этот счет Гусина, кстати, взял Гордон Фримен. Даже не вспомню, что его на это пробило, ведь тогда мы общались с игроками непосредственно для сайта не так часто, ограничиваясь стенограммами пресс-конференций и перепечатывая многочисленных интервью, которые они давали другим изданиям. Скорее всего, дело было в том, что Андрей, как самый продвинутый в интернетовском плане игрок "Крыльев" того состава, принес слишком много гаджетов, которые надо было адаптировать в самарской действительности. Вот Гордон и поделился с Камапой своим пониманием того, какой же великий футболист пришел в нашу команду...
Начался сезон - и стало как-то совсем неуютно.
После поражения в Пятигорске от "Терека" во втором туре - грозненцы тогда играли на нейтральном поле - мы поставили на сайт такую новость:
Из Пятигорска "Крылья Советов" отправились в Кисловодск и разместились в санатории "Целебный Нарзан", в котором пробудут три дня. В течение этих трех дней самарцы будут проводить по два тренировочных занятия. Затем команде будут предоставлены три выходных дня, по истечении которых "Крылья Советов" отправятся на сбор в Германию.
В этой новости не было упомянуто только о двух деталях. Во-первых, деньги на этот короткий кисловодский сбор "Крылья" одолжили у "Терека". А во-вторых, немецкий сбор, скорее всего, не состоится, поскольку он еще не проплачен.
Все это очень напрягало. Если до этого на протяжение всего времени, что существовала Камапа, каждый день и даже каждый час не покидало ощущение творчества, развития и созидания, то вдруг мы все превратились в участников какой-то чужой непонятной игры. Судьба "Крыльев Советов" решалась далеко и высоко, и от нас совершенно ничего не зависело. Мы публиковали какие-то заявления, информировали о чьих-то встречах и консультациях, снова и снова задавались риторическим вопросом - так нужна Самаре хорошая команда, или нет. И при этом понимали, что идет некий торг, а команда - не более чем заложница ситуации. Гордон записал диск из беспросветно грустных песен, и мы все думали: запустить его на стадионе или все же не стоит. "Где твои крылья, которые нравились мне", например. Или еще одну, с нецензурным названием - "нас с тобою... ", ну, типа, обманули, вы понимаете.
Точнее всего высказался Муслимыч: "Дом рушится, все разбегаются, а тебе в нем жить и работать. Тяжело это..."
То, что мы являемся персонажами какой-то дикой комедии абсурда, ощущалось даже в мелочах. Не подумайте, что я до сих пор в доле, но перечисление наших тогдашних рекламодателей кажется здесь вполне уместным: "Марафон", "МегоФон" и "Нурофен". Такой наборчик захочешь - не придумаешь, согласитесь.
Водка "Совет от Крыльев", кстати, тоже появилась именно тогда. Сколько же выпили ее с горя наши болельщики, оплакивая разваливавшуюся команду...
О том, что звездный состав "Крыльев" отыграл свое в Самаре на совесть, и все расставались чуть ли не со слезами на глазах, сказано и написано немало. Каря, совершенно искренне говоривший о том, что не хочет ехать ни в какой Лиссабон. Колода, пластавшийся в своем последнем матче за "Крылья" на ужасной пермской синтетике, уже имея шоколадный контракт с "Динамо". Поша, который в свои 26 лет сказал мне на прощанье: "Боюсь, что самая лучшая страница в моей жизни уже закончилась..."
Но неминуемое все-таки случилось.
Другая жизнь для всех оставшихся началась с домашнего поединка с "Тереком". Как сообщила Камапа в отчете об этой игре, после матча группа болельщиков "Крыльев" на 18 секторе в знак протеста сложившейся ситуации вокруг клуба отказалась покидать стадион. А Гаджиев начал послематчевую пресс-конференцию с таких слов: "Извините за задержку. Представитель чеченской делегации обещал меня расстрелять". Судьи в тот вечер творили, что хотели, "Крылья" проиграли, а Огнен Короман, очень похоже, специально напросился на красную карточку. Словом, столько всего плохого за каких-то девяносто минут на нас еще не выливалось и не вываливалось.
На любую из этих неприятностей надо было как-то реагировать. Однако телефон нового президента клуба Александра Петровича Барановского молчал. Выходной, что поделаешь.
Высказаться решил Андрей Васильев, отвечавший тогда в клубе, помимо прочего, и за безопасность. Но его слова "провисели" на сайте недолго. Как и почему они исчезли, я так и не узнал.
Это состояние полной незащищенности - не своей, конечно, а команды - было ужасным. Мы же привыкли держать руку на пульсе, отвечать на любые удары и происки, а тут превратились в самую настоящую мишень.
Через несколько лет Герман Владимирович признается в одном из интервью: мол, сразу после расставания с Самарой он, на эмоциях, желал "Крыльям" неудачи. И только потом, переболев, поостыл. Но, не стоит забывать, что у него и интересы в команде оставались, поскольку в "Крыльях" еще были игроки, связанные с ним деловыми отношениями. Не удивительно, что в то время мы постоянно ощущали такой липковатый интерес к себе со стороны некоторых СМИ. Да и несколько активных авторов гостевой вдруг как-то быстро изменили свое отношение к "Крыльям".
С этим ничего нельзя было сделать, просто совсем ничего. Силы и ресурсы оказались совершенно несопоставимыми, да и у Барановского не было особого желания защищаться самому и защищать свой клуб. Впрочем, это тоже можно объяснить: команда находилась в такой ситуации, когда голова идет кругом и от более насущных проблем....
