Непал-2070. Звезды и свастики
Глава I. Стадион без адреса • Глава II. Великомученики • Глава III.Трехзвездочные •
Глава IV. Футбол на могиле демона • Глава V. Вид на Сочи с высоты Катманду
Глава VI. Белые львы старого храма • Глава VII. Профессионалы • Глава VIII. Женщины и дети •
Глава IX. Музыка общественных туалетов • Глава Х. Флаг их бело-голубой •
Глава XI. Предчувствие гражданской войны • Глава XII. "Минск" - это водка!
Глава XIII. Гандбол, которым мы больны • Глава XIV. Академия в Покхаре
Глава XV. Боже, храни полярников!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что творится в голове у непальца, европейскому уму не постичь никогда. Там уживаются какие-то совершенно противоположные вещи. Индуизм с буддизмом и язычеством, карма с дхармой, стремление к свободе с портретами безвинно убиенного короля Бирендры, на которого молятся так же активно, как и на Шиву.
Мы долго силились понять, как устроена эта система ценностей. А потом бросили. Здесь нет никаких правил. Есть только тайные знаки, которые никогда никому не постичь.
Лучшее олицетворение этого винегрета — грузовики и автобусы на дорогах Непальщины. Они — священные коровы автомобильного мира, альфа и омега пыльных выбоин. Грузовик — в подавляющем большинстве случаев это старая-престарая "Тата" — полное отражение внутреннего мира его владельца. На маковке кабины, над лобовым стеклом — обязательно какой-нибудь бог. В основном Шива, но бывают и другие. Как вариант — какой-нибудь проповедник. Нам часто встречалось изображение мужика с кучерявой шевелюрой. Мы уже почти подумали, что непальцы поклоняются Игорю Корнелюку, но впоследствии нам объяснили: это известный проповедник Саи Баба.
Внутри кабины — интимный полумрак, неимоверное количество мест для пассажиров (там, кажется, человек по восемь ездят) и всякие религиозные заморочки вроде мандалы на потолке.
Кабины украшены, как цыганские кибитки: новогодний дождик, бахрома под бампером, почти волочащаяся по дороге, блестящая жесть, которой обиты заводские двери для еще более растаманского вида. Особенно часто это случается с бензовозами и водовозами — царями непальских дорог.
Самое удивительное — огромное место, которое занимает в сусальной росписи машин спорт.
Двери и крылья — это мы уже спустились от божественного к земному. Здесь часты цветы рододендрона — символа Непала. Плодородие олицетворено кувшином. Как вариант — профиль Эвереста на фоне небесной синевы. Какие-нибудь сказочные чудовища. Табун лошадей, красиво скачущих по прериям, которых в Непале нет. Орел, расправивший крылья. Британский флаг (который гораздо более популярен, чем непальский). Бегущий гепард. Иногда красивые, иногда злые глаза над фарами. Че Гевара. Шива. Трезубец Шивы. Хануман. Редко, но бывает — возлежащая голая тетенька.
На любом уважающем себя грузовике (а все они себя уважают) впереди должна быть надпись "Road King" или "King of the road" — король дорог. Сзади разброс больше. Здесь обычно зашифрованные послания галактике. Бывают попроще: например, "Push horn!" ("Нажми на клаксон!"). Или: "See you" ("Увидимся".). Или: "No fear" ("Страха нет"). Или просто: "Speed control" ("Контроль скорости"). Кто контролирует — не понятно. Или: "Wait for signal" ("Жди сигнала"). Или: "Sweet memory" ("Хорошее воспоминание"). Все это пишется исключительно на английском — видимо, чтобы туристам было проще офигевать.
Бывают и подлиннее. "Drinking whiskey, driving risky" — "Выпил виски — водить рискованно". "One mistake, game over" — "Одна ошибка — игра окончена". "Slow drive, long life" — "Тише едешь, дольше живешь". "Follow me but don’t touch" — "Езжай за мной, но не трогай". "God is good all the time" ("Бог хороший все время") — это популярно на маленьких мотомаршрутках темпу. "Polite always" — "Всегда вежливый". "All-India permit" — "Разрешение на всей территории Индии", вряд ли чем-то документально подтвержденное. Верить ему — все равно что верить надписи "Volvo", которая имеется на каждом втором автобусе. Хотя всем за версту понятно, что это все та же "Тата", просто хозяин настолько бредит "вольвой", что не смог удержаться. Бредящих катастрофически много.