Была, например, такая ситуация. В "Крылья" вернулся Мэттью Бут, уезжавший из Самары из-за задержек по зарплате. В интервью "Спорт-Экспрессу" он недвусмысленно высказался на эту тему, предъявив претензии бывшему руководству клуба. Но в газете, вместо упреков в адрес Ткаченко, вдруг появились слова благодарности ему же - "за содействие в возвращении футболиста в Россию"...
Впрочем, мы сами издевались над собой всяко сильнее, чем кто бы то ни было со стороны. Даже в долгожданный праздничный день жеребьевки Кубка УЕФА и то пришлось проглотить еще одну пилюлю. На сайте ташкентского "Пахтакора", а следом и на сайте Азиатской конфедерация футбола появилась информация, что туркменский тренер Тачмурад Агамурадов попрощался со своими подопечными и вылетел в Самару, чтобы возглавить "Крылья".
Гостевая негодовала. Макса и меня бомбардировали звонками коллеги из всех изданий подряд, даже тех, кого обычно футбол не интересует вообще. Муслимыч только пожал плечами: "Мне сказать нечего - пусть разбираются..."
Короче, распечатал я эту страничку из интернета и отдал ее Гусину.
- Андрей, ты, конечно, можешь просто сказать, что ты всего лишь футболист, что твое дело - только играть, Но неужели, мы и это схаваем?
Я никогда не забуду ту почти безмятежную интонацию, с которой он отреагировал на этот мой немножко нервный пассаж.
- Да не кипешись ты. Сейчас все уладим...
Он тут же обзвонил самых авторитетных ребят из команды, и они вчетвером - еще Денис Ковба, Карен Дохоян и Антон Бобер - часа на полтора зашли в кабинет к Барановскому. А когда вышли, он все с той же улыбкой сказал всего одну-единственную фразу:
- Все, дружище. Можно забыть эту фамилию.
Мы отпраздновали эту скромную победу сдержанно. Камапа просто успокоила поклонников нашей команды, сообщив, что эта "новость" не соответствует действительности. "Скорее всего, уважаемые коллеги спутали Агамуратова с имеющим похожую фамилию футболистом сборной Узбекистана, который действительно входит в сферу интересов "Крыльев Советов"," - с доброй улыбкой сообщил официальный сайт нашего клуба.
И команда, у которой был мудрый тренер и настоящий капитан, завершила невероятный сезон в высшей степени достойно. Когда в конце того года Гаджиев и Гусин продлили контракты с "Крыльями", болельщики ликовали так, словно бы это они сами получили прибавки к жалованию.
Барановский, кстати, впоследствии подтвердил, что определенный интерес к загадочной фигуре Тачмурада Агамурадова "Крылья" и правда проявляли. Сделал это он довольно изящно. В огромном онлайне, который мы провели на Камапе после завершения сезона, Александр Петрович сказал, что клуб, потерявший столько игроков, не мог не рассматривать и возможный уход тренера. Вот, среди кандидатов на его замену якобы значился и соотечественник Курбана Бердыева. Но, как только Гаджиев сказал, что он никуда не уходит, все контакты с Агамурадовым тут же прекратились.
... В разгар этой заварухи на одной из пресс-конференций Муслимыча спросили:
- Складывается впечатление, что все так и ждут, когда "Крылья" поскорей умрут. Общественность может на это повлиять?
- Да, если будет организована, - лаконично ответил он.
Впоследствии мы не раз убедились в справедливости этих слов...
15 сентября общественность организованно ликовала. "Крылья", столько пережившие, вдруг расчихвостили знаменитый голландский АЗ! Наша команда к тому времени имела за спиной 11-матчевую беспроигрышную серию, и вопрос сохранения прописки в премьер-лиге после каждого тура вставал все острее. И вдруг - такая феерия! Наверное, пока это - самый великий матч "Крыльев" в двадцать первом веке, да еще грянувший в тот момент, когда от команды меньше всего ждали подвига.
Очень, очень жаль, что еврокубковая эпопея оказалась такой короткой - в ответном матче наша команда вела в счете и не дотерпела самую малость. Хотя, с другой стороны, если бы "Крылья" попали в групповой турнир Кубка УЕФА, они бы, наверное, не удержались в РФПЛ. Не та у нас тогда была команда, чтобы сражаться на два фронта.
А вообще, удивительное дело: три раза "Крылья" стартовали в еврокубках и трижды вылетали только из-за того, что при равенстве побед и забитых мячей пропускали дома больше, чем соперник. Интересно, есть в Европе еще хотя бы одна такая же невезучая команда?..
Впрочем, матчи с БАТЭ и АЗ все равно стали огромным событием для болельщиков "Крыльев", особенно тех, кто побывал на выезде. Их было немало, особенно в белорусском Борисове, добраться до которого, пожалуй, проще, чем до любого другого европейского города, где имелась команда уровня Кубка УЕФА.
В Алкмаар был организованный выезд - клуб договорился с одним туристическим агентством, Камапа изо всех сил поддерживала этот проект, и на трибунах переполненного "Алкмардер Хоут" наших болельщиков было прекрасно слышно. А с учетом того, что многие из них являлись активными авторами гостевой книги, Самара узнала очень много интересного и о Голландии, и об Алкмааре, и о том, как обустроен тамошний футбол.
"Крылья" играли матчи Кубка УЕФА в очень красивой серебристой форме. Мэттью Бут подарил свою майку одному из самых известных самарских болельщиков - Алексею Макееву, или "Французу". Это - не просто прозвище: один из первых авторов самарской гостевой действительно уже давно живет в пригороде Парижа. Но его личный банер можно было увидеть за эти годы на очень многих значимых для "Крыльев Советов" матчах - от Дублина до Южно-Сахалинска...
Предыдущая глава - здесь
Продолжение следует