Но сильнее всего вводит в ступор свастика. Она в Непале везде — на домах, плакатах, лбах и машинах. Мы ходили и шарахались от нее машинально, на инстинкте граждан страны, победившей фашизм.
Самое удивительное — огромное место, которое занимает в сусальной росписи машин спорт. Футбольный мяч нарисован на каждой третьей. К мячам часто приписывают год. Или надпись, вроде EURO’2016 (что к чему?!). Почти такая же сакральная важность у надписи "Adidas" или "Nike". В Непале обоим гигантам спортивной одежды вообще не нужно волноваться насчет рекламы. Непальцы сами нарисуют и будут гордо щеголять причастностью к горнему. Каждый уважающий себя автолюбитель имеет на борту надпись "Sport". Зачем? Почему? Не дают ответа.
Главный футбол в жизни непальца, сколько бы он ни болел за "Мананг" или "Три Стар Клаб", — это футбол европейский. Мы видели огромные железные заборы особняков, к которым были приварены огромные металлические эмблемы. Один раз — "Реал" и "Ливерпуль". Второй — "Челси" и "Манчестер Юнайтед". Мы видели машины, оклеенные значками "Барсы" и "Арсенала".
Мы видели людей, которые готовы на все ради далекого европейского гранда. Наш товарищ Дипеш, например, — преданный фанат "Челси". Когда лондонцы поехали с турне в Таиланд, Дипеш полетел за ними и был первым в очереди за автографом Фрэнка Лампарда.
Мы видели феноменальный красавец бензовоз: Майкл Джексон на одном крыле, Шварценеггер в образе Терминатора на другом, командое фото "Барселоны" на одной двери, дельфины на другой...
Совсем классика — серп и молот, символ маоистов.
Если человек болеет, то это серьезно, пусть и безо всякой логики. Бывают непальцы, которые одинаково сильно любят, например, "Барселону" и "Челси". Хотя и идеологически, и исторически любить и то, и другое одновременно невозможно. Мы даже встретили одного мужика, который на полном серьезе болел и за "Манчестер Сити", и за "Манчестер Юнайтед". На наши робкие попытки узнать, не сошел ли он с ума, мужик бодро отвечал: соседи не должны ссориться. Они должны жить в мире. Поэтому никаких особых счетов у "красных дьяволов" и "горожан" нет и быть не может.
Но сильнее всего вводит в ступор свастика. Она в Непале везде — на домах, плакатах, лбах и машинах. Мы ходили и шарахались от нее машинально, на инстинкте граждан страны, победившей фашизм.
Местные пожимали плечами: она же означает "мир во всем мире". А заодно является символом нескольких политических партий. Но как не содрогнуться? Какой-нибудь политплакат: зеленое дерево, а под ним свастика. Или свастика в сочетании с коровой. В наших глазах это корова-фашист. А там — мирная корова.
Не менее сильное впечатление производила попадающаяся в самых неожиданных местах шестиконечная звезда — звезда Давида, как сказали бы у нас. Но в Непале вовсе не Давида, а сама по себе. Особый писк — звезда, составленная из двух знаков аварийной остановки и приделанная над лобовым стеклом. Иногда свастика и звезда смотрят друг на друга с разных сторон дороги, лишний раз демонстрируя: здесь вам не Европа.
Совсем классика — серп и молот, символ маоистов. И они здесь тоже нередко идут в сочетании со свастикой — на плакатах политических партий.
Вся политическая жизнь Непала — в пиктограммах.
В горных деревнях есть плакаты для объяснения неграмотному населению, как голосовать. Так там только свастики, звезды, серпы-молоты, деревья, коровы, чарки, шкварки, зонтики, керосинки, сложенные в приветствии руки... Вся политическая жизнь Непала — в пиктограммах.
Правда, и они меркнут перед знатной закорючкой "Ом". Ом — это священный в индуизме звук, начальный слог всех приличных мантр. Он трансцендентен и смыслообразующ — как "Челси" с "Барселоной".
Стюардесса бесстрастно посмотрела на меня и сказала:
— Идите в кабину пилота.
— Зачем? — удивился я.
— Вы что, не хотите увидеть Эверест?
— Хочу, — сказал я. — Тогда идите к пилотам. Они вам покажут пальцем, чтобы вы ни с чем его не перепутали